«Есть большой теневой рынок». Как в Челябинске уничтожают печатные киоски ради саммитов
Владельцы «Роспечати» и «Вечернего Челябинска» рассказали о проблемах отрасли — к последствиям кризиса добавляется давление властей. К саммиту ШОС с гостевых маршрутов должны исчезнуть все киоски.
В Челябинске киоски с периодической печатью находятся на грани исчезновения. На отрасль давят решения властей, согласно которым к саммиту ШОС на гостевых маршрутах должны остаться только торгово-остановочные комплексы. Кроме того, бизнесмены жалуются, что не могут поставить объекты в новых микрорайонах. Изменить ситуацию может новый законопроект, который депутаты планируют принять до конца года. Как выживает «Роспечать» и «Вечерний Челябинск», владельцы сетей рассказали на очередной встрече в сигарном клубе.
Проблемы у киосков печати возникли три года назад во время экономического кризиса, рассказывает собственник сети «Роспечать» Константин Федоринин. Из-за падения курса рубля цена продукции, которую поставляли западные издания, выросла в два раза, с российского рынка стали уходить немецкие и итальянские инвесторы. В результате «Роспечать» потеряла около 30% дохода.
Большинство сетей, скорее, стали существовать на грани рентабельности или за счет оптимизации издержек, поиска нового ассортимента. Активное падение продаж в каждом киоске началось еще с 2012 г. Я это связываю с падением платежеспособности населения, люди стали отказываться от товаров импульсного спроса. Кризис, который наступил три года назад, — это вершина айсберга. Нас удивляет, что власть в России игнорирует эти проблемы. Единственный положительный момент был, когда Москва инвестировала в киоски прессы, сейчас власти установили за свой счет 2,5 тыс. киосков, сдавая их в субаренду. Они просто ввели новый стандарт — обновляются не только «Роспечати», но и киоски мороженого, например, — говорит Константин Федоринин.
В Челябинске из 200 киосков осталось 172 — нерентабельные пришлось закрыть. Константин Федоринин подчеркивает, что несогласия с властями преследуют предпринимателей только в Челябинске и Магнитогорске — последний, видимо, копирует подходы южноуральской столицы. Так, сети поставили условие: поменять половину объектов по опыту Санкт-Петербурга, где на каждый киоск придется потратить до миллиона рублей.
Челябинскую «Роспечать» банкротят из-за миллионных долгов
«В Магнитогорске последние пять лет идет падение более сильное, чем по всей Челябинской области. Это иллюзия, что это зажиточный город, на самом деле он бедный — мы это видим по продажам прессы, очень плохо продается «импульс». Это падение наблюдается очень жестко особенно последние два года», — продолжает г-н Федоринин.
В собственности сети «Вечерний Челябинск» находятся 64 объекта, их владелица Наталья Шурпа рассказывает, что планы компании не осуществляются — киоски не удалось поставить на ЧТЗ и в микрорайонах «Парковом» и «Парковом 2».
Абсолютно свободные места, есть спрос. На порядка 20 объектов мы получили официальные отказы, которые были связаны с инженерными сетями, пожарной безопасностью, хотя это относится только к стационарным объектам. Сейчас на этих местах появляются другие ларьки. Существующие 64 киоска находятся на гостевых маршрутах, и они все под угрозой. Отношение поставщиков к нам меняется — они начинают просить предоплату. Возникают проблемы с банками. Мы — самое слабое звено, мы под ударом, — говорит Наталья Шурпа.
В Челябинске «Роспечать» пожаловалась на депутатов из-за дискриминации
Между тем печатные киоски, по мнению районных властей, являются самыми организованными арендаторами, добавляют представители «Роспечати» и «Вечернего Челябинска». Всего в городе установлено 3 тыс. нестационарных торговых точек, а количество печатных объектов составляет около 220 — и этот бизнес страдает больше всего, говорят предприниматели.
Почему киоск с газетами выкорчевывают, а через неделю появляется другой киоск, в котором торгуют колбасой? Почему первые должны на равных участвовать в торгах с киосками, которые торгуют пивом? Мы же понимаем, что они всегда будут проигрывать. Где сбалансированная государственная политика? От того, что уберут киоски с прессой, город станет выглядеть более выигрышно, мы станем выглядеть более умными, европейскими и современными? ШОС и БРИКС лучше пройдет? Путин не лоббирует этот вопрос, это какая-то дурацкая местная инициатива, я не понимаю, от кого она исходит, — говорит директор газеты «Вечерний Челябинск» Сергей Филичкин.
В Челябинске за работу ларьков отвечает Управление по торговле и услугам администрации. Изменения в размере площади, расположении, внешнем виде и другие инициируют депутаты Гордумы, но бизнес не успевает подстроиться под меняющееся законодательство. Исправить ситуацию может готовящийся законопроект Заксобрания, который призван поднять регулирование правил игры на уровень региона, а не муниципалитетов, рассказывает депутат Михаил Махов.
Челябинск является некой лакмусовой бумажкой происходящего повсеместно, здесь все как под увеличительным стеклом. Ситуацию, которая на протяжении нескольких лет складывается в городе, я бы назвал управляемым хаосом. Есть люди, которые просто готовы платить большую аренду, чем вы. Постараюсь уйти от прямых обвинений, но очевидно, что есть большой теневой рынок. Есть большой объем неучтенной выручки — арендная плата. Примеры говорят сами за себя: вчера стоял киоск, его по формальным основаниям убирают, буквально через день два проявляется другой ларек. На весь регион должны быть установлены общие прозрачные правила игры, хотя многие муниципалитеты просили оставить за собой это право — размер и порядок определения арендной платы, согласования архитектурного вида и другие вопросы, связанные с НТО. Они-то и являются предметом спекуляций.
Наталья Шурпа и Константин Федоринин беспокоятся, что бизнес просто не дождется принятия закона и рухнет. Предприниматели хотели бы как-то повлиять и на местный закон, согласно которому на остановках разрешили устанавливать только торгово-остановочные комплексы. «Нормальный вариант — диалог с первым или вторым лицо города, по которому мы берем себя обязательства по апгрейду объектов, а нас не трогают», — говорит владелец «Роспечати».
Хотелось бы, чтобы я понимала, что будет завтра с моими сотрудниками — а их 150 человек. Мы, наверное, единственная площадка для пенсионеров, и в том году, когда первый киоск демонтировали, они сказали: «Перекроем проспект Ленина, выйдем с транспарантами». Я просила не делать этого. В этом году я их сдерживать не буду.







