Наталья Байтингер: «Цифровые технологии: как отучить ребенка от гаджета без ссор»

Наталья Байтингер: «Цифровые технологии: как отучить ребенка от гаджета без ссор»
Иллюстрация: из архива Натальи Байтингер

Можно ли с помощью киберобразования победить детскую игроманию и зависимость от гаджетов? Как цифровые технологии влияют на развитие ребенка?

Своим опытом работы в сфере цифрового образования с «Деловым кварталом» поделилась владелица «Цифровой школы № 1» Наталья Байтингер. Она входит в состав Экспертного совета премии «Человек года».

Наталья Владимировна, в чём заключается важность цифрового образования детей?

— Сегодня на уровне государства цифровое образование признано необходимым. Дети должны знать основы информационных технологий, которые уже стали неотъемлемой частью жизни общества. Они помогают сделать процесс обучения ребенка дифференцированным, позволяют учитывать его индивидуальные особенности, уровень подготовки и таким образом повышать качество восприятия материала. Дети становятся более активными субъектами обучения, с удовольствием включаются в образовательный процесс.

Цифровые технологии в образовании способствуют повышению качества обучения и эффективности учебного процесса, развитию умения самостоятельно работать и принимать решения.

Каждая цифровая школа предлагает свои инструменты обучения: например, опору на алгоритмы математики и тому подобное. В нашей школе дети изучают не только цифровые технологии, но и по желанию могут заниматься на выбор цифровым спортом, фиджитал-спортом или киберспортом. Всё это позволяет развивать нестандартное мышление, навыки визуализации, скорости реакции, концентрации внимания. В совокупности мы усиливаем когнитивные навыки (наиболее сложные функции головного мозга), знакомим с классическими видами спорта, дети даже познают основы электротехники и аэродинамики.

Многие родители жалуются на зависимость детей от гаджетов. Можно ли с помощью ваших занятий изменить отношение ребенка к цифровым устройствам и нужно ли вообще это делать?

— Запрещать ребенку играть в телефоне или на компьютере бессмысленно. Я сделала это один раз в своей жизни, поставив на системный блок пароль и наказав таким образом сына за не очень хорошие оценки по математике. Он в мое отсутствие сам снял пароль с системника и играл, пока я была в поездке. Я поняла, что у меня растет хакер, и наняла ему репетитора по компьютерной грамотности и безопасности. Сейчас возможности для детей гораздо шире. В нашей школе дети избавляются от игромании и учатся воплощать в жизнь собственные проекты.

Принцип обучения — последовательное изучение специализированных блоков;

20% теории и 80% практики;

По завершении обучения каждого блока дети создают свой IT-продукт;

Мастер-классы у мощных наставников и практикующих спикеров.

Обучаться в школе цифровых технологий могут не только будущие айтишники?

— Родители постоянно пытаются чем-то занять детей. Сегодня доступны самые разные виды дополнительного образования: цифровые технологии, спорт, творчество, иностранные языки и прочее. Но надо понимать, что выбирать направление необходимо вместе с ребенком.

Почему я развиваю именно цифровые технологии? За этой сферой будущее. При этом программы уроков информатики и компьютерной грамотности в общеобразовательных школах оставляют желать лучшего. Думаю, в перспективе это изменится, и дети будут осваивать данное направление с первого-второго класса, как сегодня английский язык.

Важно не упустить время и позаботиться о том, чтобы ребенок научился осознанно ориентироваться в цифровом мире. Он будет уметь презентовать себя и свои проекты на современном уровне. Выпускнику нашей школы будет проще поступить в вуз и успешно там обучаться. И это могут быть самые разные направления, к примеру, биология. Важно отметить, что мы не даем профессию, а помогаем развивать нестандартное мышление, навыки визуализации, скорость реакции и концентрацию внимания.

Какую методику развития логики используют в IT-школе?

— Мы даем возможность ребенку рассуждать и анализировать информацию. Преподаватель на уроке говорит: «Мы выполнили действие, как вы думаете, что и как нужно сделать дальше?» Он обращает внимание ученика на то, что работа выполняется по аналогии и нужно выполнить задание еще раз самостоятельно.

Например, мы создаем мультипликационный ролик на тему «Как я провел выходные», «Новый год» или любую другую. Нужно понимать, что слайды не должны быть вырваны из жизни, а логично идти один за другим: я проснулся, позавтракал, сходил на прогулку, покатался на велосипеде в парке. Также обучение цифровым технологиям позволяет развивать объемное мышление. Например, нужно показать, как движется колесо. Для этого нужно понимать, что такое векторное направление движения. Ребенок должен думать, что будет происходить дальше. И у детей возраста 6+ все эти знания прекрасно усваиваются и применяются на практике.

Эти навыки могут получить дети и с гуманитарным, и с техническим складом ума?

— Верно. Различие в другом. Наша школа единственная в Челябинской области в сфере дополнительного образования с гендерным делением. Я считаю, что гендерное равенство придуманное. Раньше в России мальчики и девочки учились раздельно, и это было правильно. Гендерное равенство — это попытка взломать код, которая сдерживает как развитие общества в целом, так и не очень способствует личному счастью человека, поскольку ограничивает его потенциал и сужает возможности для самореализации.

По опыту: дети от 6+ очень радуются, что будут обучаться отдельно от противоположного пола. Одна из учениц на вопрос «Почему ты довольна, что в классе не будет мальчишек?» ответила: «Нам не надо соперничать». И было этой девчонке 8 лет.

У нас есть арт-школа цифровых технологий для девочек с гуманитарным и техническим складом ума. Они интересуются творчеством и понимают, что за IT-сферой будущее. Мы учитываем их эмоциональность и потребность выражать свои чувства и впечатления.

Мальчикам больше интересно программирование, хотя и некоторые девочки обучаются по этой программе. Это создание сайтов, интернет-магазинов и т. д.

«Цифровая школа № 1» заключила партнерское соглашение с «Лабораторией цифрового спорта». Какие новые возможности это открыло?

— Я уже в начале нашей с вами беседы отметила основное отличие нашей цифровой школы от иных, аналогичных…

Сегодня цифровой спорт — это новое звено спортивной индустрии. Развивать это направление помогает сотрудничество с «Лабораторией цифрового спорта», входящей в Федерацию киберспорта. В этой коллаборации мы развиваем у детей следующие навыки: мобильное обучение, легкость пользования технологиями облака, онлайн-курсы, цифровые игры и фиджитал-спорт.

Вы предлагаете детям наряду с изучением цифровых технологий заниматься и цифровыми играми. Что это значит?

— Девочкам мы предлагаем цифровые танцы (Just dance k-pop). Digital-хореография — танец с телефоном на вытянутой руке. Это инструмент контроля тела, что дает простор фантазии современной хореографии. Именно смартфон подсказывает, в каком направлении необходимо двигаться.

Многие девочки сегодня увлекаются корейскими танцами. Они видят их в интернете, пытаются повторять. Мы решили помочь им и начали обучение этому виду спорта. К экрану в нашем просторном классе подключена установка, ребенок выбирает персонажа. Параллельно с ребенком работает тренер по танцам. По окончании тренировки на экран выводится информация о том, насколько выполнен данный уровень. Занятия бывают групповыми и индивидуальными. Кстати, этот вид цифровых игр (танцы) входит в соревновательную дисциплину как отдельный вид цифрового спорта. 

Для мальчиков цифровые игры — стимулятор по пилотированию дронов. Обучающий процесс довольно сложный и более технический, развивает навыки критического мышления, работы в команде, а также умение выдвигать концепции и гипотезы и проверять их на практике.

Какие проекты создают дети и как их презентуют?

— Все работы детей хранятся в облаке. Эта технология позволяет нам активно использовать возможности хранения всех проектов детей. Это и их электронный дневник.

Наши ученики готовят презентации о том, какую программу прошли за полгода обучения, какие получили результаты, и выступают с этим перед группой и педагогами, приходят родители и бабушки с дедушками. Ребята таким образом учатся говорить, держаться перед публикой.

В прошлом году одна девочка сама создала чат-бот, который очень грамотно отвечал на различные вопросы. По этому продукту она подготовила презентацию, и зрители с увлечением получали от бота ответы на свои вопросы. 9-летняя ученица блестяще комментировала и вопросы, и ответы. Для ее родителей такие способности ребенка были открытием!

Как меняется успеваемость ваших воспитанников в общеобразовательной школе?

— Конечно, я наблюдаю за этим. К нам пришла девочка, которая чувствовала себя очень неуверенно, пыталась прятать голову в плечи. Уже через четыре урока она подняла голову, потому что обладание новыми цифровыми знаниями помогло ей опередить своих сверстников. Она стала увереннее в общении с ними. Она пришла к нам с тройкой по математике, но уже вскоре стала учиться на 4, а еще через год ее пригласили участвовать в олимпиаде.

Дело в том, что обучение цифровым технологиям способствует развитию логического мышления. Конечно, важно, чтобы с ребенком разговаривали обо всём и в семье. Да, у родителей всё меньше времени на общение с детьми, я знаю это по себе: приходила с работы, когда дети уже спали, а утром лишь успевала проводить их в школу. Правда, мы всегда проводили вместе выходные. В семье важнее всего общение!

И обучение в цифровой школе, а если еще в совмещении с обучением цифровым играм, цифровому спорту… Поверьте, тем для общения у вас будет масса, ведь в цифровых технологиях наши дети будут значительно грамотнее, и нам с вами у них будет чему поучиться!

Я всегда говорю, что если наши дети умнее нас, то значит, жизнь удалась!

Как сейчас развивается «Школа цифровых технологий № 1» как бизнес?

— Ранее наша IT-школа работала по франшизе. Однако существовало слишком много ограничений. Не хватало воздуха… Я отказалась от работы в таком формате и теперь полностью самостоятельно развиваю свой бизнес. Получила необходимую лицензию на ведение цифровой образовательной деятельности.

Отмечу, что образовательное пространство у нас разделено на три зоны: лабораторию цифрового спорта, цифровую школу и зону отдыха и танца.

В помещениях проведен ремонт, завершается установка новой мебели и цифрового оборудования.

Родители могут привести детей, например, в субботу в 10 часов, и в нашей школе ребята будут заняты примерно до шести часов. Рядом есть хорошее кафе, поэтому организовать питание детей не представляет сложности.

Но идей по развитию школы множество, постоянно хочется бежать вперед!

Вы вошли в состав Экспертного совета премии «Человек года», приняли активное участие в заседаниях по определению номинаций и формированию шорт-листа. Как оцениваете эту работу изнутри процесса?

— Во-первых, мне очень понравился состав Экспертного совета «Делового квартала». Увидев, насколько эти руководители погружены в подготовку к премии, как серьезно они обсуждают и дискутируют по каждому вопросу, я убедилась в их истинной экспертности. Раньше со стороны мне казалось, что в совете участвуют одни и те же люди, мне это не очень импонировало. Но сейчас этот негатив ушел, состав на самом деле обновляется. А те, кто участвует не первый год, действительно обладают нужными компетенциями, и их мнение важно, они дают профессиональную оценку деятельности того или иного предприятия и его руководителя. Все высказывания были не голословными, а доказуемыми, очень структурными и разложенными по пунктам.

Я заметила, что когда обсуждаются номинанты, то уделяется внимание решению злободневных вопросов, которые актуальны сегодня. Это развитие предприятия, качество работы с персоналом, социальная ответственность.

Мало сказать, что ты что-то делаешь для своих сотрудников, надо постоянно отвечать себе на вопрос: а что ты сделал, чтобы твои работники не испытывали проблем и неудобств в этой жизни? Когда я, работая в автомобильном бизнесе, подписывала для членов коллектива, например, справки на оформление ипотеки, я радовалась, потому что люди могли купить жилье, они были уверены в своем будущем. И сегодня социальная ответственность работодателей очень востребована.

Ваша работа с детьми — это тоже большая социальная ответственность…

— Безусловно. И я хочу отметить еще одно направление нашей деятельности: это работа с детьми с задержкой развития. У нас обучаются такие дети. Они социализированы, но отличаются от здоровых сверстников: по-другому видят этот мир, но значительно быстрее других усваивают информацию. За три-четыре года они окончат нашу школу и будут уметь не только программировать, создавать сайты и интернет-магазины (а для этого мы обучаем их и финансовой грамотности), но и вести аккаунты в социальных сетях, заниматься smm, таргетингом. Это позволит им в дальнейшем трудоустроиться в офис или работать удаленно. Для таких детей двери нашей школы открыты всегда. 

Таких детей я обучаю бесплатно. Мне интересно с ними работать. Тем более что в нашей школе даже для инвалидов-колясочников созданы все условия: есть пандус, установлены широкие двери, рядом парковка автотранспорта и т. д. Я считаю, что любой ребенок при правильном подходе к воспитанию и образованию способен развиваться, повышать свои умения и навыки, находить применение своим способностям.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге на торги выставят два здания на площади Первой пятилеткиВ Екатеринбурге на торги выставят два здания на площади Первой пятилетки
  • Мигрантов для работы в России будут набирать в странах их проживанияМигрантов для работы в России будут набирать в странах их проживания
  • Проект с культурным кодом. Как идет строительство клубного дома «Литературный»Проект с культурным кодом. Как идет строительство клубного дома «Литературный»
  • От года до полутора лет. Водителей, скрывающих номера авто, будут лишать правОт года до полутора лет. Водителей, скрывающих номера авто, будут лишать прав
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.