ЭКСКЛЮЗИВ ДК. Почему продавать машины в Челябинске стало невыгодно?

Всего за один год автодилерство в регионе превратилось из элитного бизнеса в неблагодарное, малодоходное предприятие, от которого трудно избавиться.

В начале 2013 г. аналитики и автодилеры региона рассматривали три сценария развития ситуации на рынке: оптимистичный, базовый и пессимистичный. Падение продаж по сравнению с 2012 г. так или иначе учитывал каждый из вариантов, разница была лишь в том, насколько это падение будет ощутимым. Цифры октября-ноября 2013 г. позволяли говорить о том, что случился худший из вариантов — продажи упали на 8-10%. Руководитель ЧААД АЛЕКСАНДР РУЛЕВСКИЙ тогда рассказал «ДК», что это даже хорошо: показатели уложились в прогнозы. После того как подвели окончательные итоги года, поводов для радости стало еще больше: в 2013 г. в Челябинской области было продано порядка 71 тыс. новых автомобилей, что всего на 6,4% меньше, чем в 2012 г. Такой результат уже больше похож на базовый вариант. В целом эта ситуация во многом характеризует рынок: чуть ли не единственная положительная новость для автобизнеса в этом году — падение в предполагаемых масштабах.

Немецкая тройка

За прошедший год рынок перестал быть однородным. Общий спад не означал падение продаж всех марок: некоторые из них прилично добавили, другие — наоборот. Серьезно просели ВАЗ (на 26%), Ford (на 32%), Daewoo (на 46%), Citroen (на 32%). Выросла немецкая премиальная тройка Mercedes, Audi, БМВ (последняя на 37%) — за счет того, что владельцы таких автомобилей менее зависимы от неблагоприятных экономических тенденций, да и, в общем-то, чаще меняют машины. «Китайцы» (Lifan +92%, Faw) показали хорошие результаты за счет низкой базы.

«Потребительский спрос насытился, с одной стороны, а с другой — металлургия, основа наша области, переживает не лучшие времена, — объясняет генеральный директор «Челябинск — Лада» НИКОЛАЙ УДАЛОВ. — Если раньше у рабочего, отъездившего 4-5 лет на машине, появлялась мысль о покупке новой в кредит (старую можно сдать по trade-in), то сейчас люди осторожничают: все-таки на предприятиях идут сокращения».

Этим в целом объясняется проседание не только «Лады», но и некоторых других бюджетных марок.

Сказать, что спад продаж подкосил дилеров нельзя: BMW позволил укрепить свои позиции «М-Сервису», продажи «Планеты Авто» остались на уровне 2012 г. благодаря множеству брендов, входящих в холдинг. «Регинас» просел всего на 2,5%.

При всем при этом челябинский рынок впервые нащупал почву: автодилеры пришли к пониманию его реальной емкости.

«Раньше были огромные скачки: продажи скакали вверх на 40%, потом падали на 70%. Сегодня при отрицательном экономическом фоне мы все-таки продали 71 тыс. авто», — рассказывает г-н Рулевский.

Эта цифра плюс-минус 3%, по словам эксперта, и есть искомая емкость рынка. Автобизнес региона стабилизировался: первичная покупка машин закончилась — началась их перепродажа. Это значит, что вала продаж в будущем ждать не стоит, а автодилерам придется больше выжимать из автосервиса. Эксперты рассказывают, что семь-восемь лет назад на реализации машин дилеры зарабатывали до 85% своей прибыли, сейчас производители намекают, что неплохо бы подойти к 70% и даже ниже. Они объясняют это западной практикой, где порядка 80% прибыли автоцентры «делают» на сервисе.

С войны

Низкий спрос — не самая главная проблема. В прошлом году резко изменились отношения производителей и дилеров, в результате рентабельность бизнеса последних резко пошла вниз. Когда брендодержатели приходят на рынок, они закладывают высокую маржу для продавцов своих машин, чтобы привлечь их. Как только продажи начинают расти, маржу начинают снижать, объясняя это все теми же возможностями заработка на сервисе. Происходит этот процесс постепенно и практически безболезненно на первой стадии: для того, чтобы накопить в регионе достаточную массу автомобилей своей марки, которые смогут приезжать в сервисные центры, необходимо время. Теперь рынок стабилизировался, наметилась его емкость, и производители кинулись закручивать гайки.

 «Очень многие компании построили свои автомобильные предприятия в России — вложили сотни млн долларов и теперь их надо окупить. Для этого есть два пути: первый — за счет больших продаж, второй — за счет снижения издержек, в том числе маржи для дилеров», — объясняет Александр Рулевский.

Первый путь был не особо актуален в 2013 г., а вот второй — наоборот, по данным экспертов, за год маржа для каждой марки снизилась в два раза.

Впрочем, это самая оптимистичная оценка. Генеральный директор «Регинас» ВАСИЛИЙ РЫБАКОВ рассказал, что маржа сократилась в четыре раза:

«Никто не смог спрогнозировать такую ситуацию. На рынок в конце 2012 г. и в 2013 г. завезли гораздо больше автомобилей, чем вмещает его емкость. И для того, чтобы их сбыть, были организованы спецакции: подарки, скидки и т. д. Все издержки легли на плечи дилеров».

«Производители говорят: ребята, мы и так тут завод построили, так что поддерживайте наш бизнес», — добавляет г-н Рулевский.

Эксперты рассказывают, что раньше наценка дилера могла доходить до 8-12%, сейчас в лучшем случае 4%, но все чаще встречается 2-2,5%. Конечно, эта цифра варьируется от марки к марке и от модели к модели, но снижение характерно абсолютно для всех. Пожалуй, лучше других ситуация у «Лады» — здесь можно заработать 7% с машины, но это максимум.

«7% бывает далеко не всегда. На предприятии введена система бонусов. «АвтоВАЗ» проверяет качество обслуживания — проводит соцопросы, и по результатам эти бонусы могут снизить», — рассказывает Николай Удалов.

В результате даже те компании, которые продали больше машин, чем в прошлом году, заработали значительно меньше. Василий Рыбаков рассказывает, что по результатам финансовой деятельности за 2013 г. дилеры остались без прибыли. Автодилерство превращается в тяжелый, рутинный и практически бездоходный бизнес.

«Ты имеешь дело с колоссальным спектром потребителей, не каждый из которых приятен, но ты обязан быть клиентоориентированным, — делится наблюдениями руководитель ЧААД. — Если раньше все психологические неудобства компенсировались большой прибыльностью, то теперь многие задаются вопросами: зачем вот это все? всю жизнь воевать?».

На рынке царят пораженческие настроения и депрессия. Эксперты рассказывают, что один из старейших дилеров Челябинской области решил выйти из бизнеса и начал искать покупателя. Сначала в Челябинской области, потом и по всей России. Но пока безуспешно. Василий Рыбаков сообщил, что продавать свои проекты планирует не один автодилер. Над этим задумались даже держатели сетевых проектов.

«Если бы было видно, что к моему автобизнесу кто-то проявляет интерес, если бы было нормальное предложение, то я бы рассмотрел его», — рассказывает генеральный директор «Планеты Авто» АНДРЕЙ КОЛЬЦУК.

Инвесторы окончательно потеряли интерес к этой сфере. Если в нулевые автомобильный проект можно было окупить за 3-5 лет, то сегодня этот срок даже при удачном раскладе растягивается на 7-10 лет. К тому же автобизнес — очень специфичный в техническом плане: на площадках автоцентров не сделаешь ТРК или рынок. Продать автоцентры можно только как автоцентры.

«Выставлять бизнес по нерыночной цене, лишь бы кто-то купил, — не вариант. Но сейчас тяжело найти человека, который был бы заинтересован и способен создать работающий бизнес-план на ближайшие 6-7 лет при текущей экономической ситуации», — комментирует г-н Кольцук.

Компания "MINI" пока не представлена в Челябинске (и вряд ли будет). фото: inosmi.ru

Дилеры признаются, что пока не намерены ввязываться в новые автомобильные проекты, и достраивают текущие. В 2013 г. «СЕЙХО Моторс» представил проект нового ДЦ CITROЁN, который вот-вот откроется, «Планета Авто» открыла центр Skoda. «Регинас» работает над большим комплексом в Миассе — на пять марок: Hyndai, Nissan, Chevrolet Niva, Opel и Skoda. Часть марок уже продается, часть представят в ближайшее время. В регионе открылся автоцентр тюменской компании «Мирай» с не самой очевидной маркой Subaru. С октября 2013 г. эту марку Челябинске продают два дилера.

Выжить благодаря демпингу

Рынок в этом году насытился не только автомобилями, но и автодилерами — в городе не осталось ни одной коммерчески выгодной марки без собственного автоцентра. Нет, к примеру, MINI или Alfa Romeo, но нужны они тут еще меньше, чем Subaru. Теперь новички не будут ввязываться в этот бизнес по понятным причинам, но, по словам экспертов, производители будут и дальше наращивать дилеров в регионах — им важно количество проданных штук. Конкуренция на рынке только увеличится.

«Если говорить о 15 брендах первого эшелона, где вопрос о качестве уже не стоит, то стимулировать продажи этих марок можно только за счет различных спецакций», — уверен г-н Кольцук. Все это в будущем приведет к схлопыванию отдельных бизнесов, уверены эксперты.

Непростые времена для дилеров станут еще тяжелее уже в первом квартале 2014 г.: изменившийся курс рубля приведет к повышению цен на автомобили и снижению спроса. Впрочем, некоторые игроки на этом могут, наоборот, выиграть: те, у кого остались машины, купленные по старым ценам, будут продавать их с большей наценкой. Эксперты не ждут от 2014 г. чудес — рынок останется на том же уровне либо просядет до 10%. А рентабельность бизнеса, по общему мнению всех игроков, будет снижаться.

«Мы рассчитываем остаться при своем за счет наличия множества брендов: кто-то упадет, другие поднимутся», — оптимистично настроен Андрей Кольцук.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.