Андрей Кольцук, «Планета Авто»: «Бардак на дорогах Челябинска — это хаос в голове властей»

Челябинские автомобили винят в смоге, однако это лишь отвлечение внимания от главной проблемы. В городе надо навести порядок: благоустройство пойдет на пользу как пешеходам, так и водителям.

В прошлом году южноуральцы стали активнее покупать авто, а «Планета Авто» по итогам года даже вернулась к показателям докризисного 2010 г. Но рост продаж не означает, что жители Челябинской области стали богаче, они просто привыкли к жизни в кризисе, считает директор «Планета Авто» Андрей Кольцук. В интервью DK.RU он рассказал, растут ли в городе продажи авто, почему челябинские власти мешают развитию каршеринга и когда электромобили займут 15% рынка.

Год входит в активную фазу. Как он начался для автомобильного рынка? Есть ли шанс вылечиться к концу 2018-го и вернуться на такой уровень продаж, который был до кризиса?

 В принципе всё пока в позитиве. Год начался даже с некоторым подъемом по отношению к прошлому. Сравнивать с предыдущими периодами, конечно, можно, но это некорректно. Потому что нельзя просто считать проданные автомобили в штуках: в 2010-м году мы работали с одним количеством брендов, сейчас их стало больше.

Но, по моим оценкам, рынок к концу года не вылечится  это точно. Предпосылок к этому очень мало, достаточно лишь оценить доходы населения. Мы закладываем рост продаж в 10%, но прогнозы  неблагоприятное дело. Они, как правило, не сбываются.

Но в 2017 г. заметно выросли показатели автокредитования, люди активнее стали покупать в том числе и иномарки. Может ли быть такое, что доходы населения не столько снизились, сколько ушли в теневой сектор?

 Заработки упали. Понимаете, показатели «Автостата» по количеству проданных автомобилей в стране  это средняя температура по больнице. В России слишком много регионов, чтобы всерьез воспринимать такой усредненный показатель. В Челябинской области своя структура рынка, свой уровень доходов населения, который не растет в последние годы. А рост продаж автомобилей на самом деле говорит о другом. Экономическая ситуация в стране не изменилась, но доступней стали кредиты, например. Да и люди изменили свое отношение к затратам  стали внимательнее к финансовым сервисам, привыкли к новым расчетам затрат на свою жизнь, к новому соотношению доходов и расходов.

То есть продажи автомобилей ощутимо растут, но это лишь потому, что люди привыкли жить в кризисе?

 Да, но не только. Необходимость замены автомобиля напрашивалась давно. Мы и раньше планировали, что в 2018 г. в любом случае рынок будет подрастать. Дело в том, что основные продажи, которые были в последнее десятилетие, пришлись на 2012-2014 годы. Тогда в Челябинске продавалось максимальное количество автомобилей.

А у владельца авто есть психологический порог – 3-5 лет. Спустя это время у человека возникает желание продать автомобиль и обзавестись новой машиной. И этот скачок приводит к небольшому росту рынка. Это не потребительский бум, а просто техническая замена автомобиля, которая приводит к коррекции продаж, лечебный процесс для дилеров.

Что касается теневого рынка, то судя по своим знакомым, я не могу сказать, что кто-то обогатился. Доходы у жителей Челябинской области не выросли, и своеобразным индикатором здесь выступает не спрос на авто, а продуктовая корзина. И даже если она увеличилась, это нельзя расценивать, как рост доходов, потому что многие просто начали тратить накопленные сбережения.

Государственные программы как-то стимулируют продажи авто?

 Могу отметить программу утилизации, по которой можно сдать старое авто и получить скидку. Программы кредитования тоже прозрачные и честные. Они не носят грабительский характер, как было раньше. Замечаний практически никаких, это поддерживает целую отрасль, стимулирует покупку новых автомобилей. Конечно, эти меры ударили по продажам автомобилей, которые производятся и собираются за рубежом. По данным того же «Автостата», 70% новых машин, которые продаются в стране, собираются в России  неважно, полностью или частично. Это логично, потому что при сборке машины применяется наша рабочая сила, платятся налоги.

Осенью в Челябинске активно продавались автоцентры: сначала Honda, потом Mazda. Связано ли это с кризисом зарубежных производителей в России?

 Насколько я знаю, эта история имеет корни в кризисной ситуации 2008 г. У компаний была излишняя инфраструктура, которая во время финансовых трудностей оказалась в залоге у банков. В итоге сейчас недвижимость реализуется, назначены кризисные управляющие, но пока, насколько я знаю, дальнейшего движения нет.

Что сейчас происходит со вкусами челябинцев? Какая комплектация и цвет в тренде?

 Всё так же, как и в других городах России. Сильно растет сегмент кроссоверов, люди отказываются от седанов, особенно группы C и D, потому что Volkswagen и Skoda выдают класс B на массовый рынок. Что касается цвета, то преобладают светлые тона  белые, серые. Всё меньше становится ярких, кислотных, жизнерадостных тонов. Челябинцы стали прагматичны и выбирают немаркие варианты.

А многие ли, по вашим ощущениям, готовы сознательно отказаться от личного автомобиля?

 Сейчас это общемировой тренд. В большей степени ему подвержены глобальные мегаполисы, где проще пользоваться услугами такси или каршерингом (прим. ред.: краткосрочный прокат автомобилей). Да, там этот рынок растет, можно брать напрокат машины разных сегментов, вплоть до премиум-класса: автомобиль можно взять в одном месте, а оставить там, где тебе удобно, и никакой наценки за это не будет.

Я думаю, в Челябинске эта услуга не приживется, потому что нужно сначала создать инфраструктуру, а в таком большом специфическом городе это сложно. Если в Москве условие: «Оставить машину в пределах Садового кольца»  это нормально, то в Челябинске — городе, где никто не занимается вопросом парковок, это невозможно.

Так что пока эту нишу охватывают такси и фирмы, которые сдают машины в аренду.

С каждым годом расценки на поездки в такси становятся всё ниже. В Челябинске активно появляются не только федеральные, но и мировые игроки. Это отражается на продажах авто?

 Конечно, мы замечаем, что такси в городе становится очень много. Есть Uber, который скоро поглотится Яндексом. Есть местные операторы, которые наращивают автопарки. Но вот с таксистами существует проблема, которая не может разрешиться в ближайшие годы. У перевозчиков нет статуса, нет ответственности за поездку перед пассажирами. И эти проблемы пока не решаются никак. Сейчас так называемые такси по сути ими не являются. То есть не всегда адекватный человек, который имеет личный автомобиль, может без особых препятствий взять заказ и повезти клиента. Компании для начала должны обзавестись собственным таксопарком, а водители  быть штатными специалистами. Может, что-то улучшится после принятия изменений Минтранса в законе о безопасности дорожного движения: непрофессиональные таксисты приравняются к профессионалам и будут обязаны раз в пять лет проходить экзамены. И только если у людей возникнет доверие и уверенность в услугах такси, можно будет говорить о полноценном переходе на них.

Но всё-таки прогресс ведет к тому, что люди массово откажутся от собственного авто?

— В России в ближайшее время чего-то подобного точно не будет. По крайней мере, в ближайшие 25 лет. У нас крайне низкая автомобилизация по сравнению с развитыми странами  почти в три раза меньше автомобилей. Даже в Европе нет такого явления — массового отказа от машин, автомобильный рынок там постоянно растет. Россия по продажам автомобилей в год сейчас на пятом месте в Европе. То есть в Испании продается в порядок больше машин, чем у нас, а площади этой страны и нашей несопоставимы. Так что никто пока не спешит отказываться от автомобилей.

У нас мало автомобилей? А челябинские власти активно обвиняют в смоге машины, заявляя о том, что именно они вырабатывают 30% загрязняющих веществ. Так ли много авто на дорогах, чтобы в воздухе постоянно висел смог?

 Когда приезжаешь в Европу, очевидно, что даже в среднестатистическом городе в разы чище, чем в Челябинске, а на улице там ничем не пахнет. А автомобилей-то гораздо больше! При этом качество машин у нас совершенно соответствует европейским стандартам, поэтому автомобили не могут как-то особенно загрязнять воздух.

Да, когда приезжаешь в Пекин, заметно, что там примерно такая же атмосфера, как у нас в городе. Но в Пекине ездят десятки миллионов автомобилей! А в Челябинске  несколько сотен тысяч. Источники выбросов, из-за которых возникает смог, понятны всем, кроме губернатора, и с ними надо бороться. Заявлениями о вреде выхлопов автомобилей нас пытаются отвлечь от главного источника загрязнений. Но если бумага всё стерпит, в телевизор можно говорить, что угодно, то проблема с экологической ситуацией так не решается.

Влияет ли на решение купить машину транспортная напряженность в городе?

 Тот бардак, который устроили на наших улицах,  это хаос в голове властей. Они наплевательски относятся, в том числе, к транспортным проблемам. Конечно, для людей важен комфорт на дорогах. Они думают об этом, покупая автомобиль. Правда, если мы говорим про Россию, то машина здесь приобретается не столько для поездок по городу. Тут она нужна в качестве средства, которое дает возможность проехать достаточно большое расстояние. Ведь инфраструктура таких перемещений у нас никакая. Вот каким образом можно попасть в Тюмень? Нет железнодорожного транспорта, общественный мало доступен. Можно, конечно, умудриться уехать на автобусе, но в целом  никак туда не уехать, кроме как  самому сесть за руль.

А если город займется благоустройством, общественным транспортом и пешеходными зонами, продажи автомобилей могут упасть?

 Сейчас, конечно, много говорят о благоустройстве, возникают тематические общественные движения. Но мы живем в реальности, где продолжается, например, уплотнительная застройка. И она не входит в какой-либо обдуманный градообразующий план.

Организовать сплошное пешеходное пространство, увеличить зеленые зоны  невозможно. Особенно учитывая, что у власти нет политической воли, чтобы так преобразить Челябинск. Поэтому сколько бы мы не говорили, что это надо сделать, этого не будет. Опять же некоторые европейские страны показывают: даже в благоустроенном городе, при хороших условиях для альтернативного транспорта, все равно происходит рост продаж автомобилей.

Если машины покупаются, то явно не для того, чтобы в них цветы выращивать. На них ездят. Потому что есть очень комфортные условия, есть подземные и наземные паркинги. Да, за это платят. Но машину не бросают на газонах. Если ты там сделаешь так, то ты очень богатый человек  ты же готов заплатить огромный штраф.

В Челябинске всё-таки нужны платные парковки?

 Необходимо вводить правила игры, установить четкий порядок. К примеру, улицы сначала подмести. А поставить парковочный автомат на грязной парковке с непонятным антуражем  это сделать проще всего. За что платить? Пока не за что, поэтому в перспективах создания единого парковочного пространства лично я очень сомневаюсь.

Осенью в городе открылась первая заправка для электромобилей. Как быстро они смогут занять 10-15 процентов рынка?

 Это точно не 2025 год. Скорее всего, горизонт  лет через 15. Но это слишком далекое планирование. Те электромобили, которые я видел,  это нереально для нашей страны. Их европейская платформа окажется в условиях полного отсутствия инфраструктуры. Кроме того, повторюсь, в России автомобиль приобретают для поездок за город, а сеть заправок на трассах пока совершенно не построена. Да, даже электромобиль не приобретают просто потому, что это круто  ездить на инновационном транспорте. Конечно, и такие покупки есть, но большинство покупателей  это прагматики, которым нужны комфортные условия.

Я думаю, в первую очередь, на дорогах появятся гибриды, способные как заряжаться электричеством, так и заправляться топливом. Но, несмотря на весь мой скепсис, да, в городе появилась станция для заряда электромобилей, поэтому мы вскоре станем дилером.

Электромобиль не покупают просто потому что «это круто»... Но раньше был тренд у богатых людей: купить такую машину, чтобы все в городе знали, кто на ней едет. Он ушел в прошлое и все прячутся за автомобилями поскромнее?

 Нет, в этом смысле, я не думаю, что что-то изменилось. Да, таких авто стало меньше в городе. Но это просто потому, что и обеспеченных людей здесь стало меньше: доходы не выросли так, как выросли цены на автомобили. С 2014 года такие авто подорожали примерно в два раза. А вот желание выделиться у состоятельного человека, во-первых, естественно, потому что есть вещи, которые должны соответствовать статусу. А во-вторых, эта потребность в демонстрации богатства  в крови, в нашей ментальности. Мы не можем быть жесткими прагматиками, как шведы, которые, имея миллиард на банковском счету, ездят на автомобиле 20-летней давности.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.