«Умение вести бизнес, делать деньги — это же игровой элемент. Поэтому любой бизнес — театр, игровая территория, которую нужно просто очень правильно срежиссировать».
Мультипликационный мистер Фримен, радиоперсонаж Фрэнки, доктор Купитман из «Интернов». Все это Вадим Демчог. 10 лет назад актер создал свой частный театр. Одну из постановок в жанре stand up tragedy скоро покажут в Челябинске. Публике предстоит понять, кто перед ними: Меркьюри, Бах, Достоевский, Козел Отпущения или кто-то другой? Во время спектакля историями своей судьбы делятся разные персонажи.
Чтобы частный театр продержался столько лет, а труппа могла гастролировать, Вадим Демчог нашел дополнительный источник заработка: стал обучать игровым практикам всех желающих, в том числе предпринимателей. Как эти знания можно использовать в бизнесе, насколько выгодно иметь собственный театр и каким амплуа актер дорожит больше всего? На вопросы отвечает художественный руководитель театра «Арлекиниада», актер театра и кино Вадим Демчог.
Десять лет назад вы основали театр. Что-то не устраивало в существующих муниципальных театрах, поэтому создали свой?
— Вопрос провокационный. В муниципальных театрах, на мой взгляд, не так много воздуха и свободы. Желание выражать то, что у тебя внутри, однажды берет верх, и ты понимаешь, что нужно создавать свое. Тем более, когда слышишь циничные фразы: иди и делай сам. Окей. Ты уходишь и начинаешь закладывать фундамент того, что ценно для тебя. Мне повезло, я нашел единомышленников. Мы стали создавать пространство и в итоге стали независимыми.
Многие спрашивают: «Как вы вообще выживаете»? А мы создаем продукт, который интересен публике. Поэтому есть продажи и окупаемость.
Наши постановки, как мне кажется, цепляют людей, потому что зритель видит искренность, глубину, фундаментальность, которой, возможно, в жизни недостает. Мы говорим на современном, красочном, ярком языке. Я думаю, что свой театр — это идеал для творческого человека: ты имеешь пространство, в котором можешь творить то, что хочешь и получать за это зарплату.
Когда театр только создавался, сразу было понятно, что именно зайдет публике или это уже в процессе выяснили?
— Сразу. Свое видение театра, актерской игры я описал в книге «Самоосвобождающаяся игра». Когда она вышла, ее стали читать в артистических кругах. В какой-то момент вокруг меня собралась команда, которая потребовала «отвечать за базар» (Улыбается — Прим. ред.). В том смысле, что нужно было на практике проверить то, что я описал в книге. Так появился спектакль «Арлекиниада».
Через год я понял, что на одних спектаклях мы не выживем. Если мы хотим, чтобы наше творчество вышло за пределы антрепризного эксперимента, то нам нужно зарабатывать, обучая игре. Так появились игровые тренинги.
В начале своего пути прописывали бизнес-план, финансовые риски?
— Конечно. Мы учились этому, прошли через огромное количество всевозможных стратегий, обучающих программ. Это творческая задача сформировать те или иные законы, по которым вы хотите жить, чтобы защитить свою территорию и наполнять ее активностью.
У вас есть отдельные тренинги для бизнесменов. Это обучение скорее для развития собственных талантов или знания помогают по-другому выстраивать бизнес-процессы в компании?
— Любой бизнес — это тоже театр, тоже игровая территория, которую нужно просто очень правильно срежиссировать. Игровые контексты, на самом деле, умным лидерам и руководителям компаний очень интересны. Ведь, играя роль одного лидера, ты разворачиваешь целый веер всевозможных ролевых приспособлений. Возможно, вы слышали о спиральной динамике (Модель эволюционного развития людей, организаций и общества — Прим. ред.) и знаете уровни развития компании. Умение вести бизнес, делать деньги — это же тоже игровой элемент.
Можно на примере. Возьмем цех по производству пельменей. Зачем собственнику этого бизнеса владеть игровыми практиками?
— Я, конечно же, хотел бы более творческий пример, связанный со сферами, в которых необходимо что-то создавать. Потому что в цехе по производству пельменей конвейер, используется труд человека, который просто контролирует станок, там нет смысла привносить творческий элемент. Тем не менее, умение создать эти модели — тоже игровой феномен.
В Челябинске в феврале вы покажете постановку «Закрой глаза и смотри». В аннотации указано, что спектакль никогда не повторяется. Это как?
— В этом спектакле очень много персонажей, более трехсот. За один вечер вывести всех на сцену невозможно. Поэтому драматургия спектакля уникальна, каждый раз на сцену выходят новые герои. Думаю, что любую нашу постановку можно смотреть много раз. В каждой из них большое количество смыслов на разной глубине. Придя первый раз, человек занырнет на определенный уровень. В следующий — погрузится глубже, отсканирует еще какие-то смыслы. Об этом нам говорят сами зрители. И на спектакли, которых у нас пока немного в репертуаре, приходят не по разу.
Очень прагматично. С таким подходом можно не ставить много спектаклей, а создать то, что будет цеплять подолгу.
— Потому что богатству самоисследования нет конца. Мы все не только артисты, мы еще и тренеры, психологи.
Мы видим, что основной тренд времени — глубина. Когда зритель видит, что здесь она есть, его не нужно больше ничем завлекать. На этот аромат глубины люди, как мне кажется, приходят, и в этом наше отличие.
А как же массовый зритель?
— Мы небольшой театр, мы не апеллируем к массам и популярности. И это наш выбор: нам не количество важно, нам нужно качество. Поэтому в наш театр приходят те, кто с нами на одной волне и ценит такой подход. Не всем ведь это нужно. Кто-то на глубине просто задыхается.
Все-таки вы снискали популярность и у массовой публики. Роль в сериале «Интерны» подарила долю известности. Благодарны этой роли?
— Это просто такой мощный, красивый и радостный этап жизни.
Дай Бог каждому артисту пройти через этот жанр телевизионной мясорубки. Мы как будто на подводной лодке отработали почти 7 лет: не видели света, еще темно — мы приезжали, уже темно — мы уезжали. Это конвейер, который оттачивает мастерство, наглость и дерзость.
В то время, куда бы ты ни пришел: в магазин, барбершоп, телевизор показывал «Интернов». Низкий поклон этой уникальной команде и Вячеславу Дусмухамедову (автор и продюсер «Интернов» — Прим. ред.), нашему главному лидеру, потому что он запустил на орбиту этого персонажа, и я теперь, выглядывая из-под его маски, могу ногой открывать дверь. Очень много сразу приглашений, улыбок в ответ. Это помогает в работе, а дальше можно только направлять эту энергию.
Вас больше в каком амплуа узнают? Есть же еще мультипликационный персонаж Мистер Фримен, радио-персонаж Фрэнки.
— Меня больше узнают в амплуа Демчога. Конечно, меня обнимают и за Фримена со словами «я на вас вырос», знают и как актера театра, автора книг, тренера. Есть и те, кто хочет обнять доктора Купитмана.
В пик популярности «Интернов» я не мог выйти из универмага без бутылки коньяка, который мне обязательно дарили. Я привозил эти дары на съемочную площадку и говорил, что мне одному не одолеть.
Техническая группа очень быстро коньяк разбирала. Но мне нравится быть Демчогом. Мне нравится глубина, которую этот образ представляет, то поле, которое этот персонаж создает.
Другие интервью собственников бизнеса читайте на сайте CHEL.DK.RU:
Lapochka на миллион: как милый бренд завоевал взрослого покупателя
Евгений Дудоров: «Можем делать быстрее и намного дешевле, чем Илон Маск»
Материалы по этой теме: #КУЛЬТУРА #СВОЕ ДЕЛОПодписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.