Алексей Лаврик: Исследую жизнь, чтобы понять, как воспитать человека

Алексей Лаврик: Исследую жизнь, чтобы понять, как воспитать человека
Иллюстрация: сообщество «лАвр»

Основатель семейного бренда LAVR успешно сочетает бизнес с ролью отца и наставника. Алексей Лаврик создал сообщество «лАвр» и открыл неДетский центр, где взрослые могут найти счастье в родительстве.

Концепция центра построена на принципах гуманной педагогики, здесь созданы пространства для обучения и эстетического развития, занятий спортом и ремесленной работы. Родители и дети могут вместе заниматься творчеством, учиться новому и, выступая в роли наставников, делиться своими навыками. Миссией сообщества «лАвр» является воспитание человека, и в рамках его деятельности проводятся бесплатные мероприятия для родителей и наставников. Сообщество «лАвр» уже объединяет свыше 5000 участников. Со своим новым проектом Алексей Лаврик вошел в шорт-лист премии «Человек года» в номинации «Инвестпроект».

Алексей, год назад в интервью на тему воспитания вы говорили, что нужно вспомнить всё хорошее, что было в системе педагогики времен СССР, и добавить современные технологии. Эта идея уже реализована или вы еще на пути к ней?

— Пока эта мысль реализована в концепции центра, но для того, чтобы она заработала так, как я хотел бы, нужно потратить еще немало сил и времени: создать коллектив, который будет до конца понимать мой замысел, принимать его и иметь возможность отражаться в нём.

Алексей Лаврик: Исследую жизнь, чтобы понять, как воспитать человека 1

Мы не создаем коллектив педагогов и учеников в его классическом виде, а стремимся воспитывать наставников среди преподавателей, родителей и детей, когда человек своим примером показывает, как чего-то достичь.

Понимаю, что это непростой и долгий путь. В нашем центре есть разные зоны: архитектурная и гончарная мастерские, музыкальный класс и другие пространства. Там работают профессионалы, которые умеют не только вдохновлять, но и «воцерковлять». Это понятие не про религию, я отождествляю его с педагогикой, с духовным ростом.

Почему это важно?

— В обычной школе понятный коллектив, учитель постоянно и вдолгую взаимодействует с детьми и родителями, поэтому вовлечь их в какие-то идеи гораздо проще. Но в общеобразовательном процессе тема воспитания человека отошла на второй план. Для нас же это главная цель. При этом дети и взрослые приходят к нам на небольшой временной отрезок, и в этот момент важно заинтересовать и вдохновить их.

Например, на свои лекции мы приглашаем родителей, которые сидят в холле в ожидании детей. Обычно они заняты телефонами. Мы говорим: «Проходите в зал и просто послушайте». Первые результаты этих усилий стали понемногу проявляться. В сообществе мы проводим различные лекции и семинары для родителей, «Отцовский клуб», «Родительскую лабораторию». Мы пригласили аудиторию пройти курс по наставничеству, и 45 человек сказали, что им это интересно. Я считаю это очень хорошим результатом. У нас состоялся первый выпуск наставников.

Алексей Лаврик: Исследую жизнь, чтобы понять, как воспитать человека 2

Что подразумевает наставничество?

— В классическом понимании это передача ремесла, но высший пилотаж, когда начинаешь общаться на более высоком уровне, формировать духовную составляющую человека. Когда своей личностью и поведением можешь воздействовать на окружающих гораздо сильнее, чем ремеслом.

Во времена моего детства в нашем доме жил сосед дядя Вова, и как только у него была возможность, он выбегал на дворовую площадку и включался в нашу мальчишечью, игру. Ему было интересно с нами, а нам было весело с ним. Его образ запечатлелся в памяти на всю жизнь.

На мой взгляд, истинное наставничество проявляется, когда ты оставляешь частичку себя в душах людей, продолжаешь жить в поступках выросшего ребенка и целой цепочке поколений.

Алексей Лаврик: Исследую жизнь, чтобы понять, как воспитать человека 3

Вы не просто построили здание неДетского центра «лАвр» и передали его в пользование, а сами вовлечены в ежедневный воспитательный процесс. Но есть еще бизнес, семья и хобби. Как удается это совмещать?

— Секрет простой. Нужно находиться рядом с теми, кто дышит в унисон. поэтому мы и создаем такой каскад мероприятий, где человек может соприкоснуться с какой-то практикой или ремеслом и прожить этот опыт со смыслом. Например, мы совершили несколько экскурсий и походов, во время которых я рассказывал педагогические и другие познавательные истории. Мы нащупали формат, поняли, что это классный практикум, и теперь проводим «Путешествия со смыслами».

Когда родилась идея создания неДетского центра «лАвр», мы решили, что он будет лишь частью сообщества, его штаб-квартирой. Сейчас на стадии завершения находится пристрой к нашей школе — «Шкодик», который планируем открыть в феврале 2026 г. Это позволит масштабировать наш опыт. «Шкодик», школа, неДетский центр — это места, где мы общаемся, делимся опытом, литературой, встречаемся с интересными личностями, поддерживаем друг друга через семинары, клубы, родительские лаборатории и другие форматы.

Алексей Лаврик: Исследую жизнь, чтобы понять, как воспитать человека 4

Я часто выступаю на семинарах и провожу лекции в бизнес-среде. Вижу, что предприниматели готовы разговаривать о смыслах. Многие начинают задумываться о том, насколько верен их выбор сделать центром своей жизни бизнес. Семья часто уходит на второй план, а что дальше? Хорошо, если за спиной не окажется пепелища, поэтому самая важная задача — найти смысловую ось.

Если вы для себя решите такую задачу, то дальше сложится всё: работа, семья, социальная ответственность, отношения с обществом и государством — абсолютно все грани жизни.

Вы много путешествуете, набираетесь впечатлений и перенимаете опыт. Эту систему, которую сейчас создаете, где-то подсмотрели?

— Я нахожусь в постоянном поиске способов передачи своих знаний и опыта. Недавно мы были с детьми на экскурсии в органном зале. Одним ухом я слушал то, что рассказывал директор, а всеми остальными органами чувств наблюдал за детьми, что и как им заходит, почему одни внимательно слушают, а другие равнодушны.

Алексей Лаврик: Исследую жизнь, чтобы понять, как воспитать человека 5

Продолжаю исследовать жизнь, чтобы найти ответы на вопрос «как воспитать и сохранить человека». Поэтому, с одной стороны, какие-то модели, которые мы используем, не уникальны, с другой — у нас есть свой «почерк». Поскольку мы находимся в зоне педагогического творчества, то оно не копируется. То, во что ты вложил душу, не повторит другой человек.

Вы продолжаете эволюционировать? Что дал вам опыт этого года?

— Я не хотел признаваться себе в этом, но, похоже, всё-таки подошел к новой версии себя. Документально это скоро подтвердится.

В какой-то момент я заметил, что нахожусь на двух гранях. Одна — педагогическая, вторая — это то, чем живет общество. В моей душе происходит перетекание из одной грани в другую. Есть обстоятельства, где я возвращаюсь на грань, которая имеет авторитарные паттерны.

Большая часть меня живет в парадигме гуманной педагогики, и я не притворяюсь. Простой пример. Ты видишь, что дети ведут себя безобразно. В этот момент есть две возможные оценки. Первая — ты всё равно их любишь, но осуждаешь. Вторая — ты их принимаешь и не осуждаешь. Понимаешь, что есть обстоятельства, которые диктуют им такое поведение. Ты можешь видеть причину в родителях, но только не в ребенке. Бывают дети, которые чего-то не получили.

Мы учим детей, что плохих людей не бывает. И когда ты душой это понимаешь, то дальше только совершенствуешься, укрепляешься в этом состоянии. 

Алексей Лаврик: Исследую жизнь, чтобы понять, как воспитать человека 6

Если мы живем с пониманием этого, многие вещи, которые позволяем себе в жизни, становятся невозможны.

Сейчас многие представители бизнеса демонстрируют включенность в социальную тему. По вашим ощущениям, это дань моде или действительно тема помощи и поддержки стала больше резонировать?

— Очень по-разному. Я знаю людей, которые через религию пришли к социальной теме, каждый ищет себя по-своему. Возможно, звучит пафосно, но не зря говорят «по вере вашей да будет вам».

Мне кажется важным другое: когда мы запускаем в людях этот механизм, систему внутренней сверки относительно того, что происходит вокруг, законов жизни и своего предназначения, то это лучшее, что можно сделать. Я знаю, что внутри моей компании не все понимают, почему мы строим не новый склад, а образовательный центр. Главное — не сомневаться в том, что ты делаешь.

Алексей Лаврик: Исследую жизнь, чтобы понять, как воспитать человека 7

Среди моих одноклассников есть учительница. Она талантливый педагог и всегда подходит к урокам творчески, дети ее обожают. Из-за этого у нее иногда возникают конфликты с коллегами. Недавно на встрече выпускников она призналась, что хочет уйти из школы, потому что перестала получать отклик от учеников. Сейчас ей приходится вкладываться всё больше, а получает она эмоционально всё меньше. А я ей говорю: «Раньше ты детей образовывала и вдохновляла, и от этого получала удовольствие, а сегодня ты их спасаешь».

Я думаю, что сейчас мы находимся в том состоянии, когда уже не учим, а спасаем общество.

Недавно я выступал перед участниками «Движения Первых» и обратился к ним с простым посылом: давайте попробуем увидеть человека и друга в тех людях, для кого вы станете наставниками. И это оказалась самая таинственная из тем, которые им предлагали. Если воспитание человека станет для нас главной темой, то лучше этого служения, мне кажется, ничего нет в жизни.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.