«Просела торговля, карт-бланш у производителей»: как МСБ пережил прошлый год


«Просела торговля, карт-бланш у производителей»: как МСБ пережил прошлый год
Иллюстрация: предоставлена пресс-службой Челябинского областного отделения «Опора России»

«46% компаний отметили сокращение выручки. Это связано в первую очередь с тем, что покупательная способность населения снизилась. Те, кто занят в сфере производства, закончили год в зоне роста».

Общероссийская общественная организация «Опора России» опубликовала последний за 2022 год индекс RSBI. Параметр измеряет деловую активность малого и среднего бизнеса (МСБ). Базой для расчета служат результаты опроса владельцев и руководителей компаний в 24 регионах страны. Индекс показал максимальную просадку по ключевым показателям в сентябре, в декабре стало заметно оживление. Что происходило в секторе МСП региона в прошлом году, чем интересны офсетные контракты малому бизнесу, нужно ли возвращать проверки надзорных ведомств после вспышки гепатита А в Челябинске? Об этом говорим с председателем Челябинского областного отделения «Опора России», генеральным директором ООО «Технологии Роста» Артёмом Артемьевым.

Судя по графику, бизнес весь год жил в режиме американских горок. Согласны?

— Похоже на это. Всё, что выше 50 пунктов, — положительная динамика. Всё, что ниже, — отрицательная. И сейчас мы находимся в зоне ниже 50 пунктов. Индекс демонстрирует, что бизнес вернулся в ковидную эпоху. Падение, которое видно на графике, сравнимо с тем, что происходило в 2020 году, когда бизнес тоже не знал, что делать.


«Просела торговля, карт-бланш у производителей»: как МСБ пережил прошлый год
 1

 

Есть падение в сфере услуг и торговле. 46% компаний отметили сокращение выручки. Это связано в первую очередь с тем, что покупательная способность населения снизилась. Те, кто занят в сфере производства, более-менее закончили год — в зоне роста.

39% малого и среднего бизнеса сообщили о сокращении выручки. Где-то удается сохранить позиции в объемах продаж, но надо понимать, что прибыль меньше, потому что цены на всё выросли.


«Просела торговля, карт-бланш у производителей»: как МСБ пережил прошлый год
 2 
«Просела торговля, карт-бланш у производителей»: как МСБ пережил прошлый год
 3

 

То, что производственные предприятия остались на плаву, можно объяснить повышенным вниманием к внутреннему рынку?

— Конечно, происходит замещение на отечественного производителя. Уход иностранных производителей сыграл на руку. Кроме того, этому бизнесу больше внимания уделяется в плане программ поддержки, появилось больше возможностей для расширения своих производств. Предприятия в производственной сфере получили сейчас карт-бланш. Тут важно, как они им воспользуются. Стоит отметить, что в новых условиях бизнес мобилизовался: подумали, что можно сделать, и пошли вперед. Быстро разобрались с той неопределенностью, которая была.

Если мы говорим о производственном и технологическом суверенитете, то эта сфера должна показывать стабильность. Где-то это происходит быстрее, например, в легкой промышленности, где оперативно заполняют опустевшую нишу. Но производителям тоже приходится нелегко. Коллеги рассказывали, что раньше они завозили оборудование напрямую из Финляндии, теперь — через Турцию. Это дополнительные затраты.

Производители в рамках опроса сказали, что намерены продолжать инвестировать. А 68% МСБ не планирует инвестиций в ближайшее время.

В региональном Минэкономразвития сообщили, что в прошлом году численность занятых в сфере МСП подросла: в сентябре было на 48 тысяч человек больше, чем на начало года. Количество самозанятых тоже значительно увеличилось. Хороший прирост в непредсказуемый год?

— Цифры интересные. С самозанятыми всё понятно: это очень удобная система, легко оформиться и платить налоги, требует минимум усилий. По поводу ИП: бизнесмены всё больше проявляют себя как ответственные участники социально-экономического процесса. Ведь нужно официально оформить людей и платить за них налоги. Важно этот тренд поддержать. Среди малого бизнеса немного тех, кто имеет бронь. Это, наверное, тоже сказалось. Хочется верить, что бизнес сам по себе устойчиво стоит на ногах и видит перспективу развития. Поэтому такие цифры.

Как меняется количество малых и средних предприятий, которые работают на экспорт?

— Могу оперировать статистикой только за 9 месяцев прошлого года. В регионе экспортом занималось 2061 предприятие. Это на 29 компаний больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Если кто-то раньше экспортировал в Европу, то сейчас они берут более простые и понятные страны ближнего зарубежья. Это Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан. Особенно сейчас все любят Кыргызстан, потому что там концентрация европейцев и не только.

Он удобен всем: и нашим, и европейцам, и азиатам. Кыргызстан более выгодно смотрится, чем Казахстан, который больше ориентирован на Запад.


«Просела торговля, карт-бланш у производителей»: как МСБ пережил прошлый год
 4

Если смотреть на показатель доступности кредитов, то в период с марта по май доля отказов составила 54% по стране. Наши предприниматели жаловались, что были проблемы с получением займов?

— Да, ко мне поступило несколько обращений. Но не могу сказать, что это носило массовый характер. Была необходимость у предпринимателей в быстрых деньгах: это от трех до пяти миллионов рублей. Нужно было закрыть кассовый разрыв, быстро перестроить логистические цепочки. Но по разным причинам банки не могли дать кредит. Сейчас ситуация получше.


«Просела торговля, карт-бланш у производителей»: как МСБ пережил прошлый год
 5

 

В какие сферы бизнес заходит сейчас охотнее?

— Видим, что туризм у нас растет и будет расти дальше. Потому что когда есть ограничение на зарубежные поездки, то появляется интерес к внутренним маршрутам. Еще сфера услуг — очень интересный и бурлящий рынок. Порог входа на него не такой большой по сравнению с производственным предприятием. Пищевая промышленность, продукты питания — это то, что стабильно и при грамотном управлении всегда будет приносить доход. У этой отрасли есть большой потенциал для экспорта. Индии, которая обогнала Китай по численности населения, ведь надо что-то есть.

Но какую отрасль ни возьми, упираемся в технологии производства. А Россия не лидер по технологиям, к сожалению.

Продолжать возить оборудование через Турцию, как вы ранее рассказывали.

— Да. И сотрудничать с остальным миром, который нам доступен, чтобы брать технологии. Ведь это важно, когда мы говорим про завтрашний день, сегодня-то мы сами себя обеспечиваем. Но рынок идет вперед, и если мы хотим быть на внешних рынках состоятельными, то производства у нас должны быть передовыми. Для этого нужно вкладываться в исследования, в технологии. Многие сейчас эту работу откладывают. Понятно, что стратегия консервации в настоящее время присутствует. Задача у бизнеса — сохраниться здесь и сейчас.

Много тех, кто решил не сохраняться и продавал бизнес в прошлом году?

— Желание продать и уехать было, особенно у микробизнеса, и это было связано с мобилизацией. Чего греха таить — некоторые уехали только из-за этого. А многие предприятия, как могли, оставляли своих сотрудников, чтобы те не паниковали и продолжали нормально работать. Была такая тенденция, что люди увольнялись, чтобы уехать (в тот же Казахстан), а потом опять возвращались спустя две недели и снова трудоустраивались.

МСП получили возможность заключать офсетные договоры. Первый контракт в России уже есть, ждем теперь у нас в области?

— Да, мы уже можем работать по 223-ФЗ. Такой способ партнерства выгоден и власти, и бизнесу. Офсетный контракт — гарантия долгосрочных заказов для предприятий в обмен на инвестиции (расширение производства, обновление технологических процессов).

Я вам скажу, что это мечта 80% предпринимателей. Бизнесмен открывает в городе новое производство, а город гарантирует, что будет покупать его продукцию в течение нескольких лет.

Такой договор исключает вариант «получить прибыль и куда-то ее вывезти». Почему здесь мы заручились поддержкой региональных властей? Потому что этот процесс нужно выстраивать вместе, так как задача предпринимателя — понимать рынок, какой именно продукт нужен тому или иному региону, и предлагать его производство. 

Продление моратория на проверки бизнеса в этом году — ожидаемое решение?

— «Опора России» за это выступала, и мы рады, что запрет продлили. Примечательно то, что за время проведения мораториев никакого коллапса не случилось. То есть мы понимаем, что рынок цивилизованный.

Но, возможно, и вспышки гепатита бы не случилось в Челябинске, если продолжали бы ходить с проверками.

— Мы с вами наверняка не сможем сказать, что эту вспышку исключили бы проверки. Это, скорее, единичный случай, чем система. У нас нет данных, что мораторий на проверки привел к каким-то катастрофическим последствиям. Но чтобы доля малого и среднего бизнеса росла, только этой меры поддержки недостаточно. Благодаря поправкам в КоАП уменьшили штрафы для МСП, что важно. Нужно еще снижение стоимости кредитов. В развитых странах (например, в Китае) доля МСП — 60% и вклад в ВВП страны огромный. У нас цель — 25%. Цифра реальна, но, чтобы к ней прийти, нужен набор скоординированных усилий власти и бизнеса. А у нас складывается отличный рабочий диалог с экономическим блоком правительства. 

Читайте также на CHEL.DK.RU: «Жирные» времена прошли». Что будет дальше?

 

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.