«Статус «Made in UAE» становится спасительным»: Максим Загорнов — о бизнесе в Эмиратах

По данным на сентябрь, около 700 российских компаний открыли в ОАЭ юридическое лицо в 2022 г. По различным оценкам, число российских компаний, зарегистрированных в Эмиратах, достигает 4,5 тыс.

Эксперты отмечают, что в условиях санкций Эмираты стали проводником в мир большой торговли – своеобразными «экономическими воротами» на ближневосточный рынок. Какая продукция южноуральских компаний представлена на побережье Персидского залива, зачем бизнесменам из России собственный хаб в ОАЭ и почему шейхи пока не готовы инвестировать в Россию? Об этом говорим с бизнес-послом «Деловой России» в ОАЭ Максимом Загорновым.

Ребрендинг как нейтрализация токсичности

В условиях санкций и неприязни определенных стран ко всему российскому сотрудничество с ОАЭ стало для многих компаний шансом сохранить свое присутствие на мировом рынке и продолжать торговлю за счет смены страны-производителя. Только в этом году и на арабском рынке появились сложности. Например, с открытием счета в банке: показал российский паспорт — жди долгой проверки. 

Максим Александрович, по вашей инициативе в ОАЭ планируется создать российскую производственную площадку. Это привычка держаться вместе или у этого есть экономическая выгода?

— У нас подписано соглашение о сотрудничестве с руководством одной из свободных экономический зон ОАЭ, ведем переговоры о создании там российской производственной площадки. В чем преимущество: вопросы строительства зданий, организации инженерии, получения услуг мы возьмём на себя, всё будет решаться в формате «одного окна», чтобы производственные компании занимались именно производством и не тратили время на организационные моменты. Еще один плюс: когда наши компании будут располагаться все в одном месте, они смогут и друг другу быть полезны. Например, IT-компания сможет предложить какой-то свой IT-продукт российским резидентам, скооперируются компании, которые занимаются, например, производством металла и металлообработкой, будут формироваться производственные связи и цепочки. И, конечно, логистика экспорта: сбор грузов гораздо удобнее осуществлять, когда всё в одном месте. В перспективе планируется наладить регулярные морские перевозки.

Получается, что Эмираты – не просто выход на мировой рынок, но и привлекательная площадка для производства?

— Все знают, что в Арабских Эмиратах благоприятный налоговый режим. Там выгодно производить продукцию. Поэтому наши компании рассматривают вариант открытия своих филиалов и производств в Эмиратах. Во-первых, более выгодная себестоимость продукции (так как налоги меньше, чем в России), соответственно, продукция становится более конкурентной. Во-вторых, Арабские Эмираты очень удобно расположены с точки зрения логистики, это своеобразные «экономические ворота», открыв которые, можно двигаться дальше - начать работать с другими государствами Ближнего Востока, Африки, Индостана. 

Не будем скрывать, российские компании сейчас воспринимаются мировым бизнесом как «токсичные». Многие страны пристально присматриваются, где произведена продукция. В этом случае статус «Made in UAE» становится спасительным.

Плюс в ОАЭ действуют целые программы поддержки производителей – выделяются субсидии для продукции, произведенной в Эмиратах. Это связано с тем, что ОАЭ сейчас активно реализуют планы по диверсификации своей экономики, стараются снизить зависимость от нефти и газа, так как понимают, что природные ресурсы не безграничны. Поэтому в Эмиратах сейчас делается ставка на индустриализацию экономики: активно строятся крупные промышленные предприятия, например, алюминиевый завод, металлургический завод, есть своя АЭС, в планах – строительство завода по сборке автомобилей. Кроме того, активно развивается международная торговля.

Товарооборот между Россией и ОАЭ увеличился в два раза: с 2,5 до $5 млрд. С нашей стороны везут металл, минеральные удобрения, оборудование, химпром, продовольственные товары (3,7% от всего товарооборота). Импортируют минеральное топливо, кофе, парфюмерию, стекло, драгоценности. — Прим. ред. 

 «Статус «Made in UAE» становится спасительным»: Максим Загорнов — о бизнесе в Эмиратах 1

Южноуральский бизнес представлен в Арабских Эмиратах?

— В большей степени крупные компании, такие как «Макфа» и «Союзпищепром», активно наращивают экспортные поставки своей продукции в ОАЭ. Из федеральных компаний довольно успешный опыт у «ЭФКО» (Одна из крупнейших продуктовых компаний страны, лидер масложировой отрасли. – Прим. ред.). Компания сейчас выходит на рынок ОАЭ с линейкой своей инновационной продукции: растительным мясом, молоком, а также сладким белком, который может выступать в роли заменителя сахара – всё это вызывает большой интерес у арабов.

Металлурги к рынку ОАЭ тоже присматриваются, так как из-за санкций у них возникли серьезные проблемы со сбытом своей продукции на европейский рынок, а в Эмиратах металлопродукция может приобрести другой статус.

В целом, ОАЭ становятся страной транзита, и это им очень выгодно. Только за I квартал 2022 года рост экономики ОАЭ достиг отметки 8,2% — это лучший показатель за 11 лет. Одной из причин стало развитие несырьевого сектора экономики, в том числе за счет активности российского бизнеса в Эмиратах.  

Не секрет, что идет сильное давление на правительство ОАЭ со стороны западных стран. В чем проявляется результат этого давления: какие сложности у российских бизнесменов появились в этом году?

— Да, сложности появляются: увеличились сроки открытия компаний в ОАЭ (сейчас этот процесс занимает два – три месяца), есть проблемы с открытием счетов (наши компании проходят повышенный комплаенс). Это связано с тем, что в прошлом ОАЭ были английской колонией, влияние английского и американского бизнеса в Эмиратах по-прежнему серьезное. Но работа ведется, компании открывают счета. При этом многое зависит от конкретного банка. В престижных банках, таких как Emirates NBD, First Abu Dhabi Bank, достаточно сложно и долго открыть счёт, в банках попроще — быстрее. Но тут надо смотреть ещё на то, как бизнес будет работать дальше, что ему будет нужно для продвижения. Если есть уверенность, что дело пойдет, возможно, и стоит разворачивать своё представительство и открывать компанию. Если такой уверенности нет, то лучше сначала найти партнёра на месте, посмотреть, будет ли спрос на вашу продукцию или услугу, и только потом уже открывать компанию.

Кто в основном проявляет интерес к арабскому рынку: малый или крупный бизнес?

— Крупный бизнес у нас очень инертный, он очень долго разворачивается. К тому же многие крупные российские предприятия достаточно заметны и в связи с санкциями находятся под пристальным наблюдением. Единственное их преимущество — финансовые возможности, но на местном рынке им продвигаться сложно. Малому бизнесу, бывает, не хватает ресурсов. А вот средний бизнес, который не попадает ни под какие санкции, не такой заметный и при этом с определенными финансовыми возможностями — для него в Эмиратах, конечно, больше всего возможностей.  

Какие арабы партнёры, с ними легко найти общий язык?

— Скажу так: арабы для нас ближе по менталитету, чем китайцы, более понятны. При этом у них нет надменности, которая свойственна европейцам.  Арабы с нами на равных, никакого высокомерия по отношению к нам не проявляют, с ними очень комфортно общаться.

В чём ещё мы похожи: в России бизнес часто выстраивается на личных контактах, в Эмиратах тоже.  Арабы пытаются таким образом себя обезопасить в бизнесе, выстраивая деловые отношения через родственников, друзей, знакомых.

В Эмиратах очень тесно связаны государственные и частные компании. Бизнес внутри страны поделён между шейхами и эти моменты нужно учитывать. Надо знать, на кого выйти, чтобы бизнес сложился: не все тендеры, которые там проходят, реально дают возможность продвинуться. Всё время будет чего-то не хватать, всё время будешь проигрывать, не понимая, почему так происходит. А ответ прост: потому что нужна победа для «своих».
 «Статус «Made in UAE» становится спасительным»: Максим Загорнов — о бизнесе в Эмиратах 2 «Статус «Made in UAE» становится спасительным»: Максим Загорнов — о бизнесе в Эмиратах 3

Собирают ноу-хау

В начале ноября делегация «Деловой России» приняла участие в Международной выставке ADIPEC-2022. Крупнейшее событие нефтегазовой отрасли прошло в городе Абу-Даби и собрало более 150 тыс. специалистов в области энергетики из 160 стран. На ADIPEC-2022 свою продукцию представили и российские экспортеры, в том числе компании «Деловой России».

На прошлой неделе вы вернулись из Абу-Даби, где приняли участие в флагманском событии энергетической отрасли – выставке ADIPEC-2022. Увидели заинтересованность российскими технологиями со стороны эмиратских партнеров?

— Результаты участия российской делегации я оценил бы как успешные. В течение 4 дней прошло более 100 b2b-встреч с собственниками и топ-менеджерами нефтегазовых компании ОАЭ, Омана, Катара, Бахрейна, а также ряда европейских стран. Заинтересованность российскими технологиями со стороны зарубежных партнеров есть.  Многие контакты имеют потенциал дальнейшего развития. Выставка ADIPEC-2022 стала одной из самых авторитетных площадок, которая собрала все самые передовые технологии в сфере нефтегаза, в том числе из России.  В сентябре компании «Деловой России» также приняли участие в энергетической выставке WETEX.

Подобные выставки в Эмиратах проводят с одной амбициозной целью: привлечь самое лучшее, интересное и адаптировать это на своей территории. В этом – сверхзадача арабов: они хотят стать самыми передовыми в арабском регионе, на побережье Персидского залива и, в целом, в мире.

А главное — они хотят стать технологически независимыми. Сегодня государство очень сильно зависит от стран Запада, чей подход известен: они готовы дать продукт, но не технологии. И арабов это не устраивает. Они хотят получить доступ к технологиям и активно собирают разработки из разных стран. Несколько лет назад они приезжали к нам на выставку в Сколково, и Россия, как они сами сообщили, была 84-й страной, которую они посетили. То есть они почти по всем странам ездят и со всего мира собирают ноу-хау. И такая тактика отлично работает. Можно отметить успехи арабов: совместно с европейцами они запустили на Марс свой марсоход и разрабатывают космические программы. Это при том, что 50 лет назад в этой стране пасли верблюдов и ни о каком технологическом прорыве речи не было.

Вы упомянули о сентябрьской поездке, это была уже пятая бизнес-миссия в Дубай.  Какие компании были представлены в этот раз?

— В поездке участвовали компании разноплановые, работающие в сфере малой энергетики, электротранспорта, информационных и климатических технологий, утилизации опасных отходов, логистики и даже инновационного производства продуктов питания. Это были компании с понятными, качественными и доступными по цене продуктами и технологиями. У таких продуктов есть свои покупатели в Эмиратах. Российские компании имеют свою нишу, а мы пытаемся найти им партнёра на местном рынке, который помог бы в реализации их товаров, услуг в ОАЭ.

«Статус «Made in UAE» становится спасительным»: Максим Загорнов — о бизнесе в Эмиратах 4 «Статус «Made in UAE» становится спасительным»: Максим Загорнов — о бизнесе в Эмиратах 5

Без партнера, самому, это сложно сделать?

— Есть несколько форм продвижения на арабском рынке: первый вариант - открыть свою компанию, чтобы самому заниматься продвижением.  Это способ очень дорогой и долгий, потому что сегодня Арабские Эмираты — рынок, по сути дела, небольшой, там проживает всего 10 млн человек, и арабы свой рынок очень сильно зачищают. Они опасаются, что более сильные страны могут захватить их рынок, фактически превратить в свой. Поэтому они стараются, чтобы преимущество оставалось за местными компаниями. В связи с этим там очень сложная система сертификации, которую трудно пройти, и на то, чтобы начать что-то продавать, может уйти около года.

Второй, более быстрый путь — найти местного партнёра, который уже имеет все эти сертификаты и может продвигать твою продукцию за определённый процент. Сегодня так продвигается большинство компаний — находят надежных дилеров, дистрибьюторов на местах. Я думаю, это наиболее эффективный вариант, и в этом плане мы тоже можем помочь.

Поездка длилась всего пять дней: за это время предприниматели успевают что-то понять, установить контакты с местными бизнесменами? 

— Времени очень мало, поэтому используем каждый день по–максимуму. С утра до вечера проводим встречи, обходим компании на выставке, а их тысячи, причем не только эмиратских, но из десятков стран. Ценность таких международных выставок в том, что они позволяют наладить деловые контакты и продвигаться по всему миру.

Арабские инвесторы готовы вкладываться в российские проекты?

—Отношения ОАЭ с Россией активно развиваются последние четыре года, по сути, мы только начали по-настоящему сотрудничать. Раньше Эмираты вкладывались в масштабные проекты и компании, например, покупали акции «Газпрома», инвестиции были крупные и под госгарантии. В малый и средний бизнес системных вложений не было.

У нас в России, может быть, не совсем правильное понимание бизнеса с Эмиратами: все хотят какие-то инвестиции. Но когда мы говорим с арабами, они нам отвечают: слушайте, в России денег больше, чем у нас.

То, чем владеет Россия, им кажется несметным богатством: 20% мировых запасов пресной воды, леса, возможность обеспечивать себя продуктами питания, а Эмираты 98% продовольствия завозят из других стран.  Даже медицина у них только начала развиваться. И  в этих условиях арабы построили сотни небоскрёбов, марсоход запускают в космос. Они удивляются, почему мы, сидя на таких богатствах, ничего не делаем, а приходим и просим у них денег.   

Читайте также на CHEL.DK.RU: ЧТПЗ, ММК и «Мечел»: лидеры и аутсайдеры инвестиционной активности в России

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.