Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся»

«Мы и наши коллеги, которые делают подобную продукцию, загружены до конца года. Никогда такого не было. Обычно мы с трудом строили планы на месяц вперед».

Интуиция плюс вовремя сделанные инвестиции. Так учредитель завода «Политранс», вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Семен Мительман объясняет рекордную для предприятия выручку. В прошлом году она составила около 4 млрд рублей. Столько «Политранс» не зарабатывал за 20 лет своего существования.

Фундамент для такого быстрого роста, по словам бизнесмена, был заложен еще несколько лет назад. В 2021-м стало заметно оживление на внутреннем рынке: к российским производителям начали проявлять повышенный интерес. Чтобы успевать за спросом, на заводе взялись за масштабную модернизацию. Как пересмотрели принципы работы, что даст совместное производство с китайцами и в чём южноуральский производитель обошел финнов? Об этом — в нашем интервью с Семеном Мительманом.

Справка

 
Завод «Политранс» (г. Южноуральск) — один из ведущих разработчиков и производителей тяжеловозной прицепной техники, транспортных систем.
 

Семен Аркадьевич, пару лет назад в интервью нашему изданию вы сказали, что рентабельность в машиностроении очень низкая. Сейчас всё кардинально изменилось: отрасль машиностроения на подъеме. В вашем случае существенный рост прибыли произошел скорее за счет конъюнктуры или осознанной трансформации бизнес-стратегии?

— Успех прошлого года связан с двумя факторами. Во-первых, ситуация на рынке действительно поменялась: ушли европейские производители, а внутри страны появилось много инфраструктурных проектов, для которых нужна техника. Деньги стали крутиться здесь, в России, а не на Западе. Мы это почувствовали еще в 2021-м. Тогда очень удачно была принята стратегия развития предприятия: только за один год мы потратили 300 млн рублей на переоснащение производства. Это для нас была огромная сумма, никогда столько не вкладывали. Мы внедрили современные технологии, поменяли материально-техническую базу. В 2022 году пошли по пути автоматизации процессов: купили лазерный роботизированный комплекс и робота для резки профильного проката, приобрели станки с программным управлением. До этого автоматизированных комплексов на заводе не было.

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 1 Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 2

Насколько выросли заказы у предприятия?

— Чтобы понять, насколько высокий сейчас спрос, скажу, что мы и все наши коллеги, которые делают подобную продукцию, загружены до конца года. Никогда такого не было. Обычно мы с трудом строили планы на месяц вперед. Машиностроение действительно на подъеме.

Сейчас в России рынок продавца, а долгое время был рынок покупателя, и мы активно этой ситуацией пользуемся.

В 2022 году «Политранс» выпустил продукции почти на четыре млрд рублей. Рост выручки составил около 20%. По прибыли тоже выросли. И это всего лишь за год. Имея такой результат, решили увеличить инвестиции и в ближайшие два года: вместо запланированных 700 млн потратим на развитие производства миллиард. Это и наши деньги, и помощь государства. В прошлом году мы получили от регионального Фонда развития промышленности льготные займы и субсидии. На эти средства продолжили программу по техперевооружению: купили окрасочно-сушильную камеру, станки с ЧПУ, сварочное оборудование.  Нужно дальше вкладываться в развитие, чтобы увеличивать темпы производства. В этом году поставили себе цель выпустить 1000 машин. Не менее важно сохранить и даже усилить высокое качество, за которое всегда ценили «Политранс».

Расширять модельный ряд планируете?

— Обязательно. Мы будем совершенствоваться в своей линейке и добавим несколько новых моделей полуприцепов. Тем самым заменим импортную технику, которая ранее была представлена в этой нише.

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 3 Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 4

Ваши основные покупатели — крупнейшие нефтедобывающие, газовые и транспортные компании. Последний самый масштабный заказ от кого был?

— Прорывным был проект с «Роснефтью». Правда, заходили мы в этот контракт с опаской: за три месяца надо было выполнить большой объем работ. В итоге в начале этого года отправили 200 машин на полуостров Таймыр. Наши полуприцепы станут помощниками в освоении новых нефтяных месторождений: на них будут перевозить оборудование для буровых, технику, металлопродукцию. И всё это по бездорожью. Для выполнения заказа мы модернизировали базовую модель высокорамного полуприцепа, и получился внедорожник, причем при изготовлении партии смогли сэкономить 100 тонн металла. За это спасибо нашим конструкторам и новым технологиям. Мы же в цифровизацию производства тоже вкладываемся. Внедряем последнюю версию системы автоматизированного управления ERP, которая позволяет более эффективно использовать материальные ресурсы и оптимизировать производственный процесс.

Также наша техника была задействована при строительстве нефтепроводов Восточная Сибирь — Тихий океан, газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», олимпийских объектов в Сочи и космодрома на Дальнем Востоке.

Сталь как покупали у ММК, так и покупаете?

— Да, мы патриоты Челябинской области и отдаем предпочтение местным поставщикам, к тому же ММК всегда идет навстречу, когда нам это нужно. У них также в приоритете южноуральские производители.

Внутри страны у вас много конкурентов?

— Всего в России около 30 заводов, которые выпускают прицепную технику. Но в нашем сегменте — 12. Это те, у кого не массовое, а индивидуальное и мелкосерийное производство.

Мы на сегодняшний день занимаем второе место по объему производства и выручке. 15% рынка наши, а это каждый шестой полуприцеп-тяжеловоз в России.

Европейские производители хоть и ушли, но китайские остались. Их можно считать вашими конкурентами?

— Вообще, я люблю конкуренцию. Она заставляет мозги шевелиться. Но пока ни китайских, ни турецких производителей, которые тоже начали заходить на наш рынок, я не считаю конкурентами. Конечно, у китайцев большое преимущество в цене: их техника на 30–40% дешевле. Это объясняется серьезными мерами поддержки, которые оказывает правительство Поднебесной своим производителям. Но они сильны в массовом сегменте, а не там, где нужен индивидуальный подход. Здесь нас пока никто не переплюнет. Что будет дальше? Наверное, пойдем по принципу «не можешь бороться — возглавь». Думаю, что создадим коллаборацию с турецкими или китайскими партнерами. Я смотрю на автомобильную промышленность, она по такому пути идет, значит, и нас это ждет.

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 5

Есть задача локализовать всё, что нужно для собственного производства?

— Нас правительство страны побуждает встать на этот путь. Мы локализовали почти всё, за исключением подвесок. Мы ждем Челябинский кузнечно-прессовый завод, который через пару месяцев начнет их производить. Пока еще покупаем осевые агрегаты китайской фирмы HjBridge. Они стоят почти во всей линейке наших полуприцепов. К нам недавно приезжал представитель этой компании. У них есть желание локализовать производство осей в России, но где — неизвестно. Может быть на Дальнем Востоке или в Подмосковье. Но изготовление ряда позиций мы будем осваивать сами: это оси для особо тяжелых машин. До конца 2023 года или в начале следующего запустим уже производство.

Но у вас 3 000 позиций комплектующих. Неужели все сможете делать самостоятельно?

— Не исключено. Раньше один из элементов — опорное устройство — делала единственная компания в Германии, даже китайские производители не смогли технологию скопировать. Сейчас мы с партнерами решаем эту задачу. Отчасти технологию освоили и ставим нашу разработку на военную продукцию, потом будем переносить на гражданскую.

В конструкторском отделе нашего завода я не сомневаюсь. У нас есть группа специалистов, которая занимается именно инновациями. Благодаря им мы разработали аналог транспортных систем, которые раньше делали только в Финляндии. Это так называемые тапки на колесах: экскаватор в них заезжает, цепляется ковшом за грузовик, и его таким образом транспортируют. Такие системы используют горнодобывающие предприятия, когда нужно перевозить экскаваторы по территории карьера. Это помогает сэкономить время — так быстрее, и деньги — машино-час стоит дорого. Сегодня наши транспортные системы работают в «ЮГК», «Алросе», есть по ним заказы и на 2024 год. Вот пример импортонезависимости, к тому же наша разработка получилась в два раза дешевле, чем у финнов. Областной Минпром здесь нас поддержал и выделил субсидию на НИОКР.

Когда мы представляем транспортные системы на выставках, к нам руководители предприятий подходят и удивляются: оказывается, кто-то в России делает такую технику, а они и не знали.

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 6 Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 7

На фото транспортные системы

Огромные деньги планируете потратить на модернизацию производства. Значит, нет проблем с покупкой оборудования?

— Конечно, мы забыли про немецкое и швейцарское оборудование. Но хочу сказать, что в России тоже научились делать. Роботизированные комплексы, о которых я ранее рассказывал, отечественного производства. В них частично электроника китайская, а всё остальное наше. Лазерные установки везем из Турции, что-то — из Китая. Смотрим в сторону Белоруссии, где сегодня быстрыми темпами развивается станкостроение.

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 8

Вы как вице-президент СПП и промышленник активно занимаетесь реализацией программы «Профессионалитет» в регионе. И предложили на базе энергетического техникума в Южноуральске, где расположен «Политранс», создать кластер по подготовке кадров для машиностроения. Только ваше предприятие в этом заинтересованно?

— Нет. Сразу четыре предприятия Южноуральска и одно из Коркино вкладываются в развитие Южноуральского энергетического техникума. Подобные проекты важны с точки зрения удержания молодежи в малых городах и обеспечения предприятий кадрами. Важно, чтобы колледжи и производители стали партнерами. Мы, предприниматели, в этом заинтересованы и готовы помогать растить специалистов, финансировать создание инфраструктуры и материально-технической базы техникума. Кроме того, предприятия, которые вкладывают средства в образование, смогут рассчитывать на компенсацию затрат в виде возврата 60% из налога на прибыль. Буквально на днях депутаты ЗСО по инициативе Союза промышленников и предпринимателей области приняли этот закон, за что им и правительству региона большое спасибо.

Читайте также на CHEL.DK.RU: Рейтинг системообразующих предприятий региона. Как изменился расклад сил?

Самое читаемое
  • Акватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабряАкватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабря
  • «Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
  • Антон Баков построит никелевый завод в Свердловской областиАнтон Баков построит никелевый завод в Свердловской области
  • Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынкиКак уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.