«Челябинск устал от панелек», — Сергей Пахомов, СК «Легион»

Строительную отрасль ждут кардинальные перемены — готовящиеся поправки в закон о долевом строительстве фактически заморозят строительство жилья на год-два и спровоцируют временный дефицит и рост цен.

Строительная отрасль на перепутье — поправки в закон о долевом строительстве вновь изменят правила игры и выметут с рынка мелких игроков. О том, как это отразится на стоимости квадратного метра, в интервью «ДК» рассказал директор СК «Легион» Сергей Пахомов.

— Как известно, стройка традиционно наиболее сильно проседает в кризис. Заметны ли сегодня какие-то позитивные сдвиги, чувствуется ли потепление?

— С одной стороны, кризис, конечно, никуда не исчез. Но, с другой стороны, жилье — это базовая потребность, рынок не может схлопнуться до нуля. Даже в самые темные 90-е годы все равно что-то строилось, люди покупали новые квартиры. Сейчас, на мой взгляд, в большей степени кризис доверия к застройщикам, особенно в Челябинске, что объяснимо в связи с громкими историями с обманутыми дольщиками.

Вместе с тем, есть и позитивные тенденции — к примеру, заметное снижение ставок по ипотеке, которое неизбежно подогревает спрос. Если посмотреть на статистику ведущих российских застройщиков, то все в этом году показали рост по объемам возводимого жилья. Поэтому если и говорить о кризисе, то скорее как о доминирующем настроении, фоновом информационном шуме, который присутствует в СМИ. А если рассуждать в рамках каждого конкретного домохозяйства, то далеко не у всех упали доходы, люди готовы приобретать жилье.

— Как меняется спрос, в том числе в сегменте комфортного жилья?

      — Есть тенденции, которые уже хорошо прослеживаются в крупных российских городах, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге, но пока еще не докатились до Челябинска. Речь, в частности, о том, что люди все чаще выбирают не конкретную квартиру или дом, а некую среду. Это выходит на первый план. Подчас люди совершают выбор, возможно даже отчасти переоценивая свои финансовые возможности, но стремясь к другому уровню организации жизненного пространства: а это не только квартира, но и холл в подъезде, и то, как выглядит двор, игровая площадка, остановка общественного транспорта, насколько далеко расположены школа, детский сад, аптека. К слову, нагрузка той же игровой площадки на квадратный метр жилья минимальна — в пределах всего 100-200 рублей, но в восприятии жильцов ее значение колоссально.

В новых проектах крупных столичных застройщиков, которые, как ни крути, выступают трендсеттерами, прослеживается явно выраженный уклон в эстетику, архитектуру. Тренд смещается на меньшие площади квартир и большие площади общественных зон, где можно выпить кофе, пообщаться с друзьями. Молодой потребитель не столько заинтересован в приобретении хором на 150-200 квадратов, даже если у него есть финансовые возможности, сколько ему важна принадлежность к некоей среде. При этом объекты социально-культурной сферы возводятся опережающими темпами, одновременно с первыми жилыми домами микрорайона — это уже хороший тон. Без этого не выстоять в конкурентной борьбе за кошелек московского покупателя. Челябинск в этом отношении пока находится на несколько иной ступени, но то, что жители города имеют острый запрос на нечто большее, чем выдается в рамках типового жилищного строительства — это факт.

«Челябинск устал от панелек», — Сергей Пахомов, СК «Легион»
 1

— Челябинск часто критикуют за серый и унылый ландшафт. Почему, на ваш взгляд, город заметно проигрывает с точки зрения архитектуры в сравнении с тем же Екатеринбургом?

— Специфика нашего региона — в непропорциональной доле панельного домостроения: так, если средняя доля панелек в российских городах-миллионниках составляет около 20%, то в Челябинске это 73%. Хотя в панельном домостроении как таковом ничего плохого на самом деле нет. Вопрос лишь в том, что это за панель? Современная панель, которую используют крупнейшие федеральные застройщики, тоже может быть достаточно интересной с точки зрения как фасадных решений, так и возможной планировки пространства. Челябинск в этом плане сильно отстает. Нет смысла пенять властям, что у нас все плохо: вводить какое-то искусственное регулирование рынка, запрещать строить панельные дома было бы ошибкой. Рынок сам все расставляет на свои места. То, что челябинцы от панелек устали — мы это четко чувствуем. Полагаю, доля непанельного домостроения будет неуклонно расти, и постепенно мы придем к российским показателям. А панельному домостроению, чтобы оставаться в тренде, придется модернизироваться.

—Почему в Челябинске до сих пор нет федеральных застройщиков?

— Мое глубокое убеждение, что это лишь вопрос времени. Если смотреть в масштабах страны, то Челябинск по основным экономическим показателям — на девятом-одиннадцатом месте в стране. Иными словами, есть еще с десяток городов, которые стоит осваивать в первую очередь, причем у некоторых мегаполисов емкость рынка просто неисчерпаемая. Но то, что федеральные застройщики все-таки придут в Челябинск, сомнений не вызывает.

— Какой это временной горизонт?

— Думаю, потребуется три-четыре года. И на самом деле уже приезжали делегации из других регионов, присматривались к городу. Эти пристрелочные визиты носили полуофициальный, конфиденциальный характер, но они точно были. Мы конкуренции не боимся и, на самом деле, когда запускаем новый проект, примеряем его не на Челябинск, а как бы это выглядело в Екатеринбурге или Москве, насколько было бы востребовано. Так что федеральные застройщики, иные форматы обязательно придут, и это будет стимулировать региональный рынок жилищного строительства меняться более интенсивно. Просто, делая прогнозы, нужно держать в голове, что сейчас на рынке жилищного строительства происходят тектонические сдвиги, которые в очередной раз перепишут правила игры.

— Вы имеете в виду поправки в ФЗ-214, которые должны вступить в силу в июле следующего года?

— Это только первый шаг. Уже озвучено президентом, что законодателям нужно задуматься об отмене долевого строительства как такового. Так что вопрос лишь в том, когда это произойдет. Сейчас мы находимся на промежуточном этапе, много неясных моментов. Генеральная линия обозначена, а как это будет выглядеть в конкретных, осязаемых деталях — пока туманно. А это является определяющим. Сейчас большинство строительных компаний заняли выжидательную позицию, наблюдают за развитием ситуации, и все инвестиционные решения отложены на неопределенный срок. Все сегодня в строительном секторе заняты тем, чтобы обеспечить себе как можно больший задел работы по старым правилам, в рамках действующего ФЗ-214.

— Одно из главных опасений представителей строительной отрасли, связанных с новым законом, это жесткий контроль всех финансовых операций застройщиков со стороны банков. На ваш взгляд, эти опасения обоснованны?

— Логика законодателя понятна. И если оценивать мировой опыт, то далеко не во всех странах существует долевое строительство. Но в России на долевое строительство приходится огромная часть возводимого жилья. И если подходить с математическим расчетом, в выигрыше останутся все или проиграют от введения новых правил — а под выигрышем следует понимать доступность жилья и количество возводимых квадратных метров, — то однозначно в проигрыше. Во-первых, точно сократятся объемы строительства за счет того, что многие мелкие строительные компании вынуждены будут уйти с рынка из-за несоответствия ужесточившимся требованиям к размеру уставного капитала. Жесткий контроль всего строительного процесса банками, которые более тщательно оценивают возможные риски, с одной стороны — забота о деньгах дольщиков, а с другой стороны, каждый платеж будет зависеть от субъективного мнения конкретного менеджера банка. Сложно представить, что он будет руководствоваться теми же мотивами, что и собственник строительной компании, готовый принимать на себя разумный риск. Так что как дело будет обстоять на практике — сложно пока предположить, особенно, учитывая тенденции в банковской сфере: все большую централизацию и так далее.

Поясню еще один момент: чтобы финансировать по новым правилам деятельность, к примеру, такого застройщика, как «Легион», банк должен предоставить кредитный лимит в размере нескольких миллиардов рублей. Это все-таки достаточно инвестиционно емкий вид бизнеса. И длительный по циклу — дома возводятся за полтора-два года. При этом нельзя профинансировать лишь месяц строительства — если рассматривать проект, то от начала до конца. Решения по таким лимитам в Челябинске уполномочен принимать разве что Сбербанк, да и то на уровне УрФО. Вот и получается, что лица, принимающие решения, сидят в Москве. Как им оценить, можно ли выделить 10 млрд руб. какому-то региональному застройщику? А потом еще и региональный менеджер банка будет учить меня работать.

В конечном счете, повторюсь, это приведет к падению объемов строительства — по крайней мере, на первых порах. И у крупных застройщиков не будет возможности перекрыть эту просадку: инерция в строительной сфере значительная, от момента старта проекта до выхода на продажи проходит не меньше полутора лет. Возможно, в течение какого-то времени будет ощущаться дефицит, стоимость квадратного метра подрастет. У строительных компаний будет, конечно, некий временной лаг, чтобы переформатировать бизнес. Поэтому сейчас все не спешат вступать в новые проекты, оформлять землю, не до конца понимая, какими законодательными нормами им придется руководствоваться. Для тех компаний, которые не имеют задела на несколько лет, ситуация острая и щекотливая. Как и любое изменение, достаточно жесткое, оно произойдет не без потерь.

«Челябинск устал от панелек», — Сергей Пахомов, СК «Легион»
 2

— С учетом того, что в стране фактически нет инвестиционного кредитования, ликвидация долевки может обескровить рынок. Насколько активно строительные компании сегодня оперируют заемными ресурсами – правда ли, что уровень закредитованности по отрасли рекордно низкий?

— Говоря откровенно, мне сложно оценивать, потому что мы не используем банковские кредиты для строительства домов. Есть незначительные лимиты, которые направляются для частичного финансирования строительства социально-культурных объектов. На мой взгляд, есть поведенческие минусы сильной кредитной зависимости. Когда строишь на деньги дольщиков, по сути, каждый день в режиме реального времени отслеживаешь спрос и можешь увидеть свои промахи на этапе, когда их еще можно исправить. А когда строишь в кредит, это в некоторой степени расхолаживает: деньги есть, строй да строй. Снижается острота восприятия и, как бы это противоречиво ни звучало, финансовая дисциплина.

Опираясь на опыт коллег, могу сказать, что ситуация с кредитованием строительной отрасли чуть улучшилась по сравнению с тем, что было еще год назад. Но утверждать, что банки наконец повернулись лицом к застройщикам — точно преждевременно: все крайне избирательно, под конкретные проекты, в Челябинской области — особенно с учетом репутации области по количеству дольщиков, которые в срок не получили свои квартиры. Банки просто ставят на стоп кредитование строительства в регионе.

— В Екатеринбурге сегодня прослеживается интересный тренд: застройщики занимаются не освоением пустых окраин, а редевелопментом бывших промзон, чтобы город рос не вширь, а ввысь. Насколько это применимо в Челябинске?

— Это может стать и челябинской историей: если посмотреть на карту города, то видно, что в пределах городской черты есть множество белых пятен. Реновация на месте бывших промзон идет в городах, где власти готовы тратить на это огромные бюджеты: так, в Москве на аукцион выставляются земельные участки, полностью готовые к застройке. Челябинску в этом плане тяжелее в силу ограниченности средств муниципалитета. По большому счету на сегодняшнем этапе эта инициатива может идти только со стороны застройщика. Но это означает, что ему необходимо самостоятельно договориться с владельцем предприятий, которые расположены на этом участке, и убедить его, что с экономической точки зрения выгоднее вынести производство на окраину, а эти земли использовать как-то иначе. Каких-то рыночных прецедентов, прямо скажем, нет. Хотя посыл абсолютно правильный. Смысл организовывать ежедневный трафик с окраин и обратно, если можно возводить современные жилые комплексы в центре города?

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.