Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска?

В Челябинске презентовали и обсудили концепцию обновленного дизайн-кода вывесок на фасадах. Дискуссия получилась непростой — предприниматели раскритиковали идею и подходы. Подробности — в материале:

Дизайн-код, который начали внедрять в Челябинске еще в 2017 году, и за пять лет внедрили его на гостевых маршрутах города, требует существенной доработки. К такому выводу пришли в мэрии Челябинска — городское управление архитектуры и градостроительства пригласило местных рекламщиков для того, чтобы переработать концепцию и подходы к ее внедрению не только на гостевых маршрутах, которые охватывают лишь около 20% городского пространства, но и, в перспективе, на весь Челябинск.

Новый проект правил размещения вывесок на фасадах и требований к их внешнему облику разработала компания «Элефант» Михаила Смирнова, которой из городского бюджета заплатили 500 тыс. руб. Документ представили публике накануне, 12 мая, в Доме архитектора — там собрали девелоперов, застройщиков, архитекторов, представителей рекламного бизнеса и фирм, занимающихся производством вывесок и рекламных конструкций.

Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска? 1

Михаил Смирнов, руководивший созданием концепции, пояснил, что в работе был использован опыт других городов, успешно внедривших дизайн-код — от Санкт-Петербурга и Екатеринбурга до Соль-Илецка и Котласа. Нынешнюю ситуацию с визуальным оформлением улиц в Челябинске Смирнов назвал «рекламной вакханалией» и пояснил, что вопрос необходимо решать, пока проблема не обострилась еще сильнее.

Предлагаемые правила и требования основаны на детальном анализе типологии улиц Челябинска, зданий и общественных пространств. В рамках дизайн-кода нами предложена простая и понятная классификация видов информационных и рекламных конструкций. Это доступная, по нашему мнению, система размещения городской информации позволяет, с одной стороны, избавиться от визуального мусора, с другой – оставляет богатый инструментарий для разнообразного и творческого подхода к организации городского пространства, — рассказал директор «Элефанта».

В основу обновленного дизайн-кода положены запреты определенных приемов размещения конструкций — их насчитывается 16. Городское пространство разделили на три категории по особенностям восприятия визуальной информации — общегородские и районные магистрали и улицы местного значения. Также разделили и здания — на четыре категории. В каждой категории  действуют правила той или иной степени строгости — для корректного следования им разработчики выработали простой алгоритм работы с документом.

Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска? 2

По словам Михаила Смирнова, распространение дизайн-кода на всю территорию Челябинска позволит решить сразу несколько проблем облика города. Среди перечисленных — въездные зоны, которые своим видом превращают столицу Южного Урала в «промышленное дно»; монохромность города; также из обновленного дизайн-кода убраны чересчур жесткие требования прежней редакции правил. 

Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска? 3

Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска? 4

Однако даже обещания послаблений не смогли поколебать скепсис представителей бизнеса, которые также присутствовали на обсуждении. Зампредседателя челябинской «Опоры России» Алексей Ларин усомнился в положительном социально-экономическом эффекте изменений, с учетом всех непростых аспектов нынешней ситуации в бизнесе.

Отношение предпринимателей к дизайн-коду, преимущественно, негативное. Мы уже предложили ввести мораторий для владельцев НТО на три года: кто успел — тот успел; я предлагал распространить его и на вывески, но поддержки не получил. А между прочим бизнес несет серьезные издержки на соблюдение этих правил: по нашим подсчетам, самая дешевая вывеска, если ее делать заново, обойдется минимум в 100 тыс. руб. А если это государственные и муниципальные учреждения — соответственно, ложится нагрузка на бюджет. Не до конца решены вопросы согласования в местных органах. И все это идет через призму ситуации: два года у нас был ковид, затем, дипломатично говоря, «новая экономическая реальность», в которой, в первую очередь, пострадал торговый бизнес, который и должен сейчас менять свои вывески, — отметил Алексей Ларин.

Слова представителя бизнес-объединения сразу же дополнила примером из практики представитель сети магазинов «Спал Спалыч» в Челябинске. По ее словам, один из магазинов на северо-западе существенно потерял в выручке из-за того, что два месяца проработал без вывески, которую заставили снять, как не соответствующую дизайн-коду.

Мы столкнулись с тем, что когда приводили к дизайн-коду ТК «Юлия», наш баннер сняли по распоряжению администрации, два месяца мы жили без вывески. И мы потеряли в продажах. Аналогичная ситуация сейчас складывается по другим магазинам. Мы попросту не выживем: многие наши конкуренты в малом бизнесе вынуждены закрываться, поскольку они не тянут расходы на обновление вывесок. Например, нам одна вывеска обошлась в 60 тыс. руб. — это существенная для нас сумма, — заявила предприниматель. 

Заместитель главного архитектора Челябинска Ольга Никитина пояснила, что концепция, которую вынесли на обсуждение, не окончательна — она является лишь предложением, которое еще предстоит оформить в некий нормативный акт. Когда это произойдет, чиновница сказать затруднилась, подчеркнув, что распространение нового дизайн-кода на весь город стартует точно не в текущем году, а может и вовсе остаться на уровне рекомендаций. Тем не менее для всеобщего ознакомления концепция уже доступна — документ опубликован на сайте городского управления архитектуры.

По ходу обсуждения участники встречи предложили упростить порядок согласования новых вывесок, высказали замечания по целому ряду технических моментов: колористике и шрифтам, расположению конструкций и расстоянию между ними, а также предложили включить в дизайн-код другие важные визуальные элементы, например, ограждения строительных площадок. Михаил Смирнов отметил, что новый документ призван быть рамочным, без четко установленных параметров, следование которым, по его словам, «превращает город в казарму». 

Бизнес против креатива: что предпринимателям не нравится в новом дизайн-коде Челябинска? 5

На мероприятии было объявлено о новом назначении в городской администрации — на должность главного художника Челябинска назначен председатель областного отделения Союза дизайнеров России Павел Писклаков. С 2020 года, когда пост покинула Екатерина Силина, предметно работой с обликом городских пространств занимались мало; теперь же, когда власти Челябинска готовятся распространить дизайн-код на все улицы, главному художнику прибавится работы.

Первый шаг к преображению города мы уже сделали, но дорога впереди еще очень большая. В старом городе уже сложилась какая-то среда, вывески, входные группы. Приводить уже созданные конструкции в какой-то иной вид сложнее, чем с нуля. Сейчас дизайн-код будет распространяться с гостевых маршрутов на остальную часть города. И мы находимся в фазе, когда обсуждаем варианты, как это может быть, пытаемся выслушать мнения разных сторон. Дизайн-код – это свод правил, по которым нужно создавать облик города. Он должен быть интересным, но чтобы мы видели не только вывески, рекламу, но и архитектуру, деревья, растения, — сказал Павел Писклаков.

В заключение замначальника управления архитектуры Челябинска Ольга Никитина анонсировала целую серию встреч с экспертным сообществом, где элементы нового дизайн-кода будут рассматриваться и корректироваться более подробно. Сбор предложений и замечаний ведется и в онлайн-формате — он продлится до 1 июня.

Самое читаемое
  • Ежедневно выбывает 20 поездов. У РЖД проблемы с ремонтом локомотивовЕжедневно выбывает 20 поездов. У РЖД проблемы с ремонтом локомотивов
  • Опубликованы предварительные результаты выборов президента РФ в Свердловской областиОпубликованы предварительные результаты выборов президента РФ в Свердловской области
  • На Среднем Урале стартовали выборы президента РФ. Озвучены первые данные по явкеНа Среднем Урале стартовали выборы президента РФ. Озвучены первые данные по явке
  • У ЧЭМК сменился владелец, а с бывших собственников взыщут 26 млрд руб.У ЧЭМК сменился владелец, а с бывших собственников взыщут 26 млрд руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.