С очередным понижением ключевой ставки, которая опустилась ниже уровня середины февраля, банки связывают надежды на оживление кредитования бизнеса. Предприятия остро нуждаются в оборотных средствах.
С марта в стране заработал обновленный закон о кредитных каникулах для малого и среднего бизнеса, подобный тому, что действовал во время пандемии. Предприятия, которые из-за западных санкций потеряли в доходах, были вправе требовать у банков пересмотреть условия выплаты остатков задолженности по кредитам из-за изменений рыночной коньюнктуры. В частности, послабления были предусмотрены для организаций розничной торговли и общественного питания, а также компаний в сфере сельского хозяйства, туризма, медицины, производства продуктов питания, одежды и мебели. Бизнес ждал кредитных каникул: уже за первый месяц малые и средние предприятия Уральского округа реструктуризировали 2,3 тыс. кредитов на 12,7 млрд руб. Не снизился поток и в апреле.
А вот корпоративное кредитование после беспрецедентного повышения ключевой ставки в конце февраля сразу на 10,5 базисных пунктов, с 9,5% до 20%, фактически встало на паузу, так как ставки по банковским кредитам для бизнеса стали заградительными.
«При высокой ключевой ставке в марте и первой половине апреля мы фиксировали только единичные заявки на краткосрочные кредиты, — отмечает управляющий ВТБ в Челябинской и Курганской областях Эдуард Громов. — Начиная со второй половины апреля, одновременно с поэтапным снижением ключевой ставки, мы наблюдаем постепенное восстановление спроса предприятий на финансирование. Отрасли, на которые приходится максимальный объем поддержки, — это торговля, пищевая промышленность и сельское хозяйство, производство и металлообработка».
Главный тренд в сегменте корпоративного кредитования — это большой запрос бизнеса на финансирование для пополнения оборотных средств, отмечают эксперты. При этом основным драйвером в кредитовании за последние месяцы вполне предсказуемо оставались программы с господдержкой, которые отличаются пониженными ставками.
В минувшую пятницу, 22 июля, стало известно об очередном снижении ключевой ставки, которая с пика в 20% постепенно вернулась сначала к прежнему уровню, а теперь и вовсе составила 8%. «Замедление темпов инфляции, необходимость сдержать укрепление рубля, стимулировать кредитование и поддержать экономику – основные доводы в пользу смягчения монетарной политики. При этом снижение ключевой ставки на 150 базисных пунктов оказалось даже выше ожиданий рынка», — говорит управляющий директор проекта «Финуслуги» Московской Биржи Игорь Алутин. По мнению финансового аналитика, резкое снижение ключевой ставки скорректирует и стоимость заемного финансирования. «С предыдущего решения индекс ставок по потребительским кредитам снизился на 5,45 процентных пункта — гораздо значительнее, чем по депозитам. При этом ставки по беззалоговым кредитам наличными все еще остаются двузначными, так как банки сохраняют осторожность в текущих экономических условиях», — говорит эксперт, прогнозируя продолжение нисходящего тренда.
Стоит отметить, что многие крупные федеральные банки пока полностью закрыли информацию по количеству выданных ссуд, текущим ставкам и динамике прироста кредитного портфеля.
Как отмечает генеральный директор ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» Сергей Байль, банковскому сектору предстоит финансово обеспечить структурную трансформацию экономики страны, перейти от бюджетного стимулирования к механизмам рыночного банковского кредитования. «Государство определило основные экономические задачи. Это прежде всего импортонезависимость. Неопределенность предпринимательской деятельности постепенно снижается. Создаются условия для роста кредитования бизнеса», — говорит он.
Между тем, для самих банков сегодня главный вызов — сохранить собственный капитал и удержать рентабельность на приемлемом уровне. «Неприятным «сюрпризом» может оказаться что угодно: заморозка счетов в западных банках, неполучение купонов по еврооблигациям, неполучение клиентами экспортной выручки или снижение выручки по причине снижения платежеспособного спроса, рост случаев с пролонгаций кредитов», — перечисляет Сергей Бурцев, председатель правления ПАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК». А бизнес ждет, что обслуживание финансовых потоков будет происходить в привычном формате, даже на фоне зарубежных ограничений и неопределенности в экономике.
На фоне турбулентности в экономике со стороны бизнеса растет запрос на банкротство, а также разбор спорных ситуаций, связанных с исполнением госконтрактов и взысканием дебиторской задолженности.
За последние два года бизнес столкнулся с обстоятельствами, которые никак нельзя отнести к «обычному хозяйственному обороту», и даже применение термина «непреодолимая сила» в привычном его понимании оказалось недостаточным, чтобы закрыть все возникающие вопросы. Между тем от этих обстоятельств напрямую зависело исполнение заключенных договоров вообще или как минимум в срок, говорит юрист-эксперт Ольга Попова.
Не принимать в расчет наложенные санкции нельзя, и пока сложно прогнозировать, как это в конечном счете повлияет на российский бизнес, говорит советник управляющего офисом Абсолют Банка в Челябинске Константин Ваганов, отмечая при этом, что сейчас предпринимателям как никогда важно не поддаваться панике и сфокусировать внимание на новых возможностях, которые появляются в кризисное время. «Важно помнить, что любые ограничения, кризисы — сигнал и возможность для развития. Поэтому сейчас время для эволюции и бизнеса и банковской системы. Никому не удастся отсидеться! Я уверен, что бизнес обязательно трансформируется и будет показывать рост. Как вода в своем течении всегда находит выход, так и бизнес сможет адаптироваться к текущим условиям, — говорит Константин Ваганов. — Банки, в свою очередь, должны синхронизировать усилия с предпринимательским сообществом и быстро реагировать на запросы предприятий».
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.