Куда катимся: машиностроение Челябинской области — рост или стагнация?

Куда катимся: машиностроение Челябинской области — рост или стагнация?
Иллюстрация: ru.freepik.com

На пресс-конференции ко Дню машиностроителя эксперты обсудили перспективы отрасли: рост есть, но проблемы сохраняются — от дефицита кадров до неравной конкуренции и ограниченной господдержки.

Челябинская область остается одним из крупнейших промышленных регионов страны. Машиностроение в экономике региона занимает второе место после металлургии, формируя около 20% от общего объема промышленного производства. Несмотря на трудности, в отрасли наблюдается стабильный рост, но сдерживающих факторов по-прежнему немало. Эти и другие вопросы обсудили участники пресс-конференции в «АиФ-Челябинск».

Рост продолжается — благодаря бизнесу

Несмотря на высокую базу 2023 и 2024 гг., мы продолжаем фиксировать положительную динамику. Это во многом результат высокой активности самого бизнеса, который, несмотря на сложности, не прекращает реализацию инвестиционных проектов, — отметил в ходе пресс-конференции первый заместитель Министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области Илья Клюшин.

По данным министерства, в отрасли занято более 100 тыс. человек, и численность персонала продолжает расти. Значительная часть предприятий работает на нужды ОПК, где сохраняется стабильный спрос.

Куда катимся: машиностроение Челябинской области — рост или стагнация? 1

Фото: ru.freepik.com

Кооперация выходит за границы

Предприятия региона активно развивают кооперационные связи как внутри страны, так и за её пределами. Только в этом году состоялось около семи деловых поездок, в том числе в Узбекистан и Беларусь. Компании, производящие технику и запчасти, проявляют высокий интерес к сотрудничеству, — рассказал руководитель аппарата Челябинского отделения «Союза машиностроителей России» Сергей Кашигин.

Особо был отмечен визит в Беларусь, где обсуждалась локализация автокомпонентов на площадках белорусских производителей, включая предприятия, выпускающие автомобили на китайских платформах. Результатом поездки стали соглашения о сотрудничестве.

Рост тормозят: ключевая ставка, сборы, оборудование и люди

Однако сдерживающие факторы по-прежнему оказывают значительное влияние на развитие отрасли. Одним из ключевых препятствий остается высокая ключевая ставка: несмотря на некоторое снижение, актуальна проблема утилизационного сбора — его нагрузка на автопроизводителей усилилась, при этом эффективных механизмов компенсации по-прежнему не хватает. 

Кроме того, сохраняются сложности с доступом к необходимым комплектующим и оборудованию — как для модернизации, так и для обслуживания текущих производственных мощностей. Отдельно подчеркивается кадровый дефицит: в ближайшие годы потребность в технических специалистах будет только расти, и профориентационная работа уже сейчас становится одним из приоритетных направлений.

Кадры есть — но они не готовы к реальности

Эксперт федерального комитета по промышленности Челябинского отделения «Опоры России» Павел Золотов отметил, что главная проблема отрасли сейчас — нехватка квалифицированных кадров. Он пояснил, что молодые специалисты часто не выдерживают рабочего темпа и легко увольняются при первых трудностях.

Если раньше была большая вовлеченность, дисциплина, понимание процессов, то сегодня наблюдаем совсем иную динамику. Молодые специалисты часто уходят при первых трудностях. Повышенный тон, переработки, кризисные ситуации — всё это воспринимается как повод уволиться. И в результате инвестиции в обучение, адаптацию, вовлеченность — просто теряются, — отметил Павел Золотов.

МСП в тени: поддержки не хватает

Участники пресс-конференции также подчеркнули, что многие существующие меры господдержки остаются точечными и ориентированы в основном на крупные предприятия. Малый и средний бизнес зачастую не может получить доступ к льготным программам, несмотря на формальную открытость этих механизмов.

Общая ситуация напоминает движение в манной каше. Если рост в 2024 г. составлял 8,5%, то прогноз на 2025-й — 3–4%. Это не рывок, а скорее, замедленное движение вперед, — прокомментировал ситуацию Павел Золотов.

Куда катимся: машиностроение Челябинской области — рост или стагнация? 2

Фото: пресс-служба ООО «Челябинская Машиностроительная Компания»

Неравные условия конкуренции

Исполнительный директор ООО «Крановые технологии» Ирина Казанцева рассказала, что компания, являясь ведущим российским производителем башенных кранов, сегодня сталкивается с неравными условиями конкуренции.

По её словам, китайские производители получают масштабную господдержку, включая экспортное кредитование и прямое стимулирование поставок в Россию, в то время как отечественные предприятия остаются без аналогичных мер.

Предприятие стабильно работает, полностью укомплектован штат, налажено производство, и мощности позволяют выпускать до 200 единиц техники в год. Основная проблема: неравная конкуренция с иностранными производителями. Мы конкурируем с китайскими производителями, которые получают масштабную государственную поддержку: субсидии, льготное экспортное кредитование, прямое стимулирование экспорта в Россию. При этом отечественные производители, как наше предприятие, не имеют доступа к мерам господдержки, даже несмотря на критическую важность направления, — прокомментировала исполнительный директор ООО «Крановые технологии» Ирина Казанцева.

Куда катимся: машиностроение Челябинской области — рост или стагнация? 3

Фото: пресс-служба ООО «Крановые технологии»

Когда курс на импорт становится тормозом

Директор ООО «Челябинская Машиностроительная Компания» Евгений Бычкунов рассказал, что предприятие переживает многолетний спад. Если в 2019 г. было выпущено 50 единиц техники, то в 2020–2021 гг. объемы снизились до 18, а с 2022 г. — всего по 5 машин в год. По его словам, это не результат внутренних ошибок, а следствие системных провалов в отраслевой политике.

После вступления России в ВТО отрасль машиностроения оказалась в невыгодных условиях: приоритет был сделан на импорт, а не на развитие собственного производства. Эта политика продолжает действовать, что приводит к обесцениванию машиностроительной компетенции в стране, — прокомментировал Евгений Бычкунов.

Ранее CHEL.DK.RU рассказывал, что в Челябинске обсудили экономические тренды, технологические сдвиги и перспективы курса рубля. Основное внимание эксперты уделили финансовым прогнозам.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.