АВТОдилеры в ожидании «ВТОРой ВОЛНы»

Автомобильный рынок пострадал от кризиса сильнее многих других. Продажи упали более чем в три раза — у многих дилеров до сих пор пылятся автомобили, выпущенные в 2008 г. Банки почти перестали выдав

Автомобильный рынок пострадал от кризиса сильнее многих других. Продажи упали более чем в три раза — у многих дилеров до сих пор пылятся автомобили, выпущенные в 2008 г. Банки почти перестали выдавать автокредиты, подкосив платежеспособный спрос. Сегмент сервиса и технического обслуживания, на который дилеры возлагали большие надежды, подмяли под себя гаражные кооперативы. Пожалуй, единственной машиной, на которую челябинцы до сих пор записываются в очередь, стал Renault Logan. Однако большинству крупных автодилеров все-таки удалось достроить новые шоу-румы и СТО, заложенные еще в прошлом году. По прогнозам, некоторый рост продаж можно ждать уже в 2010 г.

Иллюзии
Дилеры строили пафосные шоу-румы
В докризисные годы, благодаря экономической стабильности в стране, доступности кредитов и относительной дешевизне доллара и евро спрос на автомобили увеличивался чуть ли не ежемесячно. Объемы продаж новых иномарок в Челябинске в 2005-2007 гг. росли на 75-95% в год. Доступность автокредитов подогревала спрос: до 60-70% новых автомобилей приобретались в кредит. За машинами выстраивались очереди, на самые популярные модели — до нескольких месяцев. «На рынке царил настоящий потребительский драйв. Машина трех-четырех лет считалась старой и требующей замены», — замечает исполнительный директор Ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» (АЧАД) АЛЕКСАНДР РУЛЕВСКИЙ.
К 2008 г. в Челябинске уже были представлены практически все крупные автомобильные марки. Автохолдинги активно увеличивали линейки брендов. Стало распространенным второе дилерство. При этом одним из главных условий заключения дилерского договора было наличие крупного торгово-сервисного комплекса, оснащенного по последнему слову техники. И чем дороже бренд, тем жестче были стандарты. Затраты на строительство такого центра, по оценкам ГК «Регинас», достигали $3-10 млн. Некоторые компании лишались дилерства только из-за того, что не строили масштабный центр, а обходились старым салоном и арендованным сервисом (именно так потеряла дилерство марки Peugeot в Челябинске компания «Мистраль»). Высокие требования к центрам продаж начали предъявлять даже отечественные производители. Самые жесткие стандарты, по мнению участников рынка, были у ГАЗа. «Требования к нашему автоцентру предъявляются не ниже, чем, скажем, к центру Toyota. Это огромные издержки, и нет гарантии, что они окупятся», — делился опасениями с «ДК» коммерческий директор ООО «Автоцентр «Юрма» ВЛАДИМИР ПРОКОПЬЕВ. Но в целом настрой был весьма оптимистичный. По единодушным прогнозам, рынок должен был динамично расти до 2012 г.
Страхи
Авторынок схлопнулся втрое
Продажи машин начали падать уже в сентябре 2008 г. Прогнозы на будущий год были неутешительными: рынок сократится минимум вдвое. Однако реальность превзошла самые мрачные ожидания. За 9 месяцев 2009 г. объемы продаж новых машин на региональном рынке упали в три раза по сравнению с тем же периодом 2008-го: с 57,5 тыс. до 19,5 тыс. машин (данные АЧАД).
Уже прошлой осенью эксперты прогнозировали, что из-за резко ужесточившихся требований банков к заемщикам рынок автокредитования упадет в разы. Так и случилось. По данным АЧАД, в I п/г 2009 г. Сбербанк выдал в 2,4 раза меньше автокредитов, чем за тот же период 2008 г., у других банков падение было еще более значительным — в 4-7 раз.
Ожидания, что хуже всего придется премиум-сегменту, не оправдались. Оказалось, что премиум-бренды переносят кризис даже лучше, чем остальные: если рынок в целом просел в три раза, то премиум-сегмент — только в два. Примечательно, что продажи более доступных комплектаций, например, BMW 1-й и 3-й серии пострадали больше, чем более дорогие модели той же марки — BMW 7-й серии, X5 и X6.
Дилеры опасались также, что люди перестанут покупать бюджетные иномарки стоимостью до 450 тыс. руб. Страхи были основаны на том, что те, кто покупает такие машины, чаще всего не обходятся без заемных средств, а их теперь почти нет. Прошлой осенью в одной из челябинских автокомпаний с ужасом констатировали: Chevrolet Lanos, бывшие хитом продаж и расходившиеся как горячие пирожки, теперь пылятся на складе! Но и эти страхи оказались преувеличены. Данный сегмент рынка чувствует себя, по крайней мере, не хуже других. А для Renault Logan этот год, по словам Александра Рулевского, вообще оказался удачным: это единственная машина, на которую люди по-прежнему, как и до кризиса, записываются в очередь.
Уроки
Рынок сервиса заняли «дядьваси»
Когда отток клиентов из автосалонов стал носить прогрессирующий характер, дилеры плотно взялись за развитие сервиса в надежде хотя бы частично компенсировать падение прибыли от продаж. Несмотря на уменьшение доходов, автокомпании постарались как можно скорее закончить строительство новых ремонтных зон и СТО. «Еще до кризиса «АвтоВАЗ» говорил нам: «Делайте ставки на сервис, маржа по продажам автомобилей будет падать!» — вспоминает сегодня директор по маркетингу «Челябинск-Лада» (официальный дистрибьютор ОАО «АвтоВАЗ») ЕГОР КУРБАТОВ. Но энергично стимулировать продажи через сервис автодилеры взялись только лишь когда «грянул гром».
Чтобы удержать клиента, который начал массово уходить ремонтироваться в гаражные кооперативы, игроки пошли на снижение стоимости нормочаса, пустили в ход различные акции, бонусы, накопительные системы скидок, сертификаты на продленную гарантию. Сейчас, несмотря на падение среднего чека и общее сокращение заказов, техобслуживание позволяет дилерам хоть как-то держаться на плаву. «До кризиса мы однозначно жили за счет продажи автомобилей, — признает СЕРГЕЙ КАПИТОНОВ, коммерческий директор ООО «УралАвтоХаус». — Сейчас продажи упали, и составляющая сервиса в общем объеме поступлений стала значительной».
Стремясь увеличить клиентский поток, автодилеры забыли про докризисную избирательность, когда соглашались ремонтировать только машины «своих» марок. Сейчас игроки буквально выхватывают клиентов друг у друга из-под носа, обещая, к примеру, бесплатную замену масла или тормозных колодок. Градация стоимости нормочаса стала более дробной. «Мы разделили нормочас на машины по возрастам. Если раньше было две стоимости нормочаса, то сейчас их может быть три или четыре», — делится опытом Сергей Капитонов. Если до кризиса официальные дилеры предпочитали вообще не замечать ремонтные боксы в гаражных кооперативах и презрительно называли их «дядьвасями», то теперь регулярно мониторят уровень «гаражных» цен и держат свои тарифы на адекватном уровне. В компании «Челябинск-Лада» рассказывают, что после анализа рынка, в том числе гаражных ко­оперативов, снизили цены, — и это позволило остановить дальнейший отток клиентов. «Пересмотрели мы и стоимость запасных частей, — продолжает Егор Курбатов. — Промониторили все рынки запчастей, которые у нас есть, — «Искра», АМЗ, и выровнялись. Хотя у нас запчасти оригинальные, мы постарались уравнять наши цены с ко­оперативными».
Автопроизводители тоже скорректировали требования к дилерским центрам. Теперь будущие автокомплексы будут гораздо скромнее, считают участники рынка. В эпоху, когда продается 50-70 авто в месяц, бессмысленно строить автоцентр, который способен обслуживать 500 машин, подмечают эксперты.
Возможности
Игроки перекраивают рынок
Авторынок переживет две волны кризиса, предрекает Александр Рулевский. В этом году дилеры понесли потери от падения объемов продаж. В следующем году из-за этого снижения как минимум в два раза упадет загрузка сервисных центров. «Еще не менее года дилеры будут находиться в тяжелой ситуации. Автомобильный рынок из престижного и высокодоходного превратился в проблемный», — сожалеет исполнительный директор АЧАД.
Впрочем, сами дилеры настроены более оптимистично. «Челябинск-Лада» ожидает в 2010 г. увеличения загрузки техцентра. Челябинский парк «Лад» старый, порядка 40% автомобилей — старше 10 лет: «С осени у нас наблюдается небольшой рост продаж запасных частей в розницу. Значит, пошел рост ремонтов — парк начал быстрее ломаться, — комментирует Егор Курбатов. — Так что самое время принимать меры, чтобы те, кто приобретает запчасти и ремонтируется в гаражных кооперативах или самостоятельно, приезжали к нам». В компании «Планета Авто» считают, что на следующий год все дилеры продолжат расширять комплекс услуг, снижать цены на запчасти, и в этой ситуации уже «гаражникам» придется задуматься о выживании.
В 2009 г. челябинские автодилеры, несмотря на кризис, открыли несколько новых центров. Например, «УралАвтоХаус» — автоцентр Mercedes-Benz в Копейске, «Планета Авто» — центр Skoda «Чешский дом», ГК «Регинас» — центр KIA. Замораживать проекты обошлось бы дороже, замечают участники рынка.
Сменилось несколько дилеров. На площадях «Элекс-Полюса» теперь базируется подконтрольная «АвтоВАЗу» сеть «НоваМоторс». Дилерство Honda в Челябинске перешло от «Лиман-Авто» к «Эталон-Авто».
Кризис дал шанс вырваться вперед компаниям второго эшелона: в отличие от крупных автодилеров, они на момент, когда грянул кризис, не были отягощены чрезмерными кредитами, замечает Александр Рулевский: «Буквально за несколько месяцев эти компании навели порядок в своей деятельности, прежде всего, нужно было оптимизировать складские запасы, которые намного превышали спрос. После этого уже можно было набирать обороты. «Автоцентр Керг», к примеру, вышел в Уфу. Еще год назад это было нереально».
Доля «нашемарок» за 9 месяцев этого года увеличилась, по данным АЧАД, с 23% до 28,7% (всего было продано 5600 машин). При этом объемы продаж Lada упали в 2,5 раза. В то же время Lada остается самой популярной маркой у южноуральцев: каждый четвертый проданный автомобиль — из Тольятти.
Средняя стоимость приобретаемых автомобилей снизилась с 700 тыс. руб. до 500 тыс. руб., в долларовом эквиваленте — почти на 36%. «Есть все основания полагать, что в ближайшее время большую часть новых автомобилей будут составлять «бюджетные» модели класса В», — замечает в связи с этим г-н Рулевский.
Участники рынка рассчитывают на развитие параллельных направлений, например, trade in. В «Автоцентре Керг» отмечают, что интерес к автомобилям Volkswagen с пробегом оставался устойчиво высоким и в текущем году. Другое дело, что есть проблема с предложением. «Заградительные пошлины, действующие с 2009 г., не способствовали росту продаж отечественных марок. Если их введением хотели закрыть доступ для ввоза подержанных иномарок, это удалось — в текущем году импорт авто с пробегом сократился примерно в десять раз», — обращает внимание глава агентства «Автостат» СЕРГЕЙ ЦЕЛИКОВ. С другой стороны, автомобили, поставленные на российский рынок за время потребительского бума 2005-08 гг., постепенно выходят на вторичный рынок и становятся альтернативой новым машинам.
По предположениям Александра Рулевского, в 2010 г. объем продаж новых автомобилей увеличится на 15-20%. Но за счет снижения загрузки технических центров, доходы дилерских компаний в лучшем случае останутся прежними. По прогнозам г-на Рулевского, к уровню 2008 г. региональный авторынок вернется лишь в 2012 г.

Основные события
октябрь 08
1 | ГК «Джемир» (дилер GM) открыла дилерский центр «Джемир Кама» в Набережных Челнах. Площадь шоу-рума — около 1000 кв. м. В центре представлены бренды Cadillac, Opel и Chevrolet.
февраль 09
1 | «АвтоВАЗ» разорвал дилерское соглашение с компанией «Элекс Полюс», чей челябинский филиал в 2008 г. занимал треть местного рынка LADA.
апрель 09
1 | Компания «УралАвтоХаус», официальный дилер Mercedes-Benz в Челябинске, открыла автоцентр в Копейске. Площадь автоцентра — 3600 кв. м. Инвестиции в проект превысили 200 млн руб.
май 09
1 | В мае в ТК «КС» в помещении, которое ранее занимал дилер LADA «Элекс Полюс», начала работу федеральная дилерская сеть «АВТ-Финанс» (одна из дочерних компаний «АвтоВАЗа») под брендом «НоваМоторс».
2 | Компания «Легион Моторс» (входит в ГК «Сейхо-Моторс») открыла дилерский центр Skoda на Копейском шоссе.
июнь 09
1 | Центр по обслуживанию автомобилей Mr.CAP презентовал новый автомоечный комплекс площадью более 700 кв. м. По словам директора автокомплекса ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО, годовой оборот предприятия должен превысить 30 млн руб.
июль 09
1 | Официальным дилером Honda в Челябинске стала компания «Эталон-Авто». Дилерский центр был открыт на базе существующего автосалона Honda, прежний владелец которого — «Лиман-Авто» — ушел с рынка в связи со сложным финансовым положением.
2 | В Челябинске начал работу представитель дилерской сети Sollers — дилер автомобильных марок FIAT, SsangYong, UAZ, ISUZU. Новый дилер занял площади на ул. Харлова, занимаемые ранее закрывшимся «ЮжУралАвто».
3 | Компания «Омега» (дилер Chrysler, Jeep и Dodge) открыла новый дилерский центр Mercedes-Benz на Троицком тракте.
 
сентябрь 09
1 | Компания «Планета Авто» открыла дилерский центр Skoda — «Чешский дом» на ул. Бр. Кашириных. Площадь шоу-рума — 620 кв. м.
октябрь 09
1 | Компания «Автоцентр Керг» подписала с «Фольксваген Груп Рус» контракт на открытие дилерского центра «Автоцентр Керг Уфа». Челябинцы взяли на себя обязательства по долгам бывшего дилера немецкой марки в Уфе — компании «Ак Моторс», признанной банкротом.
2 | ГК «Автомир» объявила о начале продаж марки Suzuki в Челябинске. Площадкой для реализации и сервисного обслуживания новых автомобилей стал автоцентр ГК «Автомир» на ул. Черкасской, где до недавнего времени была представлена только марка Mazda.
ноябрь 09
1 | ГК «Регинас» открыла новый дилерский центр KIA площадью 5,5 тыс. кв. м на Свердловском тракте.
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.