Пять направлений бизнеса, которые «выстрелят» после ПМЭФ

«И это — не IT, микросхемотехника или детали для самолетов», — убежден Дмитрий Федечкин. А совершенно неочевидные сферы: промышленный девелопмент, сельское хозяйство, ЖКХ, туризм и логистика.

На прошлой неделе завершился Петербургский международный экономический форум, который считается самым масштабным деловым событием в стране и местом встречи власти и крупного бизнеса. Традиционно одним из наиболее ожидаемых мероприятий в повестке ПМЭФ является выступление президента Владимира Путина, которое в этом году продлилось более часа и затрагивало необычайно широкий круг тем.

Дмитрий Федечкин, генеральный директор компании «Геном.Медиа», экс-чиновник правительства Челябинской области:

— В минувшую пятницу, вечером, предприниматели сгрудились в дружную кучу, замерли и внимают каждому слову, исходящему из телеприемника. Сложно представить такую картину? Слишком долго то, что ежегодно происходило в середине июня в Санкт-Петербурге, никак не ассоциировалось с тем, на что нужно обращать внимание локальному и не очень крупному бизнесу. Это что-то про высокие материи, больших акул капитализма и крупные контракты. Ну, еще немного про рейтинг инвестпривлекательности, в котором меряются позициями регионы. А в остальном — МСП здесь не место.

Однако в нынешних условиях ПМЭФ (Питерский международный экономический форум) стремительно трансформируется из ярмарки тщеславия в толкучку скромности. Инерция, конечно, есть, кто-то по-прежнему продолжает позиционировать себя величиной и креативностью выставочного стенда и количеством труднообъяснимых, но подписанных-таки соглашений, три четверти из которых никогда не будут исполнены. Но, в целом, маятник качнулся в правильную сторону. Подтверждение этому — выступление на пленарном заседании главы государства, в этом году как никогда прежде посвященное конкретным бизнес-инициативам. Какие направления в выигрыше?

Промышленный девелопмент. Объявленная Владимиром Путиным промышленная ипотека под 5% может привести к повышению спроса на готовые помещения под производственный бизнес. Особо рисковые ребята в действительности получают возможность не строить такие помещения с нуля, как раньше, в течение трех лет, а под довольно комфортный процент взять объект здесь и сейчас, избавить себя от обязанности постоянно приводить в тонус подрядчика и тут же заняться любимым делом, желательно — импортозамещающим. Этот сигнал надо не пропустить и владельцам отдельных и депрессивных торговых центров, чей бизнес настойчиво подъедают: сперва ковид, затем — тренд на покупки онлайн, а теперь — уход иностранных компаний, ранее с кутёжным размахом арендовавших такие площади. Тенденцию не ожидаю, но мы вполне можем стать свидетелями пары-тройки кейсов, как советские промышленные объекты перепрофилировались сперва под торговые центры, а теперь вернутся в «родную гавань». Осталось лишь дождаться мая и оформленного окончательного решения федерального Минпрома. Очень надеюсь, что промышленная ипотека распространится также на сделки, совершенные ранее – хотя бы после 24 февраля текущего года.

Сельское хозяйство. Не без оговорок, конечно. Например, сейчас производители мясной продукции, ранее ориентированные на экспорт, испытывают объективные трудности со сбытом, что в конечном итоге скажется и на поголовье в том числе. Однако после ухода зарубежных производителей продуктов питания производители проведут перегруппировку стратегий развития и могут активно войти в те ниши, о которых ранее даже не помышляли. Основным трендом станет переработка продукции сельского хозяйства, что потянет за собой развитие современных систем оптово-распределительных центров. Отечественное сельское хозяйство, начиная с 2014 года, неплохо субсидировалось и, что немаловажно, ответило на такое трепетное отношение взаимностью. Государственные инвестиции в это направление будут увеличиваться. Экспортные перспективы также сохраняются. По зерну же удалось договориться…

Комплектующие для ЖКХ. Запуск анонсированной главой государства комплексной программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства должен сделать то, что, как теперь выяснилось, не до конца смог автопром, начиная с нулевых годов: потащить за собой развитие производств узлов и агрегатов. Безусловно, основными выгодоприобретателями решения о модернизации будут крупные металлурги и трубники. Однако и для малого и среднего бизнеса есть место, где погреться у костра. Загляните в любой хозяйственный магазин, посмотрите: чьего производства продающиеся там фитинги, диверторы и коннекторы? Италия, Китай, Германия, Испания и даже немножечко Польша – будет ваш ответ. А ведь, кажется, ничего запредельно сложного в этой продукции нет. Есть, где развернуться не самой прогрессивной отечественной инженерной мысли…

Транспортно-логистический бизнес. Наконец-то в этом словосочетании на первый план выйдет то, что и должно там находиться априори – логистика. Грузовики, за наличные или в лизинг, все покупать научились, а попробуй-ка его до зарубежного покупателя доставить? И совсем не факт, что фурой теперь придется это делать. Российский бизнес еще какое-то время гарантированно будет находиться в поиске новых кооперационных связей. Поэтому вложения в логистику, поиск новых транспортных коридоров и формирование перевалочных мощностей и новых зон комфорта вдоль маршрутов, можно считать оправданными.

Внутренний туризм. В условиях «островизации», отмены большинства рейсов в другие страны и психосоматических ожиданий неизбежного падения доходов населения нашим соотечественникам всё чаще придется отдыхать там, где устаешь: на родных просторах. В каких-то регионах по теме внутреннего туризма совершен настоящий прорыв, в каких-то – конь не валялся. Спрос ожидается повышенный и вряд ли, судя по политической повестке, краткосрочный. Вложение средств в туристическое направление может оказаться и эстетически приятным, и относительно быстро окупаемым. 

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Ранее на эту тему: «Если у отечественных брендов нет денег на рекламу, то они — обыкновенные «колхозники»

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.