Алексей Ципордей:«Знать о метеорите и ехать ради него к нам — не одно и то же».

«Туриндустрия готовилась давно к тому, что основной рынок из США и Европы переместится в Азию: в первую очередь Китай, Индию, и здесь дело совсем не в политике».

Официально около 1,7 млн туристов посетили Южный Урал в прошлом году. Желаемая цифра — 4 миллиона. Такой поток туристов ждут в Челябинской области к 2035 году. В региональном центре проектного развития территорий и туризма делают ставки на горнолыжный, природный (экологический) и промышленный туризм.

Развитие туристического потенциала региона стало темой одной из дискуссионных площадок в рамках форума «Будущее города», организованного изданием «Деловой квартал». В беседе принимали участие эксперты из сферы туризма, предприниматели, представители власти и Российского союза туриндустрии. Что известно о Челябинской области на федеральном уровне, поедут ли к нам туристы из Индии и Китая, какие перспективы у научного туризма? Об этом говорим с директором центра туристских инициатив, общественным представителем агентства стратегических инициатив в Челябинской области, генеральным директором компании «Вита трэвел» Алексеем Ципордеем.

Во время своего выступления на бизнес-форуме советник президента Российского союза туриндустрии Дмитрий Манин отметил, что Челябинская область на туристической карте России ничем не примечательна. И это несмотря на наши известные горнолыжки, Аркаим, метеорит наконец?

— Слышать то, что нам не нравится, неприятно. Но нет ничего хуже, чем недостоверная или неполная информация. Обратная связь важна, какой бы она ни была. Метеорит — неоднозначная история.

Да, судя по опросам, у большинства россиян мы ассоциируемся с метеоритом. Но одно дело — ассоциироваться с чем-то, а другое — чтобы это вызывало желание приехать в регион. Поэтому важно эффективно выстраивать маркетинг.

Что касается направления активного отдыха, то это далеко не весь туризм. Кроме того, тех, кто говорит про наши уникальные красоты, я хочу спросить: как часто вы бывали в походах в Пермском крае или Карелии? Или всё-таки, когда идёте в поход на выходные, выбираете географическую близость? А если  собираетесь далеко, о чём думаете: Карелии и Кемеровской области или всё-таки об Алтае и Кавказе? Ответы и наши надежды во многое упираются — это оснащенность инфраструктуры, наличие инструкторов, маркетинговая узнаваемость. Да, мы можем привлечь больше активных туристов в регион, но красоты сами по себе этого не сделают. Мы уникальны тем, что сочетаем в себе высокий потенциал почти всех видов туризма. Желаю всем нам реализовать этот потенциал.

Учитывая, что произошел основательный разворот на Восток, может быть, стоит и сфере туризма посмотреть в этом направлении? Намерения привозить гостей из Поднебесной звучат всё чаще. В свое время был прямой рейс из Челябинска в Китай. Тогда, видимо, не пошло, сейчас шансов больше?

— Ситуация за последние 10 лет, конечно, поменялась. Если брать общемировой масштаб, то туриндустрия готовилась давно к тому, что основной рынок из США и Европы переместится в Азию: в первую очередь Китай, Индию, и здесь дело совсем не в политике. Рост благосостояния там растет, население большое. Коллеги из комитета по туризму Москвы говорят, что только Индия насчитывает порядка 300 млн человек, которые регулярно путешествуют за рубеж.

С китайскими туристами ранее была следующая проблема: они сами обслуживали своих граждан здесь, в России. Для этого открывали турфирмы, транспортные компании, хостелы и забирали гостей из Поднебесной себе: зарабатывали на своих. При этом уклонялись в огромных масштабах от налогов внутри России. Это происходило обычно там, где поток китайских туристов был особенно велик: Санкт-Петербург, Москва, Байкал. Если этого нам удастся избежать, то, конечно, китайский турист нам нужен. И тут возникает следующий вопрос: какой поток туристов мы можем принять и где?

Большое количество разместить сможем только в Челябинске и на Тургояке. Если бы мы с вами представляли интересы Челябинска или Тургояка, то, конечно бы, сказали: «Заверните, берём!». Но мы говорим о регионе.

И если рейсы будут субсидироваться, то важно, чтобы рано или поздно это приводило к увеличению турпотока на рыночных условиях. Чтобы те, кто приехал, провели здесь достаточное количество дней и оправдали затраты бюджета. Это, в свою очередь, повысит занятость и зарплаты в сфере туризма и гостеприимства, у инвесторов появится стимул строить рядом с основными точками притяжения туристов гостиницы, объекты питания и досуга.


Алексей Ципордей:«Знать о метеорите и ехать ради него к нам — не одно и то же».  1

Если мы сами к такой масштабной работе на местах еще не готовы, то нужно кооперироваться с соседними регионами или областями, где есть прямое авиасообщение с Китаем. И не просто создавать маршруты, а максимально продвигать их.

Я вам задам вопрос: «Хотите лететь семь часов до Китая, полюбоваться природными красотами лишь одной провинции и не посетить при этом, например, Пекин, Шанхай, Хайнань?». Думаю, ответ очевиден. А почему китайцы должны хотеть аналогичного?

Мы с коллегами уже предлагали системные решения развития экскурсионных маршрутов прошлым и нынешним кураторам туризма. Сначала нужно пройти определенный путь и проделать важную подготовительную работу внутри региона. Сейчас желание везти массово туристов из Поднебесной, на мой взгляд, — это попытка перепрыгнуть со второй ступени на седьмую. Это задача не для слабонервных. Отказываться от китайцев тоже неправильно, но подходить к этому вопросу нужно основательно: быть честными с собой, исходить из интересов всего региона, принимать эффективные решения и действовать по всем фронтам туризма.

Есть инструменты для эффективного взаимодействия между ответственным ведомством и представителями отрасли?

— Из позитивного озвучено намерение возродить работу координационного совета, где бы представители власти и профессионального сообщества вместе обсуждали задачи по развитию туризма и предлагали их решение. Мне хочется верить, что эта инициатива не сойдет на нет, как это уже было ранее при прошлых кураторах туризма. Дискуссия с экспертами — это всегда полезно, ведь нас объединяет одна цель: процветание туризма. И у сообщества есть конкретные предложения, как это сделать.

Расстраивает то, что зачастую решения принимаются ответственными лицами за закрытыми наглухо дверьми. Раньше туризм у нас был равен фестивалям, потом — экскурсиям на заводы, затем — немного экотуризму. Теперь — мастер-планированию.

Это похоже на тело человека, которое двигается не целиком, а отдельными частями: то только рукой, то ногой, то совсем замирает. Вот такая «расчленёнка» в туризме получается, а сейчас даже межведомственная координация, по моему личному мнению, страдает.


Алексей Ципордей:«Знать о метеорите и ехать ради него к нам — не одно и то же».  2Но сейчас туризм курирует структура, которая специально создавалась для управления всеми сферами. Это ведь должно упростить задачу…

— Надеюсь, цель была в этом, но приведу пару примеров. Когда мы с представителями региона разговариваем о музейных проектах, то нам говорят: «Музеи — не наше, это Минкульт». Но у Минкульта нет задачи думать о музеях как о части туризма, они про культуру. А это большая разница: объекты показа для местных школьников или же для гостей региона.

Я не говорю о том, что надо забрать музеи у Минкульта, детей — у Минобра, а дороги к озерам — у Миндора. Нет. Но без грамотной координации всего этого не будет прорывных результатов ни на Айских притесах, ни на Тургояке, ни на Аркаиме.

Сообщество уже не раз показывало стремление работать вместе: нужна помощь в составлении молодежного маршрута на конкурс? Пожалуйста: туроператоры и учебные заведения разрабатывают маршрут. Но если нужно подать заявку на проект «Классная страна» (Цель программы — формирование тематических туров. Лучшие маршруты будут масштабированы на всю страну в рамках программы школьного туризма. — Прим. ред.) от региона, ради которого коллеги проходили обучение и сформировали команду, то сообщается по факту, что регион решил не подавать заявку. Уверен, это просчёт не от злого умысла, а от односторонней коммуникации. Но сами понимаете, что такая игра в одни ворота неинтересна. Специалисты просто начинают со временем игнорировать просьбы. Спущенные сверху проекты нужно делать, но ограничиваться ими — это признак безынициативности. Наш общий ключевой проект — выстраивание системы развития регионального туризма.

Минобрнауки РФ утвердило концепцию развития научно-популярного туризма до 2035 года. В этом направлении у нас в области ведется работа?

— Да, мы сейчас плотно работаем с коллегами из областного Совета молодых ученых и Министерства образования и науки Челябинской области. Чувствуется поддержка и желание двигаться в этом направлении. С таким подходом есть все шансы довести проекты до реальных результатов. Но, повторюсь, нужно выстраивать системную работу и в обратном направлении: от предложений сообщества к властям.

Уверен, что именно в синергии секрет успешного развития туристического потенциала Южного Урала. Мы открыты к диалогу и ждем того же.

Читайте также на  CHEL.DK.RU: «Хорошему предпринимателю вообще не нужна поддержка, ему нужно просто не мешать».

Автор Анна Измайлова 

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.