Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли»

Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли»
Иллюстрация: vk.com/happiness_food174

«Все наши ошибки стоили сотни тысяч рублей. Чем дальше — тем выше цена». О своей истории, просчётах, победах и планах — создательница, пожалуй, самых известных домашних полуфабрикатов в Челябинске.

В 25 лет челябинка Анна Мецлер вместе с семьёй начала делать замороженные полуфабрикаты — пельмени и вареники. За семь лет домашняя мастерская выросла в полноценное производство с собственным розничным магазином, представительствами в известных торговых сетях и других регионах. Останавливаться на достигнутом бизнес-леди не собирается.

О том, как запустился и рос маленький бизнес на вкусной еде, провалах и достижениях, планах и принципах Анна Мецлер рассказала CHEL.DK.RU.

«Лепили всей семьёй на кухне»

Как всё началось?

— Идея появилась, когда я увидела в интернете фотографию цветных пельменей. Мне это показалось интересным: в Челябинске такого тогда не было. Дома с мамой мы слепили буквально несколько килограмм цветных и классических пельменей, и продали их через магазин, где мама на тот момент работала. То, что пельмени купили, нас, конечно, вдохновило: «О! Золотая жила!». Мы продолжили в том же духе, создали группу Вконтакте, начали продавать через неё и тот же магазин.

Первые года полтора всё это реально было абсолютно в домашних условиях: лепили всей семьёй на кухне, хранили прямо в квартире. Купили один морозильный ларь, другой, зал превратился в морозильную камеру (Смеётся — прим. ред.).

Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 1 Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 2

Первый цех, примерно 40 кв.м, мы сняли в 2017-м. Год спустя переехали уже в помещение побольше, но и там в итоге производству стало тесно. Сейчас здесь у нас остался только магазин и мини-кафе, а цех на 230 кв.м оборудовали отдельно, с начала прошлого года вся продукция делается там.

Сколько продукции вы выпускаете каждый месяц?

— Сейчас объёмы выросли примерно до семи тонн. Начинали с 50 кг в месяц.

Сколько вы вложили в запуск и развитие бизнеса?

— Ну, совсем первоначальные вложения — 7 тыс. руб., столько стоило мясо на первую партию. Всю прибыль с этой партии мы вложили в новую, и дальше, и дальше. Всё, что зарабатывали — мы тут же вкладывали в дело: ингредиенты, технику и т.д. Когда мы сняли первый цех, всё равно пришлось занять у родителей примерно 200 тыс., чтобы закупить крупную технику, но в остальном справляемся своими средствами. В последнее расширение вложили около полутора миллионов.

Как вы занимались продвижением бренда?

— С самого начала у нас была страница ВК, через которую мы рассказывали о себе и принимали заказы. Продвигали её через другие челябинские группы, например, «мамские». Раньше пользовались там же таргетированной рекламой, но после смены внутренних алгоритмов смысла в ней вообще не стало. В принципе, группа хорошо работает и сейчас, как и другие соцсети — мы их не бросаем, развиваем, за SMM отвечает специалист.

До открытия фирменного магазина продажи шли в основном онлайн?

— Нет, конечно. Мы с мужем брали пельмени, объезжали все магазины, участвовали во всех ярмарках, вообще везде. Потихоньку удавалось договориться, кто-то по «сарафанному радио» сам выходил на нас. Постепенно начали сотрудничать и с общепитом.

Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 3

Бывает, что партнёры нас подводят: чаще всего не соблюдают условия хранения и наша продукция к покупателю попадает испорченной. Мы пытаемся минимизировать такие ситуации, например, если не идёт у магазина товар — несмотря даже на закон, что мы ничего обратно принимать не обязаны, — выкупаем его обратно или меняем на другой. Но иногда разговаривать бесполезно, и от такого сотрудничества приходится отказываться. 

Наша продукция — это наше лицо. Покупателю не объяснишь, что пельмени невкусные или протухшие из-за того, что у магазина какие-то проблемы с техникой, полуфабрикаты то размораживаются, то замораживаются обратно.

Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 4

Лично к нам, без посредников, тоже приходят и приезжают очень многие. Некоторые с нами с самого первого дня, от таких преданных клиентов расходится «сарафанное радио», это всегда очень помогало. Мы стараемся развивать сеть магазинов под собственным брендом: фактически к ним можно отнести магазин в Екатеринбурге и ещё один запускается в Тюмени. При этом в Челябинске наш первый и главный магазин на Комсомольском проспекте тоже пока один: была попытка запустить второй, но неудачная.

Почему?

— Не угадали с местом. Выбрали точку на Цвиллинга, в центре, но в основном люди там работают, а не живут. Такая деталь, а как много значит: где вы летом, например, предпочтёте купить замороженные полуфабрикаты? Конечно, рядом с домом.

Если говорить о крупных магазинах вообще, то мы есть в «Теореме», кулинар-маркетах «Добрыня». Работаем с магазином «Pro Питание», отдельно для них разработали безглютеновую, максимально ЗОЖную линейку.

А в целом как со временем менялся и развивался ассортимент?

— Цветные пельмени, с которых всё началось — при том, что мало кто вообще верил в эту идею, мол, выглядят как «химия», смысла никакого, — по сей день у нас продукт номер один, таких продаж нет даже у самой-самой классики. Наверное, получилось создать уникальное предложение: не просто цветные, а полностью натуральные цветные пельмени, по той же домашней рецептуре, что и была семь лет назад.

Мы постоянно придумываем что-то новое. У нас всегда, в принципе, было стремление предлагать  какие-то необычные, сумасшедшие сочетания, чтобы люди пробовали новое, не заскучали. Из последних новинок у нас, например — пельмени с начинкой из белой рыбы с цедрой лимона, вареники с творожно-банановой начинкой. В принципе, пельменями и варениками мы уже давно не ограничиваемся: делаем блинчики, котлеты, замороженные закуски типа креветок в панировке и так далее.

 Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 5 Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 6 Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 7

Интерес к полуфабрикатам у людей растёт, и больше даже уже не к заморозке, а к блюдам типа «только разогреть». У нас есть идея делать полуфабрикаты-запеканки: картошка, мясо, овощи, сыр, всё уже подготовлено, нужно только в духовку поставить, времени тратится ноль. Не нужно мучиться, мыть и чистить овощи, даже варить не нужно, как пельмени.

Всё, что экономит время — на пике спроса, многие предприниматели сейчас занимаются полуфабрикатами, но конкуренции мы не боимся: места всем хватит.

Хорошая конкуренция подстёгивает креатив: увидишь что-нибудь новое, интересное у других, а повторять же точь-в-точь не хочется —думаешь, вертишь, крутишь… Бывает, конечно, и по-другому: были такие конкуренты, которые у нас копировали даже тексты в соцсетях. Ребят, ну придумайте сами, разве сложно? Но в итоге они закрылись, видимо, бизнесу с таким подходом всё-таки не очень хорошо.

Есть у вас какая-то своя целевая аудитория?

Наверное, мамочки с детьми, в целом женщины, ориентирующиеся на здоровое питание. Мужчины, по нашей собственной статистике — чаще всего те, кого жена отправила за покупками вот с таким списком (Смеётся — прим. ред.). Чтобы привлекать тех, кому интересно здоровое и натуральное питание, мы постепенно развивали наполнение магазина, налаживали коллаборации с близкими по духу предпринимателями.

Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 8 Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 9

Сейчас мы продаём в «Счастье» кучу всего: мороженое, мед, фермерскую колбасу, сыры. Скоро появятся даже натуральные специи, этим занимаются две сестры: одна живёт в Краснодарском крае, где выращивает и собирает травы, другая — здесь, в Челябинске.

«Просыпаемся с мыслью: «Окей, мир, что ты приготовил сегодня?»

Почти с самого начала ваши пельмени стали продаваться и в Екатеринбурге. Как так получилось?

— Ребята сами на нас вышли, можно сказать: оформили один заказ, другой, а потом предложили стать представителями «Счастья» в Екатеринбурге. В 2021 году у них открылся фирменный магазин, до этого они так же делали доставку, в том числе по всей области, нам это было удобно.

С 2021 года мы самостоятельно сотрудничаем также со свердловской сетью «Жизньмарт». Сейчас их магазины появились и в Челябинске, но распределительный центр, где отбирают всех поставщиков, всё равно находится в Екатеринбурге, и мы долго пробивались именно к ним. Теперь в челябинские точки отправляем напрямую, конечно, а через распределительный центр «Счастье» едет во все остальные города.

Началось наше сотрудничество сразу с приключения, мягко говоря.

Мы полтора года вели переговоры, наконец, отгрузили в Екатеринбург полную «ГАЗель» — это для нас очень большая партия, счастье было полное, пока не раздался звонок: «Мы разворачиваем машину, весь товар возвращаем вам обратно». Как? Почему? Что случилось? Оказывается, мы прокололись с упаковкой. Наши пакеты не выдержали глубокого «минуса» в авторефрижераторе и лопнули.

У нас был один день, чтобы всё переделать и отправить партию заново. Один день. Проехали по всем магазинам, закупили всю возможную упаковку, проверяли её, потом все — от уборщицы до меня — стояли и перефасовывали пельмени, клеили этикетки... В итоге всё отправили в срок.

Много за все время было такого экстрима?

— Ох, ну не такого, конечно... Но мы с подругой, которая тоже занимается бизнесом, как-то подумали, что каждый день просыпаемся с мыслью: «Окей, мир, что приготовил мне сегодня?»

Были крупные кризисы, как в 2020-м, когда мы из окон магазина смотрели на пустые улицы и людей в противогазах, или как в 2022-м, когда очень сильно взлетели цены, поставщики отказались от постоплаты и так далее… Было тяжело. Март-апрель прошлого года — до слёз было тяжело.

Но самое интересное то, что и в пандемию, и в 2022-м были, да, шок, боль, обвал, но потом мы только росли. В тяжёлые времена оказалось, что нас окружают классные люди, что предприниматели могут объединяться и помогать друг другу.

На этой волне мы активнее выходили в соцсети, делились своим опытом, поэтому, может быть, в итоге обороты и выручка взлетали.

Кроме того, мы давно поняли, что нужно развивать одновременно два направления: розничное и оптовое. Когда по одному идёт просадка, как правило, другое его уравновешивает. Поэтому мы продолжаем искать выход на крупные сети, «Жизньмартом» уже не ограничиваемся. Сейчас в планах — автоматизировать чуть больше процессов, чтобы увеличить объёмы производства: мы столкнулись с тем, что уже не можем удовлетворить растущий спрос

Что же на очереди, «Вкусвилл»?

— Нет, там, кстати, всё оказалось очень сложно и непрозрачно. Думаем про SPAR, но, чтобы мы могли себе это позволить, для начала нужно решить вопрос с объёмами.

Пока, на самом деле, у нас автоматизированы лишь некоторые процессы: измельчение мяса, нарезка лука, раскатка теста. Но защипывают пельмени и вареники, формуют котлетки необычной формы всё равно человеческие руки. Блинчики обжариваются на сковороде, как дома, хотя чтобы они стабильно хорошо получались, пришлось попробовать, наверное, сотню сковородок.

Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 10 Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 11

Для опта, думаю, мы автоматизируем производство самой ходовой, классической продукции. Но линейку ручной работы мы хотели бы сохранить, чтобы не становиться «как все» и не терять этой домашней теплоты, что ли.

Сильно за последний год выросла себестоимость производства?

— Да, не меньше чем на 20%. Естественно, мы подняли и свои цены, чтобы не жертвовать качеством.

С увеличением производства издержки не уменьшились?

— Наоборот, выросли: для увеличения объёмов нужен штат со всеми сопутствующими, для оптовой торговли нужны сертификаты соответствия и так далее. Чисто за счёт объёмов этот рост не покрывается.

Кстати, чтобы видеть все издержки и потери, мы потратились на разработку собственной системы учёта. По сути, это синхронизированный свод таблиц на платформе Google, в котором прослеживаются все операции: ничего не пропадает, накладные не нужно забивать вручную, всё автоматизировано. Ни 1C, ни другие программы нам так не помогали.

А техника с учётом последних событий тоже подорожала?

Да, но вообще-то европейское оборудование мы и так не закупали: смысла в этом я не вижу, по отзывам моих коллег, вся разница между итальянской и китайской мясорубкой — цена и красивый бренд. Поэтому техника у нас преимущественно китайская и российская, хотя российская, честно говоря, похуже.

«Не хочется краснеть за наше качество»

В прошлом году вы вышли в финал национальной премии «Бизнес-успех». Как это получилось?

— Почти случайно. Заявку мы вообще подали в последний день, и я даже не хотела участвовать, но муж сказал: «Да давай попробуем, напиши им». В итоге мы выиграли региональный этап и поехали в Москву: всего из Челябинска в разных номинациях прошло семь человек.

Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли» 12

Вообще и региональный этап «Бизнес-успеха», и конкурсы «Молодой предприниматель» — это очень хорошие конкурсы с реально полезными призами: например, я выигрывала бизнес-обучение, участие в выездных конференциях, а там ведь получаешь не только знания, но и знакомства, полезный опыт.

Челябинская «Территория бизнеса» вообще, мне кажется, одна лучших в стране: начинающим и самозанятым они дают хорошее подспорье, могут помочь подключить онлайн-кассу, помочь с сертификацией продукции, разработать сайт, запустить рекламу и ещё много-много всего полезного. 

Ещё очень круто, что у нас развивают детское предпринимательство: я, например, скоро буду как член жюри оценивать и разбирать реальные бизнес-проекты, которые подготовили школьники.

Вы и сами начали своё дело довольно рано. Не сталкивались с пренебрежительным отношением из-за возраста?

— Нет, скорее, в первый год мне самой было сложно себя воспринимать правильно: общаться с позиции руководителя с теми, кто старше. Кроме того, у меня как раз-таки не было ни опытных помощников, ни теоретических знаний, всё приходило в процессе.

Все ошибки, которые мы допустили, стоили сотни тысяч рублей. Теперь у нас есть и знания, и опыт, есть команда специалистов, но от ошибок никто не застрахован и цена их с ростом бизнеса тоже растёт.

Когда и как вы начали целенаправленно заниматься благотворительностью?

— Желание было почти с самого начала, потому что мы сами сталкивались с ситуацией, когда нужна была помощь. Бесплатно вовремя получить нужные лекарства или, тем более, инвалидную коляску, оказалось невозможно: мне подумалось, что это как-то ненормально, что нужно что-то делать.

Около года я не могла выбрать в Челябинске фонд, которому хотелось бы помогать, в итоге случайно, через подругу, познакомилась с проектом «Редкие дети» фонда «Мы рядом», который помогают детям с орфанными заболеваниями: например, с таким, из-за которого кости становятся очень хрупкими, и любое неосторожное движение вызывает перелом. Из-за того, что такие болезни встречаются раз на миллион, из государственного бюджета средств на специальное лечение не выделяют, и вот им помогает этот проект. Три рубля с каждой пачки пельменей мы перечисляем туда: доля вроде бы совсем незначительная, но в сумме получается немало.

Насколько сейчас вы лично погружены в его работу? Получается ли соблюдать баланс рабочего и личного?

— Конечно, я уже не пашу 24/7, могу спокойно работать в режиме пятидневки, по вечерам и по выходным быть с семьёй. Но я участвую в жизни компании полностью, хотя чем больше мы растём — там становится сложнее уследить за всем лично.

Мне очень сильно помогает спорт: бокс, большой теннис, плавание и бег. Без этого, наверное, можно было бы сойти с ума, потому что в голове приходится держать огромное количество задач и процессов. Тренировка — это возможность разгрузить мозг, просто выключить тумблер многозадачности и слушать, как работает тело.

Но всё равно бизнес мне приносит огромное удовольствие: я не уверена, что смогу когда-нибудь засесть дома и смотреть на него со стороны.

Точно так же пока я не готова к тому, чтобы запустить франшизу или открыть производство где-то в другом регионе, потому что не смогу быть уверена в других людях на сто процентов, а краснеть за качество продукции под нашим брендом совсем не хочется.

P.S.
Когда готовился материал, стало известно, что Анна Мецлер запускает коллаборацию с известным ресторанным блогером Азатом Сапармамедовым, давним поклонником «Счастья»: несколько дней назад в «Усадьбе Рябининых» в центре города открылась одноименная вареничная.

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Вандалы разрубили золотого льва Андрея СимановскогоВандалы разрубили золотого льва Андрея Симановского
  • После трех лет простоя предприниматель попытался перезапустить бизнес. Что из этого вышло?После трех лет простоя предприниматель попытался перезапустить бизнес. Что из этого вышло?
  • Проблемы в сфере образования списали на мигрантов. Их детей слишком многоПроблемы в сфере образования списали на мигрантов. Их детей слишком много
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.