Евгений Дудоров: «Можем делать быстрее и намного дешевле, чем Илон Маск»

Евгений Дудоров: «Можем делать быстрее и намного дешевле, чем Илон Маск»
Иллюстрация: предоставлена НПО «Андроидная техника»

«Магнитогорск удобен для работы и жизни. Я не сторонник того, чтобы всё тащить в столицу. Такие производства нужны на местах, они позволяют притягивать молодежь и дают возможность расти городам».

Три года назад на орбиту отправился первый российский антропоморфный робот-космонавт FEDOR. Тогда его разработчики — предприятие «Андроидная техника» из Магнитогорска — прогремели на весь мир. Интересно, что в самом начале своего пути ради того, чтобы компанию воспринимали всерьез, им пришлось даже «прописаться» в Москве — для статуса. За 13 лет работы «Андроидная техника» стала ведущим представителем робототехнической отрасли. Ее заказчиками выступают Минобрнауки, Минздрав, Роскосмос, Ростех, Росатом.  

Зачем создателям робототехники объединять усилия, когда начнем пользоваться аэротакси и почему наши разработчики шустрее американских коллег? Об этом говорим с Евгением Дудоровым — победителем номинации «Импортозамещение» премии «Человек года», кандидатом технических наук, лауреатом премии правительства РФ в области науки и техники, исполнительным директором НПО «Андроидная техника».

Продвинутый коллега FEDORа

«Андроидная техника» сейчас — это два офиса (Магнитогорск, Москва), коллектив из 150 человек и множество разработок в сфере медицины, космоса, машиностроения. Один из последних масштабных космических проектов — создание антропоморфного робота нового поколения «Теледроид», который сможет работать в открытом космосе. Также в этом году «Андроидная техника» вместе с АЗ «УРАЛ» представила беспилотный грузовой автомобиль.

На каком этапе сейчас создание «Теледроида» и когда планируете начать испытания?  

— Мы подписали контракт с РКК «Энергия» им. С. П. Королёва (Ведущее российское ракетно-космическое предприятие, головная организация по пилотируемым космическим системам. — Прим. ред.) на продолжение работ по проекту «Теледроид». Это будет антропоморфный робот: торсовая часть, головной модуль, два манипулятора. Создан макет робота и устройство управления: костюм, который надевает человек. В рамках эксперимента в 2023 году начнутся испытания, будет создано два робота: один останется на земле, другой полетит на МКС. «Теледроид» будет крепиться на внешней поверхности МКС. С его помощью планируем проводить эксперименты по обслуживанию станции. Например, он сможет разобрать обшивку, чтобы добраться до аппаратуры.

Робот задуман как помощник космонавта, который ассистирует при работах в открытом космосе. FEDOR такого не умел, так как не создавался для этих задач. Управлять «Теледроидом» с помощью костюма будет оператор либо с земли, либо непосредственно с самой станции. В 2024 году новый робот-космонавт должен полететь на МКС.

Евгений Дудоров: «Можем делать быстрее и намного дешевле, чем Илон Маск» 1

Совместно с миасским автозаводом «УРАЛ» разработали и представили в этом году беспилотный автомобиль двойного назначения. Какова перспектива его использования?

— Беспилотный транспорт — одно из основных направлений развития робототехники. Здесь интересно создавать технологии, которые позволят выпускать подобные машины сериями. Они будут на 20-25% дешевле за счет упрощения конструкции и системы управления автомобилем. Основное их применение — логистика: доставка грузов внутри промпредприятий. И здесь водитель будет не нужен. Также их можно будет использовать в режиме «следуй за мной», когда в головной машине сидит водитель, а беспилотные машины едут следом по его маршруту. Сейчас обсуждаем с «УРАЛом» и ММК возможность проверить беспилотный автомобиль в деле. В ближайшие два месяца проведем на одном из предприятий тестирование.

В этом году разработали немало вариантов электродвигателей. Кроме дронов, в каких сферах они применяются?

— Мы разработали 18 моделей электродвигателей. И это не предел. Иностранные компании стали уходить с рынка, спрос на российские электродвигатели пошел вверх. Спектр их применения огромен: на подводных аппаратах, на буровом оборудовании, которое работает на глубинах до 2-2,5 тыс. метров (двигатели работают в жестких условиях при высоком давлении и температуре 170 градусов), в космосе — в условиях вакуума и радиации.

Ранее в промышленной автоматизации использовались немецкие и американские комплектующие, сейчас их сменили наши, российские, решения. Мы, в свою очередь, стараемся заниматься не только импортозамещением, а импортоопережением.

Поэтому в рамках данного направления намерены производить не одну деталь, а полный комплект. Совместно с партнером из Санкт-Петербурга мы уже создали не просто двигатель, а целую систему с датчиками, тормозом, редуктором и контроллером. С этой продукцией планируем выходить на рынок, и не только российский.

По линии медицинской робототехники у вас тоже много разработок. Это всегда дорогостоящая техника, которую не так легко внедрить в медучреждения. У вас получается?

Евгений Дудоров: «Можем делать быстрее и намного дешевле, чем Илон Маск» 2

— Конечно, хотелось бы, чтобы они стояли в каждой больнице, но для этого нужны федеральные программы по внедрению новых технологических решений в медицину, и мы выходили с этой инициативой в Министерство промышленности и торговли РФ, но пока — тишина. Я говорю про комплексы для реабилитации людей после инсульта и для абилитации детей с детским церебральным параличом (экзокисть, «Ортез», «Юниор»). В больницах Челябинской области установлено четыре таких комплекса. С помощью энцефалограммы головного мозга создаются условия, когда человек может двигать парализованной частью тела. Рукой, например.

Пациент воображает сжатие-разжатие кисти, эти сигналы мозга считываются и направляются на устройство. Тем самым формируются новые устойчивые связи для восстановления двигательной функции. При работе с детьми с ДЦП — немного иной механизм, но похожий результат: после занятия на таких комплексах улучшается моторика. По стране стоит 40 таких устройств. 

Тоже разрабатываем экзоскелет для Московского городского спинального нейрохирургического центра: автоматизированный комплекс для поддержки хирурга во время операций. Врач укладывает руки в скелет и управляет им голосом. Комплекс сможет работать в нескольких режимах и облегчит работу хирурга во время многочасовых операций. Например, стабилизирует движение, чтобы не дрожала рука.

Почему не стали сосредотачиваться на чём-то одном в деятельности, а выбрали работу в таком широком спектре направлений: медицина, космос, машиностроение?

— У нас научно-производственное объединение. Но пока научного у нас больше, чем производственного. Мы занимаем лидирующую позицию с точки зрения разработки новых технологических решений: больше 120 робототехнических комплексов и технологий создали. Последние три года проводим большую работу по коммерциализации наших разработок. Так появились как раз электродвигатели, комплексы для реабилитации. Каждое решение, которое мы создаем в рамках НИОКРов, стараемся сделать коммерчески пригодным и масштабируемым. Но, если брать создание человекоподобных (антропоморфных) роботов, это технологии, которые будут применяться через 10-15 лет. А работать в этом направлении нужно уже сейчас. И здесь мы создаем технические решения с неизвестным результатом.

Мы сделали FEDORа, показали, что он может. Это не совсем коммерческая история, но важная с точки зрения развития технологии создания роботов. Да, при финансовых вливаниях уже можно было сделать так, чтобы роботы были среди нас. Но на уровне правительства поддержку получить сложно, а сами компании за свой счет эту работу не потянут.

Евгений Дудоров: «Можем делать быстрее и намного дешевле, чем Илон Маск» 3

Объединяться, а не конкурировать

В России около 500 компаний, которые занимаются робототехникой и высокими технологиями. Год назад руководители ряда крупных предприятий создали Консорциум робототехники и систем интеллектуального управления, чтобы объединить усилия, вывести робототехнику на уровень межотраслевой индустрии и создать профильное ведомство.

Казалось бы, российские разработчики должны конкурировать сейчас за место на рынке, а вы объединяетесь. Для чего?

Глобальная задача — в рамках Министерства промышленности и торговли РФ создать департамент. Я уже озвучивал это предложение на встрече с минитсром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым два года назад. Ведь у робототехники в Российской Федерации нет «головы» — органа, который бы ее курировал, отсюда много проблем. Во-первых, нужно готовить кадры для отрасли, начиная с детского сада, и есть конкретные решения этого вопроса. Кадровый потенциал прироста отрасли составляет 20 – 30 000 человек в год.

Сейчас программы по робототехнике разрозненные в госструктурах, надо синхронизировать работу между госкорпорациями; есть гражданская робототехника, а есть военного и двойного назначения, где-то идет задвоение. Какие-то технологии вообще не учитываются. Поэтому нужно наводить порядок.

История робототехники у нас в стране будет формироваться только тогда, когда мы объединимся и поймем, куда мы движемся и какие задачи решаем. Мы в рамках Консорциума (куда вошло более 30 предприятий) серьезные усилия вкладываем, чтобы донести мысль до коллег, что не надо каждый раз натягивать одеяло на себя, а нужно правильно выстраивать работу и двигаться вперед. Запрос со стороны рынка на разработки в сфере высоких технологий настолько высок, что всем места хватит.

Компания Илона Маска показала прототип робота Optimus, который умеет танцевать. Китайская компания Xiaomi летом презентовала человекоподобного робота CyberOne. Нет опасений, что, пока вы договариваетесь и определяете вектор развития, иностранные производители окажутся далеко впереди и догнать их будет сложно?

— Эти роботы уступают пока нашему «Фёдору». Но через несколько лет они его обгонят по своим возможностям. В Америке и Китае большие деньги вкладываются в отрасль робототехники. Объем инвестирования в российскую и американскую робототехнику несопоставим: разрыв стократный.

Но это не значит, что мы ничего не будем делать. Мы делаем разработки быстрее, эффективнее и стоят они гораздо дешевле, чем у той же Tesla.

Если взять эксперимент с применением робота «Фёдора» в открытом космосе, то он занял 10 дней, а подготовка к нему заняла 4 месяца. Для сравнения, у американцев человекоподобный робот «Робонавт-2» находился на МКС 7 лет: с 2011 по 2018 год. За это время они сделали всего несколько небольших испытаний. Если соотносить с нашими испытаниями, то они провели не более 10% работ. В итоге американцы вернули своего робота из-за неисправности. При этом у них робот доставлялся в ящике, и там распаковывался, у нас «Фёдор» летел в качестве командира корабля, параллельно двигался, считывал телеметрию и выдавал голосовые сообщения. Это совсем другой уровень сложности. И вот таких примеров много, где мы делаем гораздо оперативнее иностранных коллег. Но у нас есть проблемы с масштабированием: нет покупателей и технологий, которые бы позволили серийно выпускать продукцию.

Евгений Дудоров: «Можем делать быстрее и намного дешевле, чем Илон Маск» 4

Вопрос, который нельзя не задать создателю роботов: в какие еще сферы они придут в качестве помощников?

— Они будут везде. Больше будет беспилотных автомобилей. Скоро мы придем к тому, что у нас такси будет без водителей. Но здесь нужна навигационная система и связь, над созданием которой уже работают.   

Любимое футуристами аэротакси станет реальностью через 15-20 лет. Такой транспорт будет курсировать в городах или между городами, доставлять грузы. В стране уже есть беспилотные районы в Томской области, Подмосковье, Татарстане. Всё больше людей над этим работает.

Если мы говорим про медицину, то роботы будут оказывать первичную диагностику, брать кровь, ставить предварительный диагноз. Освоение морских глубин тоже будет целиком и полностью на плечах робототехники, потому что водолазов не подготовишь для таких больших глубин. Делать батискаф с системой жизнеобеспечения человека на глубине очень дорого, а робота — дешевле и более продуктивно.

Космос — тоже прерогатива роботов, а не человека: тот же вопрос с необходимостью создания жизнеобеспечения в космосе. Если мы хотим осваивать Луну и Марс, то нужны роботы, которые будут проводить исследования на поверхности, создавать инфраструктуру и помогать космонавту. 

Евгений Дудоров: «Можем делать быстрее и намного дешевле, чем Илон Маск» 5

В бытовом применении будет больше роботов. Сейчас роботом-пылесосом и окномойщиком никого не удивить. Постепенно будут появляться антропоморфные роботы, которые смогут убираться и готовить еду: это будут роботизированные кухни (уже разрабатываются) или человекоподобные варианты.  

Еще одно направление, скажем так, для взрослых. Учитывая обстановку в азиатских странах, где есть сложности в знакомстве и общении с реальными людьми. Там всё больше взаимодействуют с роботами вплоть до того, что женятся на них, со всеми вытекающими. Кстати, эта индустрия является основным двигателем прогресса (Смеется — Прим.ред.).

Производство робототехники как было, так и осталось в Магнитогорске. Не планируете перевозить площадку в Москву?

— В Москве удобно иметь офис, чтобы встречаться с нашими партнерами, там исполняются поручения. Но всё «железо» и сами решения принимаются в Магнитогорске. Для меня всегда было предметом особой гордости, что мы всё делаем здесь, на Южном Урале. Мы доказали, что в регионе можно создавать уникальные предприятия. В Москве сложно было бы сохранить такой формат, привлечь специалистов, которые работают у нас. Там можно было бы раствориться. К нам сейчас приезжают работать со всей страны: есть сотрудники с Томска, Владивостока, Москвы.

Магнитогорск удобен для работы и жизни. Я не сторонник того, чтобы всё тащить в столицу. Такие производства нужны на местах, они позволяют притягивать в города молодежь и дают возможность расти самим городам.

Евгений Дудоров: «Можем делать быстрее и намного дешевле, чем Илон Маск» 6

Также на эту тему на CHEL.DK.RU: Магнитогорская «Андроидная техника» будет выпускать двигатели для беспилотников

Самое читаемое
  • Основатель частной сыроварни в Челябинской области найден мертвымОснователь частной сыроварни в Челябинской области найден мертвым
  • На месте рынка в Челябинске построят высотку с ТКНа месте рынка в Челябинске построят высотку с ТК
  • Велопешеходный мост в Челябинске не построят к будущему Дню городаВелопешеходный мост в Челябинске не построят к будущему Дню города
  • Компанию, строившую челябинское метро, готовят к распродаже имуществаКомпанию, строившую челябинское метро, готовят к распродаже имущества
  • 17 компаний из Челябинской области — в рейтинге лучших работодателей России17 компаний из Челябинской области — в рейтинге лучших работодателей России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.