Георгий Мартюшов, URAмобиль: «Владельцы ТРК и гостиниц нас не понимают»

Три месяца назад 25-летний челябинец запустил первый сервис каршеринга в южноуральской столице. О первых проблемах, отношении горожан к автомобилям и ценностях поколения Y он рассказал DK.RU.

«В Челябинске не сложилось понимание того, что есть каршеринг»

Сейчас в Екатеринбурге и в Челябинске URAмобиль располагает 200 автомобилями. Каршерингом в отличие от аренды автомобиля можно воспользоваться быстро — лишь с помощью приложения, и чаще для короткой поездки. И если в столицах сервисы стали появляться уже пару лет назад, то в Челябинск инновация пришла только этим летом.

Как вы думаете, почему раньше никто не решался зайти на рынок каршеринга в Челябинске, хотя в Екатеринбурге такая услуга существует уже несколько лет?

 Возможно, это кадровые проблемы  федеральные компании достаточно долго размещали вакансию руководителя филиала в Челябинске, но так и не смогли найти нужного человека. Но могут быть и другие причины.

Как вас встретил местный бизнес – владельцы гостиниц и ТРК, около которых чаще всего концентрируются автомобили, которые сдаются в аренду?

— В Челябинске еще не сложилось устойчивого понимания того, как работает краткосрочная аренда автомобилей. И у населения, и у многих руководителей гостиниц, отелей и больших ТРК. Уже несколько отелей обратились с просьбой, чтобы мы не оставляли автомобили на их площадках. Хотелось бы сказать, что, во-первых, не компания URAмобиль размещает автомобили на прилегающих территориях отелей и ТРК, а клиенты гостиниц оставляют их после завершения аренды там, где есть специальные зоны и это не запрещено правилами ПДД. Во-вторых, данная услуга дает возможность пользователям быть более мобильными. Отели, гостиницы, рестораны, ТРК должны, наоборот, рассказывать своим посетителям о том, что они могут воспользоваться каршерингом.

В Екатеринбурге такие же сложные отношения?

 В основном, это касается именно Челябинска. В Екатеринбурге топ-менеджеры отелей понимают, что человек может выйти из аэропорта Кольцово, сесть за руль авто и приехать к ним в гостиницу только потому, что отель находится в зоне завершения аренды. Это очень круто!

Еще у «Урамобиля» много зон на северо-западе и почти нет на ЧМЗ, например, или даже в аэропорту. Это тоже следствие недопонимания?

 Предложение сотрудничать от «Кольцово» мы получили сразу же после первого запроса. Мы тут же отреагировали, прошли ряд  согласований, заключили договор и внесли в список номера автомобилей для того, чтобы они могли въезжать беспрепятственно. С Челябинском все было не так быстро. Изначально не было понимания того, как сервис работает, как настроить механику въезда и выезда. Мы просили сделать так же, как в «Кольцово»: автоматические системы просто считывают номера каршеринговых машин и пропускают их.

Аэропорт «Челябинск» только ожидает реконструкцию, поэтому, как нам пояснили, установить камеры пока невозможно. Сейчас договор о размещении наших зон находится в стадии окончательного согласования, надеемся, что этот вопрос будет решен.

А количество зон в жилых районах зависит от спроса. Мы проводили эксперимент и открывали несколько зон на ЧМЗ. Примерно 10-15 автомобилей находились там и не могли вернуться в другие районы города, где также есть открытые зоны для завершения аренды. Для нас очень важно, чтобы автомобили не простаивали долгое время без дела.

Наверное, это ограничивает возможности части пользователей, которые живут в отдаленных районах, но виной тому  низкий спрос. Другое дело  Курчатовский район, например. Вечером большинство машин оказывается именно там. А утром они перемещаются в центр.

В Копейске появитесь? Или в других городах области?

 Появимся. В тестовом режиме мы открывали Копейск, но повторялась ситуация с ЧМЗ. Более того, когда автомобили находятся там очень долгое время, они начинают привлекать внимание молодежи. Начинаются бездумные действия. Что скрывать? На машинах прыгают.

Если будет спрос, запустимся и в других городах области. А в перспективе хотелось бы покрыть всю область, чтобы человек мог и на озеро уехать, и на пикник, но пока такие возможности мы обговариваем только индивидуально.

«В Москве каршеринг в настоящем противоборстве с такси»

Сегодня количество автомобилей каршеринга в Москве составляет более 10 тыс. А емкость рынка столицы оценивается в 15 тыс. Челябинску и Екатеринбургу до таких масштабов далеко, но для городов с населением чуть больше, чем миллион человек, адекватной планкой Георгий Мартюшов считает автопарк в 1 тыс. автомобилей.

Таксисты как отреагировали на появление сервиса каршеринга?

 Сейчас говорить о том, что мы создаем конкуренцию такси в Челябинске и Екатеринбурге, я бы не стал. Но в Москве идет настоящее противоборство. Москвичи в принципе более восприимчивы к инновационным сервисам, и там была такая ситуация: автомобили каршеринга находились на парковке аэропорта. А таксисты со своих смартфонов бронировали эти машины в тот момент, когда прилетал большой рейс. Получается, реальные клиенты выходили и не видели в приложении автомобилей  они все были забронированы таксистами. И человек, понимая, что ему не на чем уехать, пользовался такси. Постепенно эта проблема была решена  каршеринговые компании ввели плату за бронь. Но оценить масштаб противостояния даже по одной такой истории можно.

Чем помимо моделей машин и стоимости аренды отличаются каршеринговые компании?

 Отличительной особенностью каршеринговых компаний может быть поддержание внешнего и внутреннего состояния автомобилей, наличие топлива в баке и доступность круглосуточной поддержки в случае нестандартных ситуаций. Еще проведение акций — каршеринговые компании используют их часто.

Сейчас в Екатеринбурге работает федеральная компания, которая снижает стоимость минуты в определенные часы в несколько раз. У нас пока нет такой возможности, но на самом деле чем больше клиент вникает в суть и преимущества каршеринга  пусть даже изначально с помощью конкурентов, – тем вероятнее, что в следующий раз он возьмет наш автомобиль. Потому что возникает естественная потребность иметь сразу несколько приложений на телефоне, так как количество автомобилей еще небольшое. А впоследствии при заказе автомобиля решающую роль играет то, чья машина окажется ближе.

Полгода назад  директор «Планеты авто» Андрей Кольцук в интервью DK.RU заявил: каршеринга в Челябинске не будет, потому что в городе хаотичная бесплатная парковка. Вам мешает беспорядок?

 Он есть и действительно мешает, но решение этой проблемы уже близко. Посмотрим опять же на Екатеринбург. Там внесли изменения в парковочную зону в центре города  она стала платной, мы уже обсуждаем с чиновниками условия размещения каршеринговых автомобилей. В Челябинске разговоры о размещении платных парковок тоже активно ходят. Диалога с властями пока не было, но мы готовы в нем участвовать.

Одна из наших целей  разгрузить транспортную ситуацию в Челябинске. Если сотрудник офиса приезжает на работу на своей машине, то она стоит целый день, и только вечером уезжает с парковки.

По статистике, сегодня один автомобиль каршеринга может заменить 10 автомобилей личного пользования. Один арендованный автомобиль обычно совершает 8-10 поездок в сутки, а среднее время поездок составляет 30-40 минут. Конечно, хотелось бы, чтобы власти мегаполисов оказывали нам содействие.

«Молодежь вдумывается в смысл вещей, и не находит его»

Поколение людей 90-х годов связывают счастье и благополучие не с собственностью  и предпочитают тратить деньги на новый опыт, считают эксперты Уральской палаты недвижимости. Помимо того, что поколение Y равнодушно к приобретению жилья, оно меньше стремится покупать автомобили, но брать в аренду готово, считает Георгий Мартюшов.

Каршерингом пользуются в основном молодые люди?

 Основные клиенты  от 18 до 35 лет. Люди старше 35 обычно имеют свой автомобиль, но готовы взять наш автомобиль в аренду в экстренной ситуации раз в несколько месяцев. Но, конечно, дело не в возрасте, а в интересе человека к новшествам.

Социологи и психологи все чаще говорят: «Новые поколения отказываются от привязанности к личной собственности, особенно к автомобилям и квартирам». Рассчитываете ли вы на это?

 А к этому добавляется еще и рост валюты, из-за чего стоимость некоторых автомобилей неоправданно возросла. У молодых людей после окончания института покупка автомобиля оказывается совсем не на первых позициях в списке ближайших целей. По той же причине они арендуют квартиры. Молодежь действительно все чаще размышляет о смысле собственности и делает свой выбор: «Зачем мне автомобиль, если он, по большей части, мне нужен только для особых случаев? Для этого есть каршеринг».

Часто ли хулиганят  сливают бензин, снимают детали?

 Мы изначально подобрали марку и модели, которые пока не очень распространены в России. У Lifan очень низкая статистика угонов, на вторичном рынке детали и агрегаты не востребованы. Так что риски минимальны. Единственное, что открутили однажды с нашей машины, — это плафон. И это в то время, когда в соцсетях каршеринговый «Хендай Солярис» без фонарей стал мемом.

Что касается хулиганства  а по-другому не выразиться — есть такие люди. Бывают случаи, когда автомобиль после завершения аренды находится просто в отвратительном состоянии. Грязный салон, разбросанные объедки, мусор. И в таком состоянии его могут оставить, например, в лесу.

Бывало так, что нам приходилось вытаскивать машину из грязи с помощью спецтехники. К большому сожалению, не всегда цивилизованные сервисы достаются воспитанным людям. Хотелось бы, чтобы люди стали более порядочными.

А в ДТП часто попадают?

 Не чаще, чем другие водители. Характер ДТП бывает разный, но (плюет через плечо – прим. ред.) без жертв. Все машины мы восстанавливаем и пускаем в работу.

А как вообще возникла идея именно такого стартапа?

  Я вдохновился идеей внедрять инновации в автотранспорт, так как всегда был связан с автомобилями. Увидел, что ситуация в России складывается так, что желающих ездить за рулем автомобиля, не имея возможности владеть личным авто, больше, чем тех, кто имеет такую возможность. Для меня было важно, чтобы все это было в максимально удобном варианте, без сложных процедур оформления, как при классической аренде. Чтобы можно было взять в руки смартфон и уже через несколько минут ехать на машине.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.