Около десятка зданий на главной пешеходной улице города в этом году официально «вошли в историю»: что будет значить для бизнеса их новый статус и какое прошлое за плечами у сегодняшних баров?
Этой осенью в государственный реестр охраны объектов культурного наследия было включено 12 зданий, расположенных в самом центре Челябинска, на улице Кирова. Некоторые из них полностью находятся в собственности предпринимателей, в некоторых — множество арендаторов и жилые или офисные помещения, но чем эти дома были раньше и что значит новый статус домов для бизнеса, связанного с ними сейчас?
Как рассказывают эксперты южноуральского госкомитета охраны ОКН, «Купеческий дом Шарловых» (на заглавном фото) был построен в 1883-1888 гг. Первый владелец дома, купец Семён Шарлов, занимался извозным промыслом и разбогател после запуска железнодорожной станции в городе.
«Дом Семеиных» на Кирова, 102, был построен в 19 веке, а уже на рубеже XIX-XX веков тогдашнему владельцу, Алексею Семеину, разрешили пристроить к нему двухэтажный флигель. К 1908 году в составе усадьбы был двухэтажный12-комнатный дом в 12 комнат с подвалом и 10-комнатный флигель с магазином, отделённый от дома въездом во двор.
«Торговый дом Зайкова» на углу Кирова и Коммуны был построен в 1887 г. мещанином Павлом Дерновым, а позже перешёл в собственность такого же мещанина из Уфы Василия Зайкова. В годы советской власти и позже на первом этаже здания располагались знаковые заведения: «Ресторан №1», «Арктика», клуб «Нирвана». До четырёх этажей дом был достроен в 1940 г., новые площади были отданы под общежитие.
«Дом Галеева» и «Флигель Галеева» на пересечении улиц Кирова и Маркса были построены в 1888 и 1902 годах известным в дореволюционном Челябинске купцом и мусульманским общественным деятелем Закиром Галеевым: ныне на первом этаже «Дома Галеева» располагается одноименная рюмочная, а на втором этаже флигеля — бар «Сквот».
Дом по адресу Кирова, 141, был построен на рубеже XIX-XX веков аптекарем Яковом Плонским: здание он использовал и как аптечный магазин с кабинетами для работы, и как жильё для семьи. В конце 1990-х исторический интерьер на первом этаже здания был частично восстановлен «Областным аптечным складом», а внутренний дворик захватила «Родня».
«Доходный дом Холодова» на Кирова, 139 — на рубеже позапрошлого и прошлого веков стал из первых домов для сдачи в аренду меблированных комнат в Челябинске.
Кроме того, в реестр охраняемых объектов были включены «Дом Александрова» (художественный салон на перекрёстке Кирова и Маркса), «Доходный дом Мельцер – Петрова» (здание на Кирова, 90 напротив «Дома Александрова») , «Каменный магазин Мельцер-Петрова» («Поднебесная»), «Жилой дом купца Самохвалова» (гастробар «Дом»), «Купеческий дом» семьи Комольцевых («Амадеус»).
Не прошёл отбор после экспертизы лишь один из изученных домов на Кировке: «украшенное» надстройкой и внешней водосточной системой здание на Кирова, 94.
Согласно закону «Об объектах культурного наследия народов РФ», арендатор или собственник выявленного ОКН обязан «поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии», а также обеспечивать сохранность и неизменность его внешнего облика. Расходы на эти мероприятия частные пользователи обязаны нести самостоятельно.
При этом не так давно в Челябинске был принят закон, обнуляющий ставку для арендаторов памятников культуры — но только тех, что находятся в муниципальной собственности.
Как указано в актах государственной экспертизы «Дома Шарлова», объектом охраны в нём является не только фасад со всеми его конструктивными особенностями, но и внутреннее убранство (а именно тянутые потолочные карнизы в помещениях первого этажа), а также установленная в здании печь-голландка. В других зданиях интерьеры претерпели слишком существенные изменения и под охрану не попали.
Кроме того, потенциально охране подлежат, по данным экспертизы, утраченные оконные и дверные конструкции всех вышеперечисленных зданий, ныне заменённые пластиковыми. Однако, как объяснила CHEL.DK.RU совладелица баров «ФортеПьяно» и Patrick Pub на Кирова, 100 Татьяна Ефимова, никаких сиюминутных последствий это не повлечёт.
Конечно, речь не идёт о том, чтобы мы бросились и переделали пластиковые окна на деревянные. Всё это требует очень больших согласований, экспертиз и так далее, в объекте культурного наследия никакой ремонт ты не можешь сделать без участия соответствующих органов, — рассказала она.
При этом собственники здания готовы пройти все необходимые этапы, чтобы воссоздать его исторический облик — пусть даже лишь через несколько лет.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.