«Жирные» времена прошли». Что будет дальше?

«Жирные» времена прошли». Что будет дальше?
Иллюстрация: letsgophotos.ru

«Очень долго жили по принципу «покупают и хорошо». Просто на конъюнктуре жили. Сейчас бизнес по старым принципам не работает. Поэтому нужно менять традиции в менеджменте промышленных предприятий».

Данные Челябинскстата показали, как складывался непредсказуемый 2022-й для ключевых отраслей региональной экономики. Смотришь на цифры и понимаешь, что апокалипсиса не произошло. Правда, санкции все-таки не прошли бесследно. В частности, для металлургов. По данным за 11 месяцев прошлого года, металлургия показала снижение (минус 8,3%): производство стали уменьшилось на 15%, проката — на 13%.

Как ограничение на экспорт дальше будет отражаться на работе металлургических предприятий региона, какие отрасли обречены на успех в этом году и стоит ли опасаться гипотезы, что пессимистичный сценарий просто откладывается, а не отменяется? Об этом говорим с директором Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ, кандидатом экономических наук Юнером Капкаевым.

За металлургов переживали, наверное, больше всего. Но критичного падения, как мы видим, не произошло. Минус 8,3% — это ведь небольшое снижение в сложившихся условиях?

— Падение не существенное. Заказы на внутреннем рынке помогли избежать серьезной просадки. Металлопродукция сейчас идет на производство кораблей, атомных ледоколов, стройку. Государству важно простимулировать внутреннее потребление. Европа же давно пыталась ограничить металлургов от своих рынков. В прошлом году просто в более жесткой форме это сделали.

Металлургическим гигантам и раньше нужно было искать рынки, просто им искусственно помогали, а сейчас перестали. Помогали тем, что Центробанк ослаблял курс национальной валюты. Это позволяло продавать продукцию на мировых рынках по заниженным ценам и успешно конкурировать.

Челябинская область, в том числе, от этого выигрывала. И это нормальный механизм для того, чтобы поддерживать экспортера. Сейчас наши металлурги переориентировались на азиатские рынки, но там свои производители — Китай с Индией. Они самые большие конкуренты именно в области металлургии.

То есть выход на эти рынки может и не спасти экспорт наших металлургических предприятий?

— Отказываться от азиатского рынка все равно не стоит. Возьмем Китай со своей специфической географией. У них металлургическое предприятие, которое находится на юге, не повезет продукцию на север. Это дорого. Не исключено, что покупатель из Китая выберет нашего производителя, так как транспортное плечо меньше.

Металлургам нужно от старого доброго демпинга переходить на создание товаров с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной продукции и производить более широкий ассортимент. Делать сталь, но другой марки. Следить за качеством более основательно.

Почему в автомобильной промышленности сталь везут из того же Китая? Мне рассказывал представитель этой отрасли, что, когда они делают штамповку, наша сталь может себя непредсказуемо повести: крыло где-то становится тоньше, где-то толще. Сейчас металлурги берут объемами, но качество не всегда контролируется. Многие же еще как работают: у нас есть определенный ассортимент, его и покупайте. А клиенту нужна, например, арматура на 1 мм меньше. Сейчас нужно чувствовать рынок, запрос потребителя и подстраиваться под него. Таким образом привязывать к себе клиента.

«Жирные» времена прошли». Что будет дальше? 1

То, о чем вы говорите, требует создания новых производств или основательной перестройки существующих. Думаю, не многие на это сейчас решатся.  

— Да, многие эти планы откладывают. Виктор Рашников говорит о том, что они останавливают инвестиционные программы. То есть у них есть возможность сохранить объемы, производство, но при этом они пересматривают долгосрочные перспективы развития. А их сейчас и сложно выстроить. И тут причина не только в том, что деньги нужны, но еще и в том, что непонятно под какие рынки нужно модернизировать производство. Прошлый год перевернул все планы. Если инвестиции были заточены на определенные рынки, а сейчас эти рынки потеряны, то  в любом случае инвестиционную программу надо останавливать.

Легкая и пищевая промышленность показали рост в 2022-м. Эта тенденция сохранится в этом году?

— Думаю, что у пищевой промышленности и сельскохозяйственной отрасли все будет хорошо. У нас в регионе мощная поддержка производителей сельскохозяйственной продукции. Не удивительно, что мы занимаем лидирующие позиции по стране. Регион себя полностью обеспечивает птицей (даже избыточное производство), свининой, говядиной. Как будет складываться у легкой промышленности — непонятно. Все зависит от того, смогут ли наши производители захватить рынки, как используют появившиеся возможности.  

В прошлом году производство компьютеров, электронных, оптических изделий в регионе выросло почти на 26%. Хотелось бы порадоваться, что случилось долгожданное  импортозамещение, но подозреваю, что тут другая причина. Вы что видите за этой статистикой?

— Скорее всего, речь идет о сборке компьютеров. Раньше привозили технику целиком, а сейчас — по запчастям и собирают здесь. То есть занимаются «отверточной» сборкой, отсюда рост. На самом деле, это неплохо. Если вспомнить, как автомобильную промышленность затащили в страну: она же тоже начиналась с «отверточной» сборки, а закончилась локализацией производства. Если смотреть федеральные цифры, то производство компьютеров тоже показало рост на 4,6%. Видимо, общая тенденция. При этом, производство электрооборудования снизилось на 4% по стране.

У нас в Челябинской области, кстати, есть производитель сырья для микропроцессоров. Все интересуются у бизнесмена, почему он микропроцессор сам не делает. На что предприниматель отвечает: «Зачем мне такое сложное технологическое производство, если я могу сырье сделать и продать».

На самом деле, до технологий надо еще дорасти. А у нас многие привыкли по накатанной зарабатывать деньги. Не все заинтересованы вкладывать в науку, а это оттягивает нас от технологий.

Челябинская область – одна из лидеров по росту оборота розничной торговли на Урале. (По данным КСП за 11 месяцев 2022 года). Складывается ощущение, что в поведении потребителя ничего не изменилось. Это так?

— У людей как была зарплата, так и осталась. С ростом оборонных заказов, многие стали получать еще больше. Тут еще и другой момент может быть: дорогие продукты покупают меньше, а дешевые — больше. Это и формирует выручку в торговле. У нас же сейчас в Челябинске активно развиваются продуктовые магазины-дискаунтеры. Это в принципе отражает общефедеральную тенденцию.

В прошлом году россияне скупили рекордное количество золотых слитков. Южноуральцы от тренда тоже не отстают: по данным одного из банков, более 300 млн рублей за год вложили в драгметаллы.  Сейчас золото — единственный надежный инструмент для инвестиций на фоне нестабильности валют?

— К этому решению подтолкнул Центробанк, изменив правила продажи слитков. Все условия были созданы для того, чтобы люди инвестировали в более понятные вещи. Для инвесторов, которые диверсифицируют портфель, это хороший инструмент. Не исключено, что чуть позже население будут возвращать на внутренний рынок ценных бумаг, и это будет очень удобно, потому что задавили все бумаги вниз.

«Жирные» времена прошли». Что будет дальше? 2

Некоторые эксперты уверены, что апокалиптический сценарий просто «переехал» в этот год, и последствия от санкций станут ощутимее. Вы с этим согласны?

 — Нет. Катастрофы не будет. Санкции давят на нас уже много лет, идет естественная перестройка бизнес-процессов. А это небыстро.

Слишком «жирные» времена были: продавали сырец и жили по принципу «покупают и хорошо». Просто на конъюнктуре жили. Сейчас бизнес по старым принципам не работает.

И многие цепочки взаимодействия с поставщиками, партнерами, покупателями продолжат перестраиваться, как и логистические.  Поэтому изменение традиций в менеджменте промышленных предприятий — это значимая составляющая. Понимание того, что они погружаются во внутренний рынок, сегодня к ним придет более отчетливо.

Можно сказать, что ключевые потрясения остались в прошлом году и экономике региона в 2023 ничего не угрожает? 

— Я считаю, что Челябинская область — одна из самых защищенных с точки зрения нынешней ситуации. Предприятия ОПК загружены, значит будут хорошие отчисления в бюджет, зарплату людям платят. Этот факт плюс большое количество легальной занятости приведут к тому, что платежеспособность населения сохранится. Главное, чтобы у крупных промпредприятий региона не было больших проблем. 

Но ограничение на экспорт сохраняется, а это отражается на прибыли предприятий.

— С одной стороны, это, действительно, так. Но давайте посмотрим с другой: рынок закрылся, и это прекрасно.

Закрытые границы — гарантия того, что доходы населения останутся в регионе. Приведу случай из жизни. Мужчина вернулся со спецоперации. Сразу пошел и купил квартиру в Челябинске. Сейчас нет большого выбора, куда потратить более-менее внушительную сумму денег.

Отдых за границей тоже ограничен. Поэтому остается тратить деньги здесь. Тем самым, развивая туризм, стройку, малый и средний бизнес.  

На ваш взгляд, сколько еще пакетов санкций впереди?

— Эта история надолго. Россию, как завидный источник углеводородного сырья, пытаются поставить на колени. У нас бенефициаром в нынешней ситуации является Китай и Индия. В больше степени Индия. Они сейчас конкурентоспособность своей экономики поднимают за счет дисконта на наши энергоносители. Но может быть и нам это выгодно, возможно, нас это устраивает? И нужно логистические цепочки выстраивать в эти страны. И также как в Европу продавали, продавать теперь туда? Может быть тогда нам и не придется перестраивать страну целиком.

Читайте также на CHEL.DK.RU:  «Внутренний рынок не спасет»: почему компаниям не стоит сворачивать экспорт

 

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.