«Это новый стандарт автомобильного рынка»: как меняется отрасль в Челябинской области

Снижение продаж, затоваривание складов, выжидательная позиция покупателей… Автомобильный рынок снова испытывает сложности. Как ситуацию оценивает бизнес?
Игрокам автомобильного рынка приходится быстро принимать решения и менять бизнес-модели в условиях турбулентности. Из-за затяжного периода высоких ставок у многих снижаются продажи: автокредиты стали брать реже. К тому же покупатели всё больше требуют разнообразия марок, в том числе европейских. Дилеры, переформатировавшиеся под отечественные и китайские бренды, ищут выход.
Этим летом Центробанк впервые с прошлого года снизил ключевую ставку на 1 п.п. — до 20%. Аналитическое агентство «Автостат» сообщает, что в ближайшие месяцы кредиты на автотранспорт могут снизиться до 23 – 25% годовых. И это еще без учета субсидий и специальных предложений от дилеров и автопроизводителей.
Во втором полугодии ожидаем сохранение и даже усиление тренда снижения средней ставки на автокредиты в связи с общим охлаждением экономики России. Наблюдаем сейчас замедление инвестиционной активности в корпоративном сегменте и темпов розничного кредитования год к году: в автокредитовании, например, это снижение более чем в два раза, — приводит «Автостат» комментарий руководителя кредитования и страхования вертикали «Авто» финтех-компании «Баланс-Платформа» Алексея Бородавина.
Новыми трендами с CHEL.DK.RU поделились руководители челябинских автомобильных салонов.
Семён Лапин, генеральный директор Level cars:
— Сегодняшнее состояние автомобильного рынка России — это отражение экономической неопределенности, где каждая переменная влияет на спрос, стратегию дилеров и поведение покупателей. В последние месяцы отрасль переживает ощутимую просадку — как в массовом, так и в премиальном сегментах. Причины очевидны: падение курса рубля, высокая ключевая ставка и общий спад потребительской активности.
Покупатели занимают выжидательную позицию. Одни откладывают средства на депозитах, не торопясь тратить, другие фокусируются на решении текущих задач в бизнесе. Автомобиль становится не первоочередной покупкой, а осознанным и отложенным решением. Это отражается на статистике: объёмы продаж снижаются.
Государственная поддержка в виде льготного автокредитования и субсидий, хоть как-то помогает удерживать спрос на собранные автомобили в России. Поддержка дистрибьютеров в виде предоставления компенсаций также частично спасает ситуацию. Однако и здесь есть трудности: доступность заёмных средств ограничена, от банков намного чаще стали приходить отказы, а не положительные решения.
Модель «авто под заказ» сегодня становится золотым стандартом для рынка. Это минимизация рисков для дилеров и более гибкий подход для клиента. Хранить большие складские остатки — дорого и рискованно, особенно в условиях валютной волатильности. Поэтому многие компании срочно распродают закупленные ранее автомобили, чтобы избежать потерь и освободить оборотные средства.
Интересно, что на фоне ухода европейских и корейских брендов уверенно держат позиции китайские и российские производители. Они адаптировались к новой реальности и фактически заняли освободившиеся ниши. Также растет интерес к автомобилям с пробегом 3–5 лет, особенно тем, что хорошо зарекомендовали себя по надежности. Их активно везут из Кореи и Китая под клиента. Это уже не временное решение, а устойчивый тренд.
Дополнительное давление на рынок оказывает активность лизинговых компаний, которые всё чаще выставляют на продажу возвращённые и конфискованные автомобили — их тоже покупают, но это особая категория, связанная с рисками и юридическими нюансами.
Автобизнес сейчас в непростой ситуации: трафик в автосалоны снизился, конверсии упали, а планирование стало краткосрочным. Но для опытных игроков, переживших не один кризис за последние 20 лет, это не в новинку. Рынок перестраивается, и адаптация — это ключевой навык. В Челябинской области, как и по всей стране, ситуация сложная, но управляемая: массовых банкротств нет, а крупные игроки, несмотря на падение выручки, сохраняют устойчивость.
Мы верим: период нестабильности пройдёт, а те, кто не боится меняться, выйдут из него сильнее.
Павел Вичыньски, управляющий директор группы официальных дилеров Сильвер:
— В Челябинской области наблюдается колебание спроса и цен на автомобили, какие-то бренды чувствуют себя уверенней. В последние месяцы спрос и трафик клиентов несколько увеличился, что может быть связано с улучшением экономической ситуации. Цены также могут меняться в зависимости от предложения и марки. Каждый бренд выставляет новые условия, можно сказать, «в прямом эфире». Это значит, что в месяц раза два-три могут меняться условия покупки.
Понижение ставки Центробанка может привести к удешевлению автокредитов, что, в свою очередь, поспособствует росту продаж автомобилей. Есть бренды, которые сделали господдержку и снизили процентную ставку до 6%. Однако важно учитывать и другие факторы, такие как потребительская уверенность: есть клиенты, которые пока находятся в стадии ожидания.
Проблема переполнения складов существует в некоторых регионах, и компании решают ее через оптимизацию запасов. У нас в компании действуют акции для стимулирования спроса в ручном режиме. Это может включать скидки или специальные предложения для покупателей.
Автомобильный бизнес в регионе сталкивается с различными вызовами, но в целом рынок показывает признаки роста благодаря понижению по процентным ставкам и увеличению спроса. Влияние оказывают экономические условия, конкуренция и изменения в потребительских предпочтениях.
Ранее CHEL.DK.RU на автомобильный эксперт Александр Рулевский назвал сильные и слабые стороны китайских моделей. Он также отметил, что «если еще в течение года-полутора европейцы не вернутся, о многих из них можно будет забыть».
Читайте также топ драйверов экономики Челябинской области. В рейтинг входят автодилеры.









