Челябинские оптовики отказываются кредитовать розничные сети

В октябре челябинские оптовые компании одна за другой начали сокращать отсрочки платежей за поставленные товары. Ритейлеры говорят, что подобные действия могут спровоцировать их на отказ от местн

В октябре челябинские оптовые компании одна за другой начали сокращать отсрочки платежей за поставленные товары. Ритейлеры говорят, что подобные действия могут спровоцировать их на отказ от местных поставщиков в пользу федеральных, которые пока не собираются менять условия оплаты.
По словам директора «Канцбюро» ГРИГОРИЯ ЦУКЕРМАНА, в его компании отсрочки платежей были сокращены на 10 дней (до 5-15 дней с момента поставки). Одновременно ужесточили работу с дебиторской задолженностью: при возникновении трехдневной просрочки компания прекращает поставки, при 20-дневной задержке — подает на должника в суд. Компания «Канцбюро» не исключение. Так же поступили многие другие поставщики. При этом топ-менеджмент большинства компаний отказывается официально комментировать происходящее.

До начала октября магазины получали отсрочки, иногда превышающие 30 дней, при этом сроки платежей соблюдались ритейлерами далеко не всегда. «Поставщики строже стали отслеживать соблюдение временных рамок платежа, а гипермаркеты — сроков поставок», — говорит директор гипермаркета «НАШ» (компания «Седьмой континент-Р») в Челябинске ЮРИЙ ЗАВАРИН. По словам коммерческого директора розничной сети «Проспект» АНДРЕЯ ГРИБАНОВА, торговые сети очень редко работали по предоплате, в основном продукцию брали у поставщиков с отсрочкой платежа от 14 до 21 банковского дня.

Основной причиной внезапной строгости оптовики называют желание дисциплинировать своих клиентов и в условиях общей финансовой неопределенности добиться гарантий оплаты товара. Например, в компании «Канцбюро» размер просрочки по корпоративным клиентам увеличился на 20% за последний месяц. При этом объемы заказов товаров в октябре уменьшились на 15-20%. Компании приходится пересматривать условия поставок товаров, пожимает плечами г-н Цукерман: «Не ужесточают условий только те компании, которые решили похоронить свой бизнес, либо их маржа позволяет иметь высокие риски невозврата денег».

Вторая причина для изменения условий поставок — отсутствие доступных заемных денег. Компания «Канцбюро» кредитуется в нескольких учреждениях. Недавно одни банки востребовали досрочного погашения займов и перестали кредитовать под залог товаров в обороте, другие потребовали увеличить залоговое обеспечение либо снизить сумму кредита. Те учреждения, которые давали 50% средств от залоговой стоимости, сегодня предлагают 30%, те, что кредитовали под 70% , теперь дают не более 50%. «Кредиты дорожают каждый день, и мы каждый день удивляемся, полагая, что вчерашнее удорожание было пределом, — а сегодня ставка снова растет. Если месяц назад бизнес кредитовали под 15-16% годовых, а 19% было беспределом, то сейчас 19% кажется большой любовью, — говорит Григорий Цукерман. — Но я не уверен, что 29% годовых через неделю по-прежнему будет казаться чем-то невероятным».

Представители торговых сетей говорят, что часто им легче поменять поставщика, который сможет давать товар в рассрочку, чем искать деньги на предоплату. «Мы будем стараться сохранить объемы товаров, и если какая-либо компания не сможет удовлетворить наши потребности, будем пересматривать список поставщиков. Покупатели не должны пострадать», — говорит Андрей Грибанов. Такой же стратегии придерживается Юрий Заварин. Он полагает, что в ближайшее время может произойти перераспределение контрактов на поставку в пользу федеральных компаний, так как крупные поставщики гораздо реже меняют условия поставок.
 

Единственный сегмент, в котором ритейлеры будут вынуждены и впредь работать только с местными поставщиками, — продуктовые скоропортящиеся товары. Покупатели привыкли к определенным маркам мяса, молока, хлеба. Г-н Грибанов приводит пример: несколько месяцев назад одна крупная челябинская продовольственная сеть убрала с полок продукцию Первого гормолокозавода, из-за чего потеряла часть покупателей, которые не захотели покупать молоко других производителей и просто поменяли магазин.

Еще одно решение проблемы сокращения отсрочек г-н Грибанов видит в оптимизации логистики: если сейчас для сокращения транспортных затрат гипермаркет закупает товар один раз в неделю, то при возникновении сложностей с отсрочками будет закупать три раза в неделю, меньшими партиями. «Да, это несколько увеличит издержки, но наша приоритетная задача — не допустить отсутствия продукта на полках», — комментирует коммерче­ский директор сети «Проспект».

Легче других к новым условиям смогут приспособиться дискаунтеры, считает г-н Заварин. Это магазины с ограниченным ассортиментом (до 5 тыс. позиций), значительную долю в котором занимают товары с малым периодом оборачиваемости.
Смягчить ситуацию поможет и предновогодний покупательский бум, который будет способствовать наращиванию объемов продаж. «Хочется верить,что ситуация разрешится к середине декабря, и рынок кредитных ресурсов стабилизируется», — говорит г-н Цукерман.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.