Игорь Качалов: «Кризис вызовет волну спроса на консалтинг со стороны выживших компаний»
— Во-первых, кризис пока еще не в полной мере развернулся в России, включая Челябинскую область. Поэтому пока еще рано делать заключения на тему, как он повлиял на бизнес. Сейчас можно говорить тол
— Во-первых, кризис пока еще не в полной мере развернулся в России, включая Челябинскую область. Поэтому пока еще рано делать заключения на тему, как он повлиял на бизнес. Сейчас можно говорить только о прогнозах.
Во-вторых, объем рынка консалтинговых услуг в Челябинске пока еще мал сам по себе. По разным оценкам, он колеблется от $4 до 4,5 млн в год. Для сравнения, рынки таких городов, как Казань, Екатеринбург и Тюмень, показывают емкость от $15 до 30 млн в год. Другими словами, в Челябинске на рынке консалтинга пока еще нечему падать и сокращаться.
Челябинские компании «Ариант», «Выбирай», «РемБытТехника» и ряд других активно развиваются на федеральном уровне. Но при этом в регионе крайне мало заказов на консалтинг даже по меркам соседних регионов. Это может, например, говорить о том, что у челябинских предпринимателей сильны интуиция и харизма. Такой подход помогает им быстро развивать бизнес за пределами области на фоне общего роста рынка и доступных дешевых денег. Кризис может привести к тому, что многие осознают необходимость детальных расчетов для прочного успеха в бизнесе. А это может стимулировать рост спроса на консалтинг со стороны компаний, выживших в кризис.
Чтобы понять, в какую сторону может измениться спрос на консалтинговые услуги и каким консультантам эта ситуация поможет в первую очередь, надо вкратце обсудить, в чем природа кризиса с точки зрения управленческих решений.
Нынешний кризис происходит на фоне крайне низкой эффективности всего российского и челябинского бизнеса в частности. Там, где в зарубежных компаниях работает один сотрудник, в российских — от 2 до 4 человек. Пока были низкие зарплаты, разрушающий эффект этой ситуации был незаметен. После увеличения оплаты труда до $800-1000 в месяц такое громадное количество лишних сотрудников дополнительно обвалило прибыль компаний.
Самое интересное, что стоит только начать вводить в компании современные работоспособные инструменты управления, как продажи и прибыль резко возрастают. Эти инструменты известны и уже применяются почти 20 лет. К сожалению, о них практически не пишется в книгах и их не изучают в бизнес-школах. Консультантов, которые владеют такими инструментами, мало.
Отсюда ответ сразу на множество вопросов. На первый план должны выходить классические инструменты консалтинга.
И напоследок, как и какие отрасли пострадают в кризис? В первую очередь сокращаются отрасли, далекие от повседневных нужд, например, туризм. Потом люди уменьшают расходы на товары длительного пользования и редкие покупки: недвижимость, одежду, мебель. И в последнюю очередь сокращаются расходы на питание. Логика проста и естественна: можно полгода-год походить в старом костюме и провести отпуск в крайнем случае дома. А вот кушать надо каждый день и желательно три раза.
При этом надо помнить, что внутри самих товарных групп сокращение сегментов будет неравномерно. Сильнее всего будут сокращаться продажи дорогих люксовых товаров. Уже сегодня в Москве можно с хорошей скидкой купить дорогие яхты, машины и пр. А вот продажи дешевых товаров, прежде всего продуктов питания, вырастут.