Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска?

В Челябинске презентовали и обсудили концепцию обновленного дизайн-кода вывесок на фасадах. Дискуссия получилась непростой — предприниматели раскритиковали идею и подходы. Подробности — в материале:

Дизайн-код, который начали внедрять в Челябинске еще в 2017 году, и за пять лет внедрили его на гостевых маршрутах города, требует существенной доработки. К такому выводу пришли в мэрии Челябинска — городское управление архитектуры и градостроительства пригласило местных рекламщиков для того, чтобы переработать концепцию и подходы к ее внедрению не только на гостевых маршрутах, которые охватывают лишь около 20% городского пространства, но и, в перспективе, на весь Челябинск.

Новый проект правил размещения вывесок на фасадах и требований к их внешнему облику разработала компания «Элефант» Михаила Смирнова, которой из городского бюджета заплатили 500 тыс. руб. Документ представили публике накануне, 12 мая, в Доме архитектора — там собрали девелоперов, застройщиков, архитекторов, представителей рекламного бизнеса и фирм, занимающихся производством вывесок и рекламных конструкций.

Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска? 1

Михаил Смирнов, руководивший созданием концепции, пояснил, что в работе был использован опыт других городов, успешно внедривших дизайн-код — от Санкт-Петербурга и Екатеринбурга до Соль-Илецка и Котласа. Нынешнюю ситуацию с визуальным оформлением улиц в Челябинске Смирнов назвал «рекламной вакханалией» и пояснил, что вопрос необходимо решать, пока проблема не обострилась еще сильнее.

Предлагаемые правила и требования основаны на детальном анализе типологии улиц Челябинска, зданий и общественных пространств. В рамках дизайн-кода нами предложена простая и понятная классификация видов информационных и рекламных конструкций. Это доступная, по нашему мнению, система размещения городской информации позволяет, с одной стороны, избавиться от визуального мусора, с другой – оставляет богатый инструментарий для разнообразного и творческого подхода к организации городского пространства, — рассказал директор «Элефанта».

В основу обновленного дизайн-кода положены запреты определенных приемов размещения конструкций — их насчитывается 16. Городское пространство разделили на три категории по особенностям восприятия визуальной информации — общегородские и районные магистрали и улицы местного значения. Также разделили и здания — на четыре категории. В каждой категории  действуют правила той или иной степени строгости — для корректного следования им разработчики выработали простой алгоритм работы с документом.

Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска? 2

По словам Михаила Смирнова, распространение дизайн-кода на всю территорию Челябинска позволит решить сразу несколько проблем облика города. Среди перечисленных — въездные зоны, которые своим видом превращают столицу Южного Урала в «промышленное дно»; монохромность города; также из обновленного дизайн-кода убраны чересчур жесткие требования прежней редакции правил. 

Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска? 3

Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска? 4

Однако даже обещания послаблений не смогли поколебать скепсис представителей бизнеса, которые также присутствовали на обсуждении. Зампредседателя челябинской «Опоры России» Алексей Ларин усомнился в положительном социально-экономическом эффекте изменений, с учетом всех непростых аспектов нынешней ситуации в бизнесе.

Отношение предпринимателей к дизайн-коду, преимущественно, негативное. Мы уже предложили ввести мораторий для владельцев НТО на три года: кто успел — тот успел; я предлагал распространить его и на вывески, но поддержки не получил. А между прочим бизнес несет серьезные издержки на соблюдение этих правил: по нашим подсчетам, самая дешевая вывеска, если ее делать заново, обойдется минимум в 100 тыс. руб. А если это государственные и муниципальные учреждения — соответственно, ложится нагрузка на бюджет. Не до конца решены вопросы согласования в местных органах. И все это идет через призму ситуации: два года у нас был ковид, затем, дипломатично говоря, «новая экономическая реальность», в которой, в первую очередь, пострадал торговый бизнес, который и должен сейчас менять свои вывески, — отметил Алексей Ларин.

Слова представителя бизнес-объединения сразу же дополнила примером из практики представитель сети магазинов «Спал Спалыч» в Челябинске. По ее словам, один из магазинов на северо-западе существенно потерял в выручке из-за того, что два месяца проработал без вывески, которую заставили снять, как не соответствующую дизайн-коду.

Мы столкнулись с тем, что когда приводили к дизайн-коду ТК «Юлия», наш баннер сняли по распоряжению администрации, два месяца мы жили без вывески. И мы потеряли в продажах. Аналогичная ситуация сейчас складывается по другим магазинам. Мы попросту не выживем: многие наши конкуренты в малом бизнесе вынуждены закрываться, поскольку они не тянут расходы на обновление вывесок. Например, нам одна вывеска обошлась в 60 тыс. руб. — это существенная для нас сумма, — заявила предприниматель. 

Заместитель главного архитектора Челябинска Ольга Никитина пояснила, что концепция, которую вынесли на обсуждение, не окончательна — она является лишь предложением, которое еще предстоит оформить в некий нормативный акт. Когда это произойдет, чиновница сказать затруднилась, подчеркнув, что распространение нового дизайн-кода на весь город стартует точно не в текущем году, а может и вовсе остаться на уровне рекомендаций. Тем не менее для всеобщего ознакомления концепция уже доступна — документ опубликован на сайте городского управления архитектуры.

По ходу обсуждения участники встречи предложили упростить порядок согласования новых вывесок, высказали замечания по целому ряду технических моментов: колористике и шрифтам, расположению конструкций и расстоянию между ними, а также предложили включить в дизайн-код другие важные визуальные элементы, например, ограждения строительных площадок. Михаил Смирнов отметил, что новый документ призван быть рамочным, без четко установленных параметров, следование которым, по его словам, «превращает город в казарму». 

Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска? 5

На мероприятии было объявлено о новом назначении в городской администрации — на должность главного художника Челябинска назначен председатель областного отделения Союза дизайнеров России Павел Писклаков. С 2020 года, когда пост покинула Екатерина Силина, предметно работой с обликом городских пространств занимались мало; теперь же, когда власти Челябинска готовятся распространить дизайн-код на все улицы, главному художнику прибавится работы.

Первый шаг к преображению города мы уже сделали, но дорога впереди еще очень большая. В старом городе уже сложилась какая-то среда, вывески, входные группы. Приводить уже созданные конструкции в какой-то иной вид сложнее, чем с нуля. Сейчас дизайн-код будет распространяться с гостевых маршрутов на остальную часть города. И мы находимся в фазе, когда обсуждаем варианты, как это может быть, пытаемся выслушать мнения разных сторон. Дизайн-код – это свод правил, по которым нужно создавать облик города. Он должен быть интересным, но чтобы мы видели не только вывески, рекламу, но и архитектуру, деревья, растения, — сказал Павел Писклаков.

В заключение замначальника управления архитектуры Челябинска Ольга Никитина анонсировала целую серию встреч с экспертным сообществом, где элементы нового дизайн-кода будут рассматриваться и корректироваться более подробно. Сбор предложений и замечаний ведется и в онлайн-формате — он продлится до 1 июня.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.