«Внутренний рынок не спасет»: почему компаниям не стоит сворачивать экспорт

«Рынок считается самодостаточным, если население страны 350-400 млн человек. А в России — около 148 млн. Поэтому внешний рынок нужен производителям».

Не надеяться на экспорт и сконцентрироваться на внутреннем рынке. Такую стратегию сейчас выбирают некоторые руководители предприятий региона. И если для металлургов такая схема, скорее всего, будет эффективна, то для представителей других отраслей — навряд ли.

Поэтому даже в ограниченных условиях важно искать новых покупателей, считают эксперты. Например, в Индонезии, Аргентине и ЮАР. Что готовы поставлять в эти страны южноуральские производители, почему одна поездка заменяет десятки онлайн-переговоров, как в регионе изменилось соотношение экспорт-импорт? Об этом говорим с президентом Союза «Южно-Уральская торгово-промышленная палата», исполнительным директором Российско-Узбекского делового совета Федором Дегтяревым.

Новые реалии — новые рынки. Восток, где много дружественных стран, станет основным направлением будущих бизнес-миссий?

— Да, мы ориентируемся на Восток, Среднюю и Центральную Азию. Одних возможностей мы лишились — ищем другие.

Насколько мне известно, внешнеторговый оборот Челябинской области упал на 20%. Чтобы его восстановить, необходимо время и новые партнеры. Задача бизнес-миссий их найти.

Поэтому интерес у предпринимательского сообщества к поездкам вырос. Что еще важно — активизировалось межрегиональное сотрудничество.  Наших бизнесменов в этом году ждут в Краснодаре, Красноярске, Ставропольском крае, Иркутске. Недавно получил предложение организовать бизнес-миссию в Анапу. Там хотят показать отели, чтобы предприятия отправляли отдыхать сотрудников к ним. Думаю, что и туда поедем.

Вы упомянули про важность межрегиональных связей. Возможно за счет увеличенного спроса на внутреннем рынке компенсировать просадку на внешнем?

— Не всегда. Например, металлургию спасут масштабные инфраструктурные проекты внутри страны.

Но рынок ведь считается самодостаточным, если население страны 350-400 млн человек.  А в России — около 148 млн. Поэтому внешний рынок нужен производителям.

И выйти на него помогают бизнес-миссии, которые остаются эффективным инструментом для развития продаж.

В этом году запланированы деловые поездки в Индонезию, Аргентину. Это страны-новички для нашего региона в плане деловых контактов? 

— Не все новички. В Индонезии много лет назад мы уже были. В этом году делегация снова отправится в Джакарту, чтобы принять участие в промышленной выставке, где уже запланированы переговоры с представителями местного бизнеса. В марте состоится масштабный визит российской делегации под эгидой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в Индию. Далее — центрально-азиатский «Иннопром» в Ташкенте, где будут представлены все промышленные регионы России. В течение года бизнес-миссии направятся в Беларусь, Таджикистан, дважды планируются поездки в Казахстан, еще одним направлением станет Южно-Африканская республика. Все поездки мы формируем на основе опроса предприятий.

«Внутренний рынок не спасет»: почему компаниям не стоит сворачивать экспорт  1

Кроме представителей пищевой отрасли, кому еще интересен рынок Индии, ЮАР?

— Производителям военной и дорожно-строительной техники. Ведь странам Азии и Востока важно иметь возможность купить подешевле. А нам важно не только продавать, но и создавать в этих странах сервисные центры. Если они появятся, будет и дальнейший спрос на продукцию наших предприятий.

Два раза делегация Челябинской области ездила в Беларусь в прошлом году. Что смотрели?

— К нашему большому удивлению, оказалось, что там хорошо развито станкостроение. Только в Гомельской области — 5 заводов. А где теперь предприятиям брать станки? Поэтому мы организовали визит представителей крупных предприятий (АЗ «Урал», ЧТЗ, радиозавод «Полет») в Беларусь, показывали эти заводы.

Визиты прошлого года успели перерасти в заказы, договоры о сотрудничестве?

— После поездок мы фиксируем намерения о сотрудничестве. По итогам прошлого года их около сотни. Большой интерес проявляют к нашим производителям приборов учета. На «Метране», где раньше занимались сборкой оборудования, приостановили деятельность из-за смены владельца. Но у нас есть Группа приборостроительных компаний «ИТеК ББМВ», где в два раза увеличили производство в прошлом году. («ИТеК ББМВ» — разработчик и производитель контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации для нефтеперерабатывающей, газодобывающей, энергетической отраслей промышленности. — Прим. ред.). Настолько высокий спрос сейчас. На это предприятие приезжали представители «Газпрома» и «Транснефти». Ведь кто-то в новых условиях теряет работу, а кто-то, наоборот, только выигрывает.

У Южно-Уральской торгово-промышленной палаты были представительства в Китае и Казахстане. Они сохранились?

— Да. Мало того, Российская торгово-промышленная палата сохранила представительство даже в Германии. Казалось бы, недружественная страна, поставок между странами нет. Но есть потребность в контактах у представителей немецкого бизнес-сообщества. Какая бы политическая обстановка не была, отношения между бизнесом остаются.

 Как выглядело соотношение экспорт-импорт в регионе до 2022 года?

— Если оценивать динамику экспорта за последние годы, то в показателях товарооборота страны удельный вес Челябинской области в объеме экспорта в 2020 году составил – 1,2% (импорта – 1,1%), в 2021 году – 1,5% (импорта – 1,2%).

Когда экспорт превышает импорт — это показатель здоровой экономики региона. Но в 2022 году произошло сокращение торгового сальдо: причина понятна — уменьшение поставок южноуральской продукции в конкретные страны дальнего зарубежья.

Сейчас продукция предприятий региона направляется в Казахстан, Узбекистан, Египет, Китай, Беларусь. Импорт к нам идет практически из тех же стран. И тут большим подспорьем был бы ТЛК «Южноуральский».  И губернатор Алексей Текслер сейчас максимум усилий прилагает, чтобы центр заработал. Местоположение торгово-логистического центра дает возможность переориентировать часть контейнерных перевозок в наш регион, привозить из Казахстана товары по параллельному импорту и потом распределять их по всей России. Сейчас самые благоприятные условия для запуска этого проекта.

На базе ЮУТПП два года назад был создан клуб экспортеров. Чем он полезен для предпринимателей?

— Клуб создан по инициативе Правительства Челябинской области, чтобы слышать мнение предпринимательского сообщества.  Ведь по тем мерам поддержки экспортеров, которые сейчас существуют, важно получать обратную связь. Поэтому клуб — дискуссионная площадка. И, конечно, мы учим экспортировать: рассказываем, как вести бизнес в определенной стране, в чем особенность рынка, законодательства, менталитета. Ведь личный контакт ничего не заменит. И надо грамотно его выстраивать.

Кто вам помогает продвигать продукцию региональных предприятий на мировые рынки, как находите подрядчиков в других странах?

— Связи — наше все. ЮУТПП – составляющая всемирной системы палат, поэтому партнеры есть в любой стране мира. Мы формируем задачи и обозначаем результат, который хотим видеть от поездки, передаем принимающей стороне. Для каждого участника бизнес-миссии должны найти не менее пяти потенциальных клиентов. Мы за этим требованием строго следим.

Традиционные экспортные товары для нашего региона — металлы и продукты питания. Расклад сил не меняется? Возможно, доля продуктов во внешнем товарообороте растет?

 — Пока нет. 80% экспорта — по-прежнему металлы и изделия из них. Оставшиеся 20% — техника, оборудование, продовольственные товары, минеральные продукты и текстиль. Компании-лидеры по экспорту продуктов питания — «Макфа», «Союзпищепром», «Ура Кондитеры», «Здоровая Ферма».

В Китае, например, пользуются спросом каши торговой марки «Увелка», семечки «Джинн» от компании «Смарт», также мясо птицы и субпродукты.

К нам часто приходят запросы на поставку химикатов, конопляного и льняного масла.  Перспективным для региона остается экспорт приборостроения и наукоемкой продукции.

Также на эту тему на CHEL.DK.RU:  

Челябинских предпринимателей в 2023 году отправят с миссиями в ЮАР и Аргентину

«Восток — дело тонкое, но выбора у нас нет»

 

 

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.