Алексей Ципордей: «Туризм ждут непростые времена»

Алексей Ципордей: «Туризм ждут непростые времена»
Автор фото: Катерина Пустынникова. Иллюстрация: из личного архива Алексея Ципордея

Сфера туризма является одной из самых чувствительных к любым внешнеполитическим и экономическим переменам. Какие вызовы стоят перед этим бизнесом в Челябинской области?

Своим мнением с «Деловым кварталом» поделился генеральный директор компании «Вита Трэвел» Алексей Ципордей.

Алексей, в последние пять лет на туристическую отрасль выпали серьезные испытания: пандемия, изменение курса валют, инфляция и прочее. Как, на ваш взгляд, чувствует себя бизнес в сфере организации путешествий?

— Ситуация стала более предсказуемой, но проблемы есть. Прежде всего, это тотальный кадровый голод, периодическое повышение цен и инфляция. Основным вызовом на перспективу для внутреннего туризма является возможность открытия новых направлений за рубеж. В связи с этим возникнут сложности касательно авиапарка. Так как много самолетов находится под санкциями, их не хватает. Также усугубляются проблемы с запчастями, которые завозят обходными путями. Некоторые суда становятся, по сути, донорами. Положение дел может стать критическим уже года через три, когда рынок будет ощущать нехватку перевозки. В результате может сократиться количество направлений и произойти существенный рост цен на перелеты. Простого решения не видится: чтобы начать строить по-настоящему собственные самолеты, нужно лет 10, а пока мы остаемся заложниками геополитической обстановки.

Вообще, в туризме обычно года три бывает всё хорошо, потом происходит кризис, проходит лет пять-шесть, и снова что-то случается. В основном бизнес адаптировался к этому. 

Туристические компании, агентства и операторы сейчас уверенно работают на челябинском рынке?

— Вполне! Массовые закрытия и тем более банкротства не ожидаются. Те, кто адаптировался после пандемии и дожил до 2023 г., собирают плоды и получают долю тех, кто освободил рынок. Сложнее всего тем, кто развивает только одно направление, например, автобусные или заграничные туры: рано или поздно они столкнутся с тем, что эта сфера может переполниться. Также нужно чтобы демпинг со стороны новичков не подкосил весь бизнес.

С 2024 г. предприниматели поняли, что рынок оживился и на туризме снова можно зарабатывать, поэтому стали появляться новые игроки. При этом рост турпотока не снижается, хотя он уже не такой активный, как в первый постковидный период. 

В ближайшее время мы увидим, как в целом экономика замедляется. Из-за высоких кредитных ставок промышленники, айтишники, строители говорят о том, что заказов и продаж становится меньше. Это всё огромный пласт экономики. Соответственно, это приведет к цепочке снижения доходов населения, сокращению рабочих мест. Значит, наши клиенты начнут меньше тратить. Думаю, туризм начнет это ощущать уже в первой половине следующего года. Охладить экономику совсем безболезненно невозможно, надеюсь, федеральным властям удастся это сделать с минимальными проблемами.

Как челябинские компании включены в российский и международный туризм? Это дает им какие-то возможности или больше доставляет проблем?

— Коллеги из структур, отвечающих за развитие туризма в Челябинской области, часто приглашают нас, представителей турбизнеса, на различные встречи и конференции по ВКС, например, с белорусами, с другими регионами, такими как Тюмень, Пермь и др. Однако каждый туроператор, хоть и говорит на встречах о сотрудничестве, всё же больше нацелен на прием гостей. В итоге ожидаемого результата нет. На мой взгляд, в вопросах такого взаимодействия нужны централизованные решения и вовлечение большего количества туроператоров. Хорошо бы взять два-три региона и проработать с ними взаимные маршруты и варианты логистики, состыковать их с расписанием транспорта.

Туроператору нужен регулярный и понятный турпоток. Одним только подписанием соглашений с другим регионом этого не добиться. Усилиями двух компаний такие проекты реализовать невозможно. Локомотивом могут выступать региональные власти, а для этого нужны долгосрочная стратегия и выстраивание «рельсов», по которым будет двигаться частный бизнес, причем не хаотично, а по понятным правилам и с минимизацией тех рисков, на которые бизнес без представителей региона сам влиять не сможет.

Какие направления для путешественников уровня успешных бизнесменов и топ-менеджеров сегодня являются наиболее востребованными?

— Что-то необычное, граничащее с хайпом. Все страны и острова уже известны. Если есть время и деньги, получить визу и долететь можно куда угодно. Для массового путешественника, если появились чартеры и что-то стало дешевле, это становится популярно. Не могу сказать, что появилось какое-то новое направление для ВИП-клиентов: люди продолжают ездить по тем местам, где они не были, чтобы поставить галочки на карте мира. Разбавляют свои туристические программы экстримом: рафтинг, сплавы, горы и т. п. Те, кто любит более спокойный отдых, стараются побывать в нескольких странах за одно путешествие, которое может существенно превышать привычные две недели. Преобладает индивидуальная работа.

Ранее в ООН заявили, что рынок международного туризма на 99% вернулся к допандемийному 2019-му…

— Внутренний туризм, я бы сказал, вздохнул полной грудью еще раньше, потому что были закрыты границы. Развитие получили Дагестан, Калининград, Камчатка, Алтай и др. Москва не останавливается в развитии в плане туризма. Если говорить о выезде россиян за границу, то тут ситуация пока иная: он не восстановится до тех пор, пока не будут сняты ограничения для наших авиакомпаний, в том числе на обслуживание самолетов. Думаю, даже Азия еще лет 5–7 не компенсирует трафик, который был в Европу.

Вывоз туристов за пределы России таит немало рисков: ковид, СВО, военные действия между различными странами… К чему нужно быть готовыми туркомпаниям, туроператорам, которые отправляют туристов за границу? И какие используются механизмы защиты или страховки?

— В условиях СВО одна из новых тактик противника — это перегрузка аэропортов, срыв перевозок. Это нанесение экономического ущерба, прежде всего авиакомпаниям. Если это продолжится, то станет сильным ударом по туротрасли, потому что перевозчики будут закладывать свои убытки в стоимость билетов.

К тому же мы получаем много сломанных программ отдыха: клиенты не заселяются вовремя, а гостиницы не могут заранее продать места на это время и пустуют плюс выплачивают возмещение. Страховые тоже понимают растущие риски и будут повышать стоимость договоров. В целом для отрасли это окажется серьезным вызовом при продолжении подобного уровня задержек, а для авиаотрасли может быть критическим при его усилении.

Как, на ваш взгляд, на отрасль туризма повлияет переориентирование застройщиков на возведение апартаментов, особенно в туристических локациях? Сейчас этот тренд набирает обороты.

— Это может поменять ситуацию в сфере коллективных средств размещения, но нескоро. Посуточная аренда, в том числе через специальные онлайн-сервисы, — это тренд, который начал развиваться в середине 2010-х и будет развиваться еще несколько лет, потому что у нас есть дефицит гостиниц, номеров. Туристы ищут варианты, где можно пожить на время отдыха. Даже при условии, что часть этого рынка работает по серым схемам и бюджет недополучает налоги, он пока остается востребованным.

Апартаменты — это и некое спасение от резкого скачка цен на размещение. Наличие выбора для туриста — это плюс. Проблемой это станет только тогда, когда будет, если можно так сказать, общий существенный переизбыток койко-мест на курорте по сравнению с турпотоком.

Какие можно назвать точки роста для туристического бизнеса в Челябинской области?

— Первое — это средства размещения практически на любой сегмент: бюджетный, средний и ВИП. Да, пока их не хватает, но есть возможности для инвестиций, и этот сегмент будет расти.

Всё, что касается приема туристов, основные регионы-гости — это Башкортостан, Свердловская область, Тюмень и те, с кем есть прямое сообщение: Москва, Санкт-Петербург, Казань. Московский турист достаточно голодный на разные регионы, и Челябинская область может заинтересовать его прежде всего горнолыжными курортами, экотуризмом, посещением озер. Нам московские гости предпочтительны: они платежеспособные и проявляют интерес, когда узнают про наши каменные реки, красивые горы и т. п., нет проблем с перелетами. Привлечение туристов из других регионов — очень многофакторная проблема, требующая координации всех участников турсферы в регионе и планирования минимум года на три-четыре вперед.

Читайте также на CHEL.DK.RU: Алексей Ципордей назвал правила организации качественного отдыха в 2025 г.

Подписывайтесь на нас в Telegram.
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.