Челябинские оптовики отказываются кредитовать розничные сети
В октябре челябинские оптовые компании одна за другой начали сокращать отсрочки платежей за поставленные товары. Ритейлеры говорят, что подобные действия могут спровоцировать их на отказ от местн
Основной причиной внезапной строгости оптовики называют желание дисциплинировать своих клиентов и в условиях общей финансовой неопределенности добиться гарантий оплаты товара. Например, в компании «Канцбюро» размер просрочки по корпоративным клиентам увеличился на 20% за последний месяц. При этом объемы заказов товаров в октябре уменьшились на 15-20%. Компании приходится пересматривать условия поставок товаров, пожимает плечами г-н Цукерман: «Не ужесточают условий только те компании, которые решили похоронить свой бизнес, либо их маржа позволяет иметь высокие риски невозврата денег».
Вторая причина для изменения условий поставок — отсутствие доступных заемных денег. Компания «Канцбюро» кредитуется в нескольких учреждениях. Недавно одни банки востребовали досрочного погашения займов и перестали кредитовать под залог товаров в обороте, другие потребовали увеличить залоговое обеспечение либо снизить сумму кредита. Те учреждения, которые давали 50% средств от залоговой стоимости, сегодня предлагают 30%, те, что кредитовали под 70% , теперь дают не более 50%. «Кредиты дорожают каждый день, и мы каждый день удивляемся, полагая, что вчерашнее удорожание было пределом, — а сегодня ставка снова растет. Если месяц назад бизнес кредитовали под 15-16% годовых, а 19% было беспределом, то сейчас 19% кажется большой любовью, — говорит Григорий Цукерман. — Но я не уверен, что 29% годовых через неделю по-прежнему будет казаться чем-то невероятным».
Единственный сегмент, в котором ритейлеры будут вынуждены и впредь работать только с местными поставщиками, — продуктовые скоропортящиеся товары. Покупатели привыкли к определенным маркам мяса, молока, хлеба. Г-н Грибанов приводит пример: несколько месяцев назад одна крупная челябинская продовольственная сеть убрала с полок продукцию Первого гормолокозавода, из-за чего потеряла часть покупателей, которые не захотели покупать молоко других производителей и просто поменяли магазин.
Еще одно решение проблемы сокращения отсрочек г-н Грибанов видит в оптимизации логистики: если сейчас для сокращения транспортных затрат гипермаркет закупает товар один раз в неделю, то при возникновении сложностей с отсрочками будет закупать три раза в неделю, меньшими партиями. «Да, это несколько увеличит издержки, но наша приоритетная задача — не допустить отсутствия продукта на полках», — комментирует коммерческий директор сети «Проспект».
Легче других к новым условиям смогут приспособиться дискаунтеры, считает г-н Заварин. Это магазины с ограниченным ассортиментом (до 5 тыс. позиций), значительную долю в котором занимают товары с малым периодом оборачиваемости.
Смягчить ситуацию поможет и предновогодний покупательский бум, который будет способствовать наращиванию объемов продаж. «Хочется верить,что ситуация разрешится к середине декабря, и рынок кредитных ресурсов стабилизируется», — говорит г-н Цукерман.