«Туриндустрия готовилась давно к тому, что основной рынок из США и Европы переместится в Азию: в первую очередь Китай, Индию, и здесь дело совсем не в политике».
Официально около 1,7 млн туристов посетили Южный Урал в прошлом году. Желаемая цифра — 4 миллиона. Такой поток туристов ждут в Челябинской области к 2035 году. В региональном центре проектного развития территорий и туризма делают ставки на горнолыжный, природный (экологический) и промышленный туризм.
Развитие туристического потенциала региона стало темой одной из дискуссионных площадок в рамках форума «Будущее города», организованного изданием «Деловой квартал». В беседе принимали участие эксперты из сферы туризма, предприниматели, представители власти и Российского союза туриндустрии. Что известно о Челябинской области на федеральном уровне, поедут ли к нам туристы из Индии и Китая, какие перспективы у научного туризма? Об этом говорим с директором центра туристских инициатив, общественным представителем агентства стратегических инициатив в Челябинской области, генеральным директором компании «Вита трэвел» Алексеем Ципордеем.
Во время своего выступления на бизнес-форуме советник президента Российского союза туриндустрии Дмитрий Манин отметил, что Челябинская область на туристической карте России ничем не примечательна. И это несмотря на наши известные горнолыжки, Аркаим, метеорит наконец?
— Слышать то, что нам не нравится, неприятно. Но нет ничего хуже, чем недостоверная или неполная информация. Обратная связь важна, какой бы она ни была. Метеорит — неоднозначная история.
Да, судя по опросам, у большинства россиян мы ассоциируемся с метеоритом. Но одно дело — ассоциироваться с чем-то, а другое — чтобы это вызывало желание приехать в регион. Поэтому важно эффективно выстраивать маркетинг.
Что касается направления активного отдыха, то это далеко не весь туризм. Кроме того, тех, кто говорит про наши уникальные красоты, я хочу спросить: как часто вы бывали в походах в Пермском крае или Карелии? Или всё-таки, когда идёте в поход на выходные, выбираете географическую близость? А если собираетесь далеко, о чём думаете: Карелии и Кемеровской области или всё-таки об Алтае и Кавказе? Ответы и наши надежды во многое упираются — это оснащенность инфраструктуры, наличие инструкторов, маркетинговая узнаваемость. Да, мы можем привлечь больше активных туристов в регион, но красоты сами по себе этого не сделают. Мы уникальны тем, что сочетаем в себе высокий потенциал почти всех видов туризма. Желаю всем нам реализовать этот потенциал.
Учитывая, что произошел основательный разворот на Восток, может быть, стоит и сфере туризма посмотреть в этом направлении? Намерения привозить гостей из Поднебесной звучат всё чаще. В свое время был прямой рейс из Челябинска в Китай. Тогда, видимо, не пошло, сейчас шансов больше?
— Ситуация за последние 10 лет, конечно, поменялась. Если брать общемировой масштаб, то туриндустрия готовилась давно к тому, что основной рынок из США и Европы переместится в Азию: в первую очередь Китай, Индию, и здесь дело совсем не в политике. Рост благосостояния там растет, население большое. Коллеги из комитета по туризму Москвы говорят, что только Индия насчитывает порядка 300 млн человек, которые регулярно путешествуют за рубеж.
С китайскими туристами ранее была следующая проблема: они сами обслуживали своих граждан здесь, в России. Для этого открывали турфирмы, транспортные компании, хостелы и забирали гостей из Поднебесной себе: зарабатывали на своих. При этом уклонялись в огромных масштабах от налогов внутри России. Это происходило обычно там, где поток китайских туристов был особенно велик: Санкт-Петербург, Москва, Байкал. Если этого нам удастся избежать, то, конечно, китайский турист нам нужен. И тут возникает следующий вопрос: какой поток туристов мы можем принять и где?
Большое количество разместить сможем только в Челябинске и на Тургояке. Если бы мы с вами представляли интересы Челябинска или Тургояка, то, конечно бы, сказали: «Заверните, берём!». Но мы говорим о регионе.
И если рейсы будут субсидироваться, то важно, чтобы рано или поздно это приводило к увеличению турпотока на рыночных условиях. Чтобы те, кто приехал, провели здесь достаточное количество дней и оправдали затраты бюджета. Это, в свою очередь, повысит занятость и зарплаты в сфере туризма и гостеприимства, у инвесторов появится стимул строить рядом с основными точками притяжения туристов гостиницы, объекты питания и досуга.
Если мы сами к такой масштабной работе на местах еще не готовы, то нужно кооперироваться с соседними регионами или областями, где есть прямое авиасообщение с Китаем. И не просто создавать маршруты, а максимально продвигать их.
Я вам задам вопрос: «Хотите лететь семь часов до Китая, полюбоваться природными красотами лишь одной провинции и не посетить при этом, например, Пекин, Шанхай, Хайнань?». Думаю, ответ очевиден. А почему китайцы должны хотеть аналогичного?
Мы с коллегами уже предлагали системные решения развития экскурсионных маршрутов прошлым и нынешним кураторам туризма. Сначала нужно пройти определенный путь и проделать важную подготовительную работу внутри региона. Сейчас желание везти массово туристов из Поднебесной, на мой взгляд, — это попытка перепрыгнуть со второй ступени на седьмую. Это задача не для слабонервных. Отказываться от китайцев тоже неправильно, но подходить к этому вопросу нужно основательно: быть честными с собой, исходить из интересов всего региона, принимать эффективные решения и действовать по всем фронтам туризма.
Есть инструменты для эффективного взаимодействия между ответственным ведомством и представителями отрасли?
— Из позитивного озвучено намерение возродить работу координационного совета, где бы представители власти и профессионального сообщества вместе обсуждали задачи по развитию туризма и предлагали их решение. Мне хочется верить, что эта инициатива не сойдет на нет, как это уже было ранее при прошлых кураторах туризма. Дискуссия с экспертами — это всегда полезно, ведь нас объединяет одна цель: процветание туризма. И у сообщества есть конкретные предложения, как это сделать.
Расстраивает то, что зачастую решения принимаются ответственными лицами за закрытыми наглухо дверьми. Раньше туризм у нас был равен фестивалям, потом — экскурсиям на заводы, затем — немного экотуризму. Теперь — мастер-планированию.
Это похоже на тело человека, которое двигается не целиком, а отдельными частями: то только рукой, то ногой, то совсем замирает. Вот такая «расчленёнка» в туризме получается, а сейчас даже межведомственная координация, по моему личному мнению, страдает.
Но сейчас туризм курирует структура, которая специально создавалась для управления всеми сферами. Это ведь должно упростить задачу…
— Надеюсь, цель была в этом, но приведу пару примеров. Когда мы с представителями региона разговариваем о музейных проектах, то нам говорят: «Музеи — не наше, это Минкульт». Но у Минкульта нет задачи думать о музеях как о части туризма, они про культуру. А это большая разница: объекты показа для местных школьников или же для гостей региона.
Я не говорю о том, что надо забрать музеи у Минкульта, детей — у Минобра, а дороги к озерам — у Миндора. Нет. Но без грамотной координации всего этого не будет прорывных результатов ни на Айских притесах, ни на Тургояке, ни на Аркаиме.
Сообщество уже не раз показывало стремление работать вместе: нужна помощь в составлении молодежного маршрута на конкурс? Пожалуйста: туроператоры и учебные заведения разрабатывают маршрут. Но если нужно подать заявку на проект «Классная страна» (Цель программы — формирование тематических туров. Лучшие маршруты будут масштабированы на всю страну в рамках программы школьного туризма. — Прим. ред.) от региона, ради которого коллеги проходили обучение и сформировали команду, то сообщается по факту, что регион решил не подавать заявку. Уверен, это просчёт не от злого умысла, а от односторонней коммуникации. Но сами понимаете, что такая игра в одни ворота неинтересна. Специалисты просто начинают со временем игнорировать просьбы. Спущенные сверху проекты нужно делать, но ограничиваться ими — это признак безынициативности. Наш общий ключевой проект — выстраивание системы развития регионального туризма.
Минобрнауки РФ утвердило концепцию развития научно-популярного туризма до 2035 года. В этом направлении у нас в области ведется работа?
— Да, мы сейчас плотно работаем с коллегами из областного Совета молодых ученых и Министерства образования и науки Челябинской области. Чувствуется поддержка и желание двигаться в этом направлении. С таким подходом есть все шансы довести проекты до реальных результатов. Но, повторюсь, нужно выстраивать системную работу и в обратном направлении: от предложений сообщества к властям.
Уверен, что именно в синергии секрет успешного развития туристического потенциала Южного Урала. Мы открыты к диалогу и ждем того же.
Читайте также на CHEL.DK.RU: «Хорошему предпринимателю вообще не нужна поддержка, ему нужно просто не мешать».
Автор Анна Измайлова
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.