Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся»

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся»
Иллюстрация: Марат Муллыев

«Мы и наши коллеги, которые делают подобную продукцию, загружены до конца года. Никогда такого не было. Обычно мы с трудом строили планы на месяц вперед».

Интуиция плюс вовремя сделанные инвестиции. Так учредитель завода «Политранс», вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Семен Мительман объясняет рекордную для предприятия выручку. В прошлом году она составила около 4 млрд рублей. Столько «Политранс» не зарабатывал за 20 лет своего существования.

Фундамент для такого быстрого роста, по словам бизнесмена, был заложен еще несколько лет назад. В 2021-м стало заметно оживление на внутреннем рынке: к российским производителям начали проявлять повышенный интерес. Чтобы успевать за спросом, на заводе взялись за масштабную модернизацию. Как пересмотрели принципы работы, что даст совместное производство с китайцами и в чём южноуральский производитель обошел финнов? Об этом — в нашем интервью с Семеном Мительманом.

Справка

 
Завод «Политранс» (г. Южноуральск) — один из ведущих разработчиков и производителей тяжеловозной прицепной техники, транспортных систем.
 

Семен Аркадьевич, пару лет назад в интервью нашему изданию вы сказали, что рентабельность в машиностроении очень низкая. Сейчас всё кардинально изменилось: отрасль машиностроения на подъеме. В вашем случае существенный рост прибыли произошел скорее за счет конъюнктуры или осознанной трансформации бизнес-стратегии?

— Успех прошлого года связан с двумя факторами. Во-первых, ситуация на рынке действительно поменялась: ушли европейские производители, а внутри страны появилось много инфраструктурных проектов, для которых нужна техника. Деньги стали крутиться здесь, в России, а не на Западе. Мы это почувствовали еще в 2021-м. Тогда очень удачно была принята стратегия развития предприятия: только за один год мы потратили 300 млн рублей на переоснащение производства. Это для нас была огромная сумма, никогда столько не вкладывали. Мы внедрили современные технологии, поменяли материально-техническую базу. В 2022 году пошли по пути автоматизации процессов: купили лазерный роботизированный комплекс и робота для резки профильного проката, приобрели станки с программным управлением. До этого автоматизированных комплексов на заводе не было.

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 1 Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 2

Насколько выросли заказы у предприятия?

— Чтобы понять, насколько высокий сейчас спрос, скажу, что мы и все наши коллеги, которые делают подобную продукцию, загружены до конца года. Никогда такого не было. Обычно мы с трудом строили планы на месяц вперед. Машиностроение действительно на подъеме.

Сейчас в России рынок продавца, а долгое время был рынок покупателя, и мы активно этой ситуацией пользуемся.

В 2022 году «Политранс» выпустил продукции почти на четыре млрд рублей. Рост выручки составил около 20%. По прибыли тоже выросли. И это всего лишь за год. Имея такой результат, решили увеличить инвестиции и в ближайшие два года: вместо запланированных 700 млн потратим на развитие производства миллиард. Это и наши деньги, и помощь государства. В прошлом году мы получили от регионального Фонда развития промышленности льготные займы и субсидии. На эти средства продолжили программу по техперевооружению: купили окрасочно-сушильную камеру, станки с ЧПУ, сварочное оборудование.  Нужно дальше вкладываться в развитие, чтобы увеличивать темпы производства. В этом году поставили себе цель выпустить 1000 машин. Не менее важно сохранить и даже усилить высокое качество, за которое всегда ценили «Политранс».

Расширять модельный ряд планируете?

— Обязательно. Мы будем совершенствоваться в своей линейке и добавим несколько новых моделей полуприцепов. Тем самым заменим импортную технику, которая ранее была представлена в этой нише.

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 3 Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 4

Ваши основные покупатели — крупнейшие нефтедобывающие, газовые и транспортные компании. Последний самый масштабный заказ от кого был?

— Прорывным был проект с «Роснефтью». Правда, заходили мы в этот контракт с опаской: за три месяца надо было выполнить большой объем работ. В итоге в начале этого года отправили 200 машин на полуостров Таймыр. Наши полуприцепы станут помощниками в освоении новых нефтяных месторождений: на них будут перевозить оборудование для буровых, технику, металлопродукцию. И всё это по бездорожью. Для выполнения заказа мы модернизировали базовую модель высокорамного полуприцепа, и получился внедорожник, причем при изготовлении партии смогли сэкономить 100 тонн металла. За это спасибо нашим конструкторам и новым технологиям. Мы же в цифровизацию производства тоже вкладываемся. Внедряем последнюю версию системы автоматизированного управления ERP, которая позволяет более эффективно использовать материальные ресурсы и оптимизировать производственный процесс.

Также наша техника была задействована при строительстве нефтепроводов Восточная Сибирь — Тихий океан, газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», олимпийских объектов в Сочи и космодрома на Дальнем Востоке.

Сталь как покупали у ММК, так и покупаете?

— Да, мы патриоты Челябинской области и отдаем предпочтение местным поставщикам, к тому же ММК всегда идет навстречу, когда нам это нужно. У них также в приоритете южноуральские производители.

Внутри страны у вас много конкурентов?

— Всего в России около 30 заводов, которые выпускают прицепную технику. Но в нашем сегменте — 12. Это те, у кого не массовое, а индивидуальное и мелкосерийное производство.

Мы на сегодняшний день занимаем второе место по объему производства и выручке. 15% рынка наши, а это каждый шестой полуприцеп-тяжеловоз в России.

Европейские производители хоть и ушли, но китайские остались. Их можно считать вашими конкурентами?

— Вообще, я люблю конкуренцию. Она заставляет мозги шевелиться. Но пока ни китайских, ни турецких производителей, которые тоже начали заходить на наш рынок, я не считаю конкурентами. Конечно, у китайцев большое преимущество в цене: их техника на 30–40% дешевле. Это объясняется серьезными мерами поддержки, которые оказывает правительство Поднебесной своим производителям. Но они сильны в массовом сегменте, а не там, где нужен индивидуальный подход. Здесь нас пока никто не переплюнет. Что будет дальше? Наверное, пойдем по принципу «не можешь бороться — возглавь». Думаю, что создадим коллаборацию с турецкими или китайскими партнерами. Я смотрю на автомобильную промышленность, она по такому пути идет, значит, и нас это ждет.

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 5

Есть задача локализовать всё, что нужно для собственного производства?

— Нас правительство страны побуждает встать на этот путь. Мы локализовали почти всё, за исключением подвесок. Мы ждем Челябинский кузнечно-прессовый завод, который через пару месяцев начнет их производить. Пока еще покупаем осевые агрегаты китайской фирмы HjBridge. Они стоят почти во всей линейке наших полуприцепов. К нам недавно приезжал представитель этой компании. У них есть желание локализовать производство осей в России, но где — неизвестно. Может быть на Дальнем Востоке или в Подмосковье. Но изготовление ряда позиций мы будем осваивать сами: это оси для особо тяжелых машин. До конца 2023 года или в начале следующего запустим уже производство.

Но у вас 3 000 позиций комплектующих. Неужели все сможете делать самостоятельно?

— Не исключено. Раньше один из элементов — опорное устройство — делала единственная компания в Германии, даже китайские производители не смогли технологию скопировать. Сейчас мы с партнерами решаем эту задачу. Отчасти технологию освоили и ставим нашу разработку на военную продукцию, потом будем переносить на гражданскую.

В конструкторском отделе нашего завода я не сомневаюсь. У нас есть группа специалистов, которая занимается именно инновациями. Благодаря им мы разработали аналог транспортных систем, которые раньше делали только в Финляндии. Это так называемые тапки на колесах: экскаватор в них заезжает, цепляется ковшом за грузовик, и его таким образом транспортируют. Такие системы используют горнодобывающие предприятия, когда нужно перевозить экскаваторы по территории карьера. Это помогает сэкономить время — так быстрее, и деньги — машино-час стоит дорого. Сегодня наши транспортные системы работают в «ЮГК», «Алросе», есть по ним заказы и на 2024 год. Вот пример импортонезависимости, к тому же наша разработка получилась в два раза дешевле, чем у финнов. Областной Минпром здесь нас поддержал и выделил субсидию на НИОКР.

Когда мы представляем транспортные системы на выставках, к нам руководители предприятий подходят и удивляются: оказывается, кто-то в России делает такую технику, а они и не знали.

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 6 Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 7

На фото транспортные системы

Огромные деньги планируете потратить на модернизацию производства. Значит, нет проблем с покупкой оборудования?

— Конечно, мы забыли про немецкое и швейцарское оборудование. Но хочу сказать, что в России тоже научились делать. Роботизированные комплексы, о которых я ранее рассказывал, отечественного производства. В них частично электроника китайская, а всё остальное наше. Лазерные установки везем из Турции, что-то — из Китая. Смотрим в сторону Белоруссии, где сегодня быстрыми темпами развивается станкостроение.

Семен Мительман: «Сейчас рынок продавца, и мы максимально этой ситуацией пользуемся» 8

Вы как вице-президент СПП и промышленник активно занимаетесь реализацией программы «Профессионалитет» в регионе. И предложили на базе энергетического техникума в Южноуральске, где расположен «Политранс», создать кластер по подготовке кадров для машиностроения. Только ваше предприятие в этом заинтересованно?

— Нет. Сразу четыре предприятия Южноуральска и одно из Коркино вкладываются в развитие Южноуральского энергетического техникума. Подобные проекты важны с точки зрения удержания молодежи в малых городах и обеспечения предприятий кадрами. Важно, чтобы колледжи и производители стали партнерами. Мы, предприниматели, в этом заинтересованы и готовы помогать растить специалистов, финансировать создание инфраструктуры и материально-технической базы техникума. Кроме того, предприятия, которые вкладывают средства в образование, смогут рассчитывать на компенсацию затрат в виде возврата 60% из налога на прибыль. Буквально на днях депутаты ЗСО по инициативе Союза промышленников и предпринимателей области приняли этот закон, за что им и правительству региона большое спасибо.

Читайте также на CHEL.DK.RU: Рейтинг системообразующих предприятий региона. Как изменился расклад сил?

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.