Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!»

Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!»
Иллюстрация: «ПСО»

«Что может быть глупее: мы заявляем, что отказываемся от доллара, выходим из этой зоны, но при этом продолжаем все внутри страны считать в валюте и разгоняем инфляцию. Бьем сами себя по голове».

Сочетание качеств изобретателя и коммерсанта помогло челябинцу Игорю Панасюку в начале 2010-х создать и вывести на мировой рынок инновационную систему электрического отопления для жилых домов на основе алюминиевой фольги и отражающей пленки. Система оказалась универсальной: с 2014 года ей оснащены все российские электропоезда «Ласточка». Но в 2022 году предприятие столкнулось с новыми вызовами: подорожанием сырья, перестройкой международных сбыта и логистики, скачками валютных курсов, нестабильным спросом и даже изменением климата. Мы поговорили с гендиректором группы компаний «ПСО» Игорем Панасюком о новых покупателях из сферы туризма, экспорте в условиях нестабильности и спросе на внутреннем рынке.

Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!» 1

Еще до периода жестких санкций вы начали поставлять свои нагреватели за рубеж. Как сейчас обстоят дела с экспортом?  

— Партизанщина, а точнее параллельный экспорт — мы отгружаем продукцию в ближнее зарубежье, откуда она реэкспортируется в недружественные страны, или даже продаем здесь, а затем люди самостоятельно везут ее дальше. И наши нагреватели возникают, порой, в самых неожиданных местах, о чем мы узнаем уже по факту, из отзывов и соцсетей.

В связи с тем, что все российское сейчас в Европе считается токсичным, нам предлагали развернуть производство там, в одной из стран ЕС. И сейчас у нас есть несколько таких запросов, мы их обсуждаем, но пока не готовы загадывать так далеко.

Как вариант, мы можем даже продать свою технологию за границу — и это, пожалуй, будет более приемлемым вариантом, поскольку позволит не тратить свои силы вовне, а сосредоточиться на удовлетворение запросов внутреннего рынка, который для нас, был и остается основным.

Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!» 2

Скачки курсов валют — головная боль многих бизнесменов. Как эти моменты отразились на себестоимости вашей продукции?  

— У нас импортозамещенная продукция из отечественного сырья и падение курса рубля на нас сказалось совсем другим образом. Дело в том, что алюминиевая фольга, которую мы используем — российская, ее делает «Русал». Но цена на нее и раньше была, и до сих пор остается в долларах США.

Я покупаю российский алюминий в России за рубли, но по курсу доллара. Парадокс!

Разумеется, поскольку это большой кусок нашей себестоимости, мы вынуждены повышать цены на готовую продукцию. Острее всего это чувствует именно внутренний рынок, российский потребитель. Ничего глупее придумать нельзя — мы заявляем, что отказываемся от долларов, выходим из этой зоны, но при этом продолжаем все внутри страны считать в иностранной валюте и разгоняем инфляцию. Бьем сами себя по голове.

Ваше производство ведь не ограничивается одним отоплением для зданий?

— Наши изделия — это конструктор, из которого можно делать, фактически, что угодно. Технология, где полимер служит электроизолятором, а алюминий «растаскивает» тепло по всей поверхности, позволяет делать нагревательные элементы для самых разных задач. Это индивидуальные электросушилки: небольшие пластинки в ботинки, для одежды — что сейчас особо востребовано в зоне СВО, и мы делаем поставки в том числе туда, бытовые конструкции для сушки фруктов, мяса, рыбы, да и вообще любых других продуктов питания.

Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!» 3 Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!» 4

Также мы делаем кассеты из пленочных нагревателей, которые можно оборудовать вентилятором и сделать тепловую пушку, изделия сложной формы, которыми мы оборудуем кабины железнодорожных локомотивов, салоны «Ласточек» — все современные российские электропоезда с 2014 года ездят с нашими обогревателями. Довольно много обращаются производителей пиломатериалов за сушилками для леса.

Сейчас мы экспериментируем с подогревом аккумуляторов для электромобилей. Это очень актуальная проблема: эксплуатация литиевых батарей показывает, что в зимний период ее емкость падает в два раза — точно так же, как у телефона. И если батарею подогревать снизу теплоэлементом до небольшого плюса, то аккумулятор почти не теряет емкость. А на сам подогрев уйдет намного меньше энергии, чем потеряется из-за мороза. Для телефонов мы тоже делали такую систему, но она получилась достаточно дорогой.

Но основной наш профиль, конечно, системы отопления для жилых домов и некапитальных объектов: теплый пол, теплый потолок.

Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!» 5 Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!» 6

Почему именно потолок, а не пол?

— При стандартном варианте, когда мы с вами топим батареями, воздух нагревается, поднимается вверх, перемешивается с холодным воздухом и все равно остается внизу. А наши нагреватели 95% тепла отдают в одну сторону, грубо говоря, «светят теплом». Когда они установлены на потолке — поток тепла направлен вниз. И это получается экономичнее — расходы на электроэнергию всего в полтора раза выше, чем на газ.

Теплый пол не может так эффективно обогревать: прежде всего, потому что его нельзя включать на температуру выше +28. Человеку на таком горячем полу становится некомфортно, ухудшается его самочувствие, это вредно для иммунитета и потому запрещено санитарными правилами, но в частных домах все равно так делают.

Мы также внедряем свои системы климат-контроля, «умного дома», которые позволяют контролировать температуру в том числе дистанционно, с мобильного приложения. Это помогает, в том числе, экономить электроэнергию, которая затрачивается на отопление — снижение температуры на один градус дает 3% экономии — или перераспределять ее, включая одни элементы и выключая другие. Но конкурировать с готовыми «умными» решениями, которые предлагают производители из Китая, мы пока не можем, поэтому развитие этого направления работы пока под вопросом.

Кроме китайской электроники есть еще иностранные компоненты, которым не нашли замены в России?

— Если алюминий у нас отечественный, то полимер нам все еще проще брать импортный, из Китая и Индии. Все остальные элементы у нас российского производства. Но все идет к тому, что и алюминий мы будем покупать за границей — с таким подходом, о котором я сказал выше, что для российских производителей привязанное к доллару российское сырье становится дороже, это логичный, рыночный шаг. С российским алюминием мы работаем больше из энтузиазма, поскольку наш спрос формирует загруженность предприятий, создает рабочие места.

А может случиться так, что если процент «импортозамещенности» вашей продукции упадет, вы лишитесь доступа к каким-либо преференциям со стороны государства?

— Нет, в нашем случае это ни на что не влияет. У нас есть определенные льготы по налогам, поскольку мы являемся резидентами «Сколково», но никаких регламентов, сколько в нашей продукции должно быть отечественного, и может ли быть что-либо импортное, не существует.

Мы занимаемся импортозамещением, поскольку нам так проще, мы так хотим, считаем, что так правильнее; потому что мы живем в России. Это наша форма патриотизма.

До февраля 2022 года мы работали с финским клеем — нас это нисколько не смущало, все работало, мы ничего не трогали. Но когда началась СВО, производитель повесил на сайте двухцветный флаг понятно какой страны и перерубил все отгрузки. И мы нашли здесь, в России клей, характеристики которого оказались даже лучше, чем у финского. Он нам подошел, мы теперь с этим продуктом работаем, нам все нравится. И себестоимость более приятной стала, и характеристики конечного продукта в итоге тоже улучшились.

Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!» 7 Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!» 8

Заказы от машиностроительных предприятий — насколько это большой сегмент вашего производства?

— Пока небольшой. Но может быть колоссальным: системы технологического подогрева — это рынок с огромными перспективами, такие изделия требуются, буквально, везде. Это не только машиностроение, это и сельское хозяйство: гроубоксы, инкубаторы для птицеводства.

Мы транслируем, выкидываем «в эфир» большое количество разных идей применения наших нагревателей, и кто-то периодически приходит к нам за разработками. Мы создаем опытный образец, причем делаем это бесплатно, затем уже дорабатываем его с клиентом: что-то добавить, что-то убрать. А затем, уже выходя в серию, закладываем в итоговую стоимость затраты на разработку, окупая их таким образом уже на практике.

Не всегда это, конечно, доходит до практики, да и наработанные решения, порой, теряют актуальность. Например, мы делали нагреватели для разморозки грунта, которые составляли довольно значительный кусок наших продаж, но прошедшая зима нас здорово подвела — она была теплой и спрос на них упал, неудачный сезон получился. Но ничего — будет следующий.

Тем более, что объемы индивидуального жилищного строительства последние годы растут. В этом сегменте ведь тоже ваш покупатель?   

— Разумеется, причем, мы завязаны не только на ИЖС. Новое направление — модульное строительство: некапитальные объекты, кемпинги, глэмпинги. Государство вложило огромные деньги во внутренний туризм и сейчас это очень динамично развивающаяся отрасль. Прошлой весной в Татарстане устроили профильный форум по этой теме, где мы показали свои системы и с тех пор стабильно, еженедельно получаем заказы на оборудование для глэмпингов, в том числе от наших, южноуральских отельеров.

Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!» 9 Игорь Панасюк, «ПСО»: «Я покупаю российский алюминий в России по курсу доллара. Парадокс!» 10

Так что у нас хорошо развиты связи и с B2C-сегментом — частными строителями, и с B2B — операторами гостиничных проектов, но вот с B2G — c государством — пока сложно. Есть такая излюбленная тема — борьба с сосульками. Каждый год, на одну-две недели она становится остро актуальной — когда сосульки падают и кого-то калечат или даже убивают. Тогда за решением приходят к нам и у нас действительно есть технология, которая позволяет избежать образований льда на крышах. Но есть один нюанс: устанавливать это оборудование нужно летом. Как вы понимаете, летом об этом мало кто заботится, поэтому проблема забывается до следующей зимы.

С каким настроением смотрите в будущее?

— Считаю, что у нашей страны сейчас лучшие перспективы. Да, у нас до сих пор, еще с 90-х все в полуразрухе, особенно на периферии, и надо начать страну потихоньку отмывать, красить, прибирать — если никто не будет мешать, работы здесь на десять лет вперед. Вещь у нас востребованная, а страна — большая. И, что важно, — холодная.

Другие интервью с челябинскими предпринимателями читайте на CHEL.DK.RU в рубрике #БИЗНЕС

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.