Наталья Байтингер: «Качественный бизнес — это мое “Я”»

В Челябинске растет популярность детского диджитал-образования. В «Цифровой школе №1» считают, что у родителей превалирует мнение: «IT-образование — для будущих лидеров».
В этой школе дополнительного образования дети разных возрастов и интересов осваивают программирование, цифровой дизайн и искусство. Для них создано пространство, где каждый раскрывает свой потенциал, учится стратегически мыслить и готовится к будущему, полному возможностей в мире технологий.
В «Цифровой школе №1» всего за полгода количество учеников выросло в несколько раз. Однако ее владелица Наталья Байтингер отмечает: для нее важно не только количество детей, но в основном — качество преподавания. Подробнее она рассказала в специальном проекте «Женщины в бизнесе».
Наталья Владимировна, как идет учебный год в «Цифровой школе №1»?
— Мы продолжаем развивать наше ключевое направления — основы IT-технологий.
Сохраняем гендерный принцип ведения образовательного процесса, дифференцированное обучение детей с учетом их интересов и уникальных способностей, подход, который направлен на создание условий для того, чтобы каждый ребенок мог развиваться в соответствии со своими особыми потребностями и стремлениями. Этот метод способствует повышению мотивации и самообразования, а также позволяет избежать стереотипов в обучении. Стереотипы для нас неприемлемы.
• Для девочек — Креативная IT-школа — волшебное место, где каждая девочка раскрывает свой потенциал и проявляет индивидуальность.
• Для мальчиков — Цифровая IT-школа — яркое и увлекательное пространство, наполненное энергией.
• Лаборатория Цифрового спорта. Занятия, включающие тренировки по различным дисциплинам киберспорта, цифровому спорту.
Мы создали новый интерьер. Когда дети впервые заходят в наше образовательное пространство, они видят учебный класс в белом цвете с яркими акцентами и воспринимают это как праздник. Так мы показываем, что знания можно получать с большим удовольствием, а впечатление от процесса обучения будет таким же ярким, как окружающая обстановка.
В нашем учебном классе установили цифровую интерактивную панель размером 130 на 230 см. Это первая панель такого размера в Уральском регионе.
Теперь педагог работает не на ноутбуке, а сразу на цифровой панели. Детям сегодня более понятны и видны все действия тьютора. Они более качественно и со 100% результативностью работают за ноутбуками.
Педагог часто предлагает ребенку выполнять задачи на панели в сотрудничестве с ним. Такая форма взаимодействия увлекает детей, захватывает.
Также панель используется как доска для творчества. Когда ребенок устает, мы предлагаем либо рисовать: геометрические фигуры и раскрашивать их, либо воплощать свою бурную фантазию…
Еще одно новшество — наша коллаборация с «Лабораторией цифрового спорта». Мы вводим в практику активные перемены, на которых девочки осваивают цифровые танцы, учатся красиво двигаться, быть пластичными. С ними работает хотя молодой, но уже профессиональный тренер по цифровой хореографии.
Для мальчиков во время перемен мы проводим занятия в VR-очках, с помощью которых они развивают интуицию и скорость мышления.
«Все качества личности заложены в каждом из нас на генном уровне …»
«Мы прекрасно понимаем, что «таракашками в голове» управлять сложно, но развиваться им мы, совместно с родителями, можем помочь».
Вы также способствуете развитию креативности?
— Прежде всего, уделяем внимание развитию когнитивных способностей — сложнейшие функции мозга. Наши ученики изучают основы IT-технологий, и могут дополнительно, по выбору, заниматься цифровым спортом, или киберспортом.
Каждый ребенок — личность, он по-своему видит этот мир. Наша задача — дать ему возможность самовыражения. На каждом компьютерном столе кроме ноутбуков обязательно есть листы бумаги и цветные карандаши, потому что дети иногда просто хотят поработать руками.
Как правило, они рисуют те предметы, которые изучают. Это способствует более глубокому освоению учебного материала.
Урок строится таким образом: первая часть занятия — теоретическая, а вторая — практическая, когда ученики на основе проекта, созданного совместно с педагогом, делают собственные. Это касается любого направления: и модуля мультипликации, и Google-таблиц, которые сегодня очень востребованы.
Но всё же цифра — это в большей степени для людей с математическим складом ума?
— Чтобы постигать основы IT, не обязательно обладать глубокими математическими познаниями. Приобретая умение понимать цифровой мир, наши ученики постоянно развивают логику и объемное мышление. Благодаря этому, кстати, улучшаются оценки в обычной школе, в том числе и по математике…
Мы видим, что дети с математическим складом ума чаще всего в будущем видят себя на переднем крае IT-инноваций. В нашей школе они начинают осваивать первые элементы этого процесса: кодируют примеры, задачи или фразы. Недавно я присутствовала на уроке, когда 12-летняя девочка спросила учителя: можно ли запрограммировать пример и получить ответ. То есть ученики начинают искать свою, хитроватую, но пользу в том, что делают.
Какие вы используете подходы в работе с детьми?
— Мы начинали работать с детьми 7-14 лет, однако сегодня к нам приводят малышей уже 5-6 лет. К ним нужен особый подход, конечно. Мы постоянно обсуждаем с педагогами, что воспитанники должны получать качественное образование. Это превыше всего!
Нам очень важно, чтобы дети получали только положительные эмоции. Ведь вокруг так много негатива…
Своими впечатлениями ученики делятся с родителями, которым важно видеть позитивный результат. Моя цель — добиться того, чтобы педагоги могли захватить внимание ребенка, легко включить его в образовательный процесс, чтобы даже дома он продолжал этим заниматься: например, предложил родителям создать папки в электронном облаке и рассортировать семейные фотографии.
Если честно, изначально мы боялись начинать работать с 13-14-летними подростками, думая, что они продвинутые в вопросах цифры и их сложно чем-то удивить. Оказалось, в большинстве они просто играют на компьютере, а основ IT-технологий не знают. Им интересны и мультипликация, и программирование. Одна девочка сказала: я планирую стать юристом, но мне нужно уметь работать с цифрой. Это новый и очень прогрессивный, серьезный подход к освоению будущей профессии.
Как меняется спрос на цифровые образовательные услуги для детей?
— Спрос растёт. С сентября 2024 г. по сегодняшний день количество воспитанников у нас выросло в несколько раз. Наше образовательное пространство находится в очень удобной локации: в Манеже на ул. Энгельса. Яркое, светящееся пространство за огромными панорамными окнами привлекают внимание. Многие родители с детьми, выходя из Манежа с тренировок, не могут пройти мимо нашего образовательного пространства, заходят посмотреть, что у нас такое, чем мы занимается. Мы, конечно же, показываем свое современное оборудование, рассказываем о нашем IT образовательном процессе и родители в 99% соглашаются прийти на бесплатное пробное занятие. И, конечно же, дети становятся учениками нашей «IT Цифровой школы №1»
Каким образом вы обеспечиваете удобство расписания занятий?
— Все занятия мы проводим в удобное для детей и родителей время, не требуя посещать нашу школу только в определенные дни или часы. Если в какой-то день не получается привезти ребенка на очный урок, то мы можем провести занятие и онлайн, но только в исключительных случаях. Всё же при виртуальном общении, изучая IT-технологии, контакт педагога и ученика не такой доступный и эффективный, как при личном общении, глядя в глаза.
Каковы ваши планы дальнейшего развития Цифровой школы?
— Мы стремимся развивать Цифровой спорт. При этом занятие ребенка увеличится всего на 1 час в неделю. Надеюсь, что, давая это интервью, я сумела показать значимость Цифрового спорта, входящего стремительно в нашу жизнь.
Многие мальчишки любят компьютерные игры. И между ребенком и родителями начинаются конфликты… А может быть ребенку попробовать заниматься плотно киберспортом?
Сегодня Киберспорт стал признанным видом спорта, с турнирами, чемпионатами и профессиональными командами, что придает ему статус и уважение. Таким образом, киберспорт не только развлекает, но и вносит значительный вклад в развитие общества, технологий и экономики.
Но и при увлечении киберспортом ребенок может приобрести множество навыков: стратегическое мышление, реакция и координация, аналитические навыки, управление временем, коммуникация, стрессоустойчивость. Эти навыки могут быть полезны не только в киберспорте, но и в других сферах жизни.
Ребята, которые серьезно этим занимаются, могут зарабатывать и выигрывать довольно хорошие деньги, особенно если попадают в сборную Челябинска, области или России. Можно дойти до международных соревнований с очень большим призовым фондом.
Я очень хочу, чтобы в нашей Цифровой школе был востребован преподаватель английского языка.
А летом мы планируем провести совместный лагерь с воспитанниками шахматной школы.
Какое для вас, как женщины, имеет значение бизнес в сфере образования?
— Для меня бизнес — это прежде всего качество.
Я педагог по первому образованию. Люблю детей, очень ценю в них самостоятельность и смелость мышления. В свое время работала и завучем в школе, и была первым заместителем директора по науке в одной из челябинских школ. Жизнь циклична, и я снова — в сфере образования, но уже в созданной мною структуре.
Недавно я предложила ученикам участвовать в фотосессии. С детьми, особенно старшими, обсуждали дресс-код. А наша малышка Лиза подобрала с мамой целых 6 луков. Конечно, с детьми работал и стилист из Имидж-студии Елены Ивановой. Все по-взрослому! И это первый опыт креативного подхода к процессу обучения каждого ребенка!
Мне нравится слышать детей, разговаривать с ними, соглашаться или тактично не соглашаться с их аргументацией, видеть их движение вперед, наблюдать за изменениями. Надеюсь, что мое видение обучения в Цифровой школе №1 детей — это верный путь к полноценному развитию ребенка.
Читайте также интервью Натальи Байтингер: «Цифровые технологии: как отучить ребенка от гаджета без ссор»
Адрес г. Челябинск, ул. Энгельса, 22 офис 122

















