«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов?

«Наши заводы выглядят очень красиво, даже если бездействуют. Электростанции, вагонные депо, заводские корпуса, водонапорные башни, рабочие поселки, скотобойни — все это может стать основой туризма».

Последние два года власти Челябинской области пытались оседлать невиданную волну внутреннего туризма, поднявшуюся в условиях закрытых из-за пандемии границ. В наступившем году они даже отчитались о достигнутых успехах в росте потока приезжих и инвестиционной привлекательности. Однако краеугольные камни туристического бренда остаются прежними — «Южный Урал» вместо «Челябинской области», где города-заводы с негативной экологической репутацией прячутся за Уральский хребет с его национальными парками, природными памятниками и горнолыжными курортами. 

О том, что челябинцам пора перестать стыдиться своего промышленного наследия и начать им гордиться, рассказал в рамках форума «Будущее города: среда, образование, кадры» основатель и главный редактор проекта «Архитектурные излишества», один из главных российских специалистов по исторической урбанистике Павел Гнилорыбов. Популяризатор «наследия и подлинности», он рассказал (и показал!), как превратить старые заводские цеха, элеваторы и водонапорные башни в достопримечательности, к которым поедут люди со всей России:

 

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 1

— Челябинская область — классная и разнообразная, даже если просто изучать ее по «Яндекс.Панорамам»: это далеко не только Тургояк и Аркаим. Здесь можно сделать целый ряд впечатляющих шагов, чтобы развить внутренний туризм, закрепиться хотя бы на уровне второй-третьей десятки городов. Внутренний туризм в России устроен очень просто: 70% — это курорты Причерноморья и КавМинВоды: то, куда жители Норильска после трудного года вывозят свою семью. 10% — это консервативный туризм Золотого кольца, Санкт-Петербурга и Москвы и всего остального, что встречается на страницах школьных учебников, вплоть до тургеневской усадьбы Спасское-Лутовиново.

Оставшиеся 18-20% — локальный внутренний туризм, который начал последние пять-семь лет активно развиваться и получил после пандемии какую-то новую струю. Это и Алтай, и Байкал, и Камчатка, и растущая невероятными темпами по туризму Калининградская область.

Конкуренция за человека, особенно со средним кошельком, внутри России очень велика. Люди купят всё, если вы это хорошо упакуете: человек ленив невероятно, он не гуглит, редко целенаправленно ищет информацию, поэтому если из каждого утюга будут звучать определенный посыл, Челябинск можно сделать очень модным.

Как это сделал в свое время Татарстан — там, не покладая рук, трудились 15 лет, потратили море федеральных денег, чтобы в российском сознании третьей столицей был не Нижний Новгород, а Казань. Понаблюдайте за соседней Уфой, которой скоро 450 лет: они очень хотят повторить этот успех. Там создали институт развития городов республики Башкортостан, работа которого уже выходит за пределы Уфы. Бренд Башкирии — «Terra Bashkiria — Terra Nova» — уже заметен не только из Москвы, но и в регионах. И Челябинской области нужно комплексно работать над продвижением себя, поскольку стереотип о регионе очень живучий. Везде — в Москве, Поволжье, Сибири — ваш регион зачастую представляют, как что-то сплошное серо-промышленное.

Как сломать этот стереотип?

— Здесь еще мешает то, что у Челябинска два сильных соседа — Екатеринбург и Пермь, тоже готовящиеся к своим 300-летиям и начинающие дербанить Урал, который из-за этого не воспринимается как единая культурно-историческая общность.

К сожалению, экономика туризма в России во многом юбилейная — можно выбить федеральные бабки только на фоне чего-то грядущего, есть даже целая маленькая экономика «удревнения» юбилейных дат.

Обратите внимание, как на всю страну прогремело прошлогоднее 800-летие Нижнего Новгорода — раньше он был городом из фильма «Жмурки», но звезды сошлись так, что они получили на развитие 30 млрд. рублей. И там команда работала на износ: обеспечила визит президента, показы на федеральных каналах, обложки глянцевых журналов. И сейчас в Нижнем забронировано все — не на майские праздники, а на март-апрель. «Юбилейную» команду никто не распускал, и они теперь будут стараться дальше развивать то, что было сделано.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 2

Челябинску поможет «эффект низкого старта». Город может стать хабом для дальнейших путешествий внутри области с ее чрезвычайно интересным набором пейзажей — от марсианских пустынь до снежных гор, и что туризм здесь может быть любым — от горнолыжного до индустриального.

Для появления Челябинска в ментальной карте российского туриста не нужно много денег, зачастую даже дороги прокладывать не нужно. Сейчас развивается концепция «обратного туризма», когда довольно богатые туристы-одиночки платят деньги за походы в аутентичные, сохранившиеся места. Русская хтонь, которую продвигают паблики «ВКонтакте», стала товаром. Хтонью можно торговать. 

Есть в Костромской области город Кологрив — глушь невероятная, туда ездили за ощущением замерших 1910-х годов. И в прошлом году губернатор провел туда дорогу, чтобы ехать не пять часов, а два. Но первая «Пятерочка» и первый киоск с шаурмой это ощущение хтони разрушили — в точности, как в середине XIX века железная дорога и шедший с ней прогресс повлияли на Центральную Россию и Сибирь.  

У Челябинской области огромное количество способов упаковать этот туристический продукт. Меня чрезвычайно поразил Троицк — город, в котором будто и не было 1917 года. Прекрасный «сталинский» Магнитогорск. Невероятное впечатление производят челябинские Берлин, Париж и Варна. Я был очень тронут и плакал, когда увидел табличку «Фершампенуазское сельское поселение». Это не симулятор Европы, который строит у себя Йошкар-Ола, это и есть настоящая Европа. Потому что это все основали люди, которые увидели что-то там и принесли сюда. Не только строения, но и смыслы.

С областью у нас все хорошо, это понятно, но но как поднять турпоток в Челябинске, где потенциал не столь велик?

— Многие города, у которых был очень низкий старт, за последние лет пять подняли туристическую сферу вообще с нуля. Тюмень — «столица деревень», нефть и газ, скука, одним словом — принимает сейчас 4-5 млн туристов в год стабильно. За счет «Сибура» построили аэропорт, пропиарили Тобольск, Ремезово и горячие источники, придумали легенду о стуле Распутина в его родном селе.

И даже огромный и бестолковый тюменский музей — чем он прославился? «У нас единственный Кандинский на две тысячи километров вокруг!» — это висит на городских билбордах! Никто не знает про Ирбит, с его невероятной коллекцией графики или Нижний Тагил с его «Уральской Мадонной», но в Тюмень люди едут за единственным Кандинским на две тысячи километров.

Сейчас работает экономика впечатлений: чем удивить, чем занять, что нового влить в голову. Нужно работать над тем, чтобы завлечь к себе «длинного» туриста, Турист — это не тот, кто приехал на экскурсионном автобусе, погулял два часа и поехал дальше. Турист — это тот, кто хотя бы ночь переночевал. А лучше пять. Или семь. В эту сторону пытается перестроиться сейчас Суздаль, где средний туристический чек — 700 рублей, а нагрузка на городскую инфраструктуру огромная. Пытаются хотя бы до 2-3 тыс. рублей этот чек поднять.

Чтобы добиться успеха, нужно гражданское общество, низовые движения, инициативные люди с небольшими проектами. Чтобы эти люди, которые, например, реставрируют домики на улице Труда в Челябинске, не видели, как эти дома горят и сносятся. Это очень демотивирует — страшно, когда 18-летний подросток все лето скоблил и красил, а потом это все ушло в утиль.

Челябинску страшно не хватает «третьих мест»: мини-галерей, арт-кластеров, вроде «Арт-Квадрата» в Уфе, и прочих элементов «креативной экономики», которые сделали бы регион спаянным, интересным, нанесли его на карту России, рожая локальных героев, которых потом можно выводить на федеральный уровень, как все знают про Калашникова и Дмитрия Донского.

Сейчас же в наших городах массово появляются памятники Петру и Февронье, Николаю II — это так же однообразно, как и памятники Ленину. Туристы ездят по России и видят одни и те же лица. А нужно вытаскивать на свет локальные истории и хорошо их упаковывать.

Например, Рязань — ну есть уже у них Есенин, на котором можно еще столетие прожить. А оказывается, что в 1895 году в городе начал производство своей продукции Макс Фактор — Max Factor. Незамысловатая история на стыке индустрии красоты и туризма кормит в Рязани уже десятки человек.

Этот подход годится для городов за пределами Центральной России?

— В промышленном городе таких невероятных историй можно найти сколько угодно. Самой сильной стороной Челябинской области является промышленная архитектура — тот случай, когда труба является колокольней. Промышленное наследие, прошедшее ревитализацию, сейчас уверенно прибавляет в цене в России и мире. Туристы уже чувствуют вкус к этому. Неважно, петровская это индустриализация или сталинская. Электростанции, вагонные депо, заводские корпуса, пруды, водонапорные башни, рабочие городки и поселки, все, вплоть до скотобоен — все это может стать основой туризма, точкой притяжения.

Русское промышленное — это новый секс. Это новый вид туризма, исследований, грантов, источник восхищения. Наши заводы выглядят очень красиво, даже если бездействуют. И были такими всегда — они строились, чтобы утилитарное и эстетическое совпадало.

Есть в России удачные примеры ревитализации промышленных объектов?

— Да, их очень много, можно хоть по алфавиту идти. Типичную историю недавно подарил нам Барнаул, где, казалось бы, не особо заботятся о наследии: застройщик там взял старые винные склады 1910-х и вокруг обстроил многоэтажными «человейниками». В исторических зданиях разместят структуры ЖКХ, пекарня, клуб английского языка, другие точки притяжения для жителей.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 3

Во Владимире очень долго не знали, что сделать с водонапорной башней 1913 года — прекрасно стареющими, благородными «манчестерскими» формами, покрытым красивой патиной кирпичом. И туда заселили экспозицию, которую специально создали: не про традиционный древнерусский белокаменный Владимир, которым его привыкли видеть, а про город в конце XIX века. Туристы с удовольствием туда ходят, забираются на смотровую площадку.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 4

В городе Слободском Кировской области, «вятском Суздале», мой знакомый занял 600 тыс. рублей и выкупил у местных сетевиков водонапорную башню. Теперь там наверху отель, который очень любят кировские молодожены, а на первых этажах — выставка, собираются КСП-шники. Город зажил — это тот случай, когда старые кирпичи, а не кондовые советские ДК дают импульс культуре: маленькое пространство на ста квадратах генерирует и выдает смыслов гораздо больше, чем муниципально-казенные учреждения.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 5

Или вот Волгоград, который чем-то похож на Челябинск, такой же город в поиске себя, полу-Минск, полу-Детройт, которому точно так же не хватало «третьих мест». Город очень сильно пострадал в Великую отечественную войну, там не осталось почти ничего дореволюционного и даже довоенного. Но сохранились складские помещения братьев Нобель и частный бизнесмен в 2017 году сделал там лофт «1890». Тогда это стоило 50 млн руб. Часть здания кормит бизнесмена: там барбершоп, пиццерия, другие арендные площади, а в другой части —экспериментальный театр, пространства для лекций, молодежных тусовок.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 6

В Туле «Ростех», «Ависма» и область вложили миллиард в действующий завод «Октава», превратив его в готовую фабрику креативных индустрий: техническая библиотека, музей станка, коворкинг, типография. Простая лестница, которую покрасили в оранжевый, стала самым «инстаграбельным» местом города — люди всегда найдут то, что красиво, и поедут туда даже за 40-50 километров. Есть такая пословица: «Тула — мать всему Уралу», и там это чувствуется.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 7

Одна из лучших реставраций прошлого года — фабрика-кухня в стиле конструктивизма в Самаре. Десять лет про нее нудели-гудели, «конструктивизм — наше все, наше все, наше все», потихоньку вводили эту идею в общественное сознание. В итоге там теперь филиал Третьяковской галереи; в следующем году рядом появится музей модерна и в итоге у Самары будет целый художественный музейный квартал — у людей появится дополнительный стимул фланировать вдоль Волги и оставлять в городе деньги.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 8

Во Пскове — старинном, предельно русском городе, где каждые сто метров стоят церкви XIV века — не знали, что делать с конструктивистской электростанцией 1927 года. Позвали хороших спецов по редевелопменту, «Студию 44», и там сейчас перестраивают здание в жилой комплекс, где цены совсем не псковские — 8-9 млн за евростудию на 40 метров. В основном их берут петербуржцы, которым приятно поехать туда, прикоснуться к Руси.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 9

Промышленную архитектуру можно использовать как угодно: в Санкт-Петербурге старый газгольдер в районе Обводного канала превратили в планетарий. Почему бы и нет?

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 10

Промышленное наследие уже настолько в России закрепилось, к нему так привыкли, что, например, в Москве его уже не сносят, а передвигают. Девелопер «ПИК» при строительстве нового жилого комплекса передвинул краснокирпичное дореволюционное здание.

Оно не имело никакого охранного статуса — можно было снести и всё! Но в итоге это была очень хорошая PR-история, и еще несколько таких историй сейчас готовятся в Москве. Это здорово поднимает планку застройщика, который заявляет: «Я могу!» — и это совсем недорого, по сравнению с его дивидендами от комплекса, где квадратный метр стоит 320 тыс. рублей.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 11

Мы уже доросли до того, чтобы целые заводы делать туристическими объектами. Еще в 1990-е список ЮНЕСКО пополнил металлургический завод в Фельклинге в бывшей ГДР, который полностью сохранили и сейчас там принимают сотни тысяч туристов ежегодно. У ваших соседей есть Полевской, Нижний Тагил, есть Сысерть, которая рванула вперед силами трех человек, и где сейчас привлекают многомиллионные гранты на «креативную экономику». Иваново — беднейший регион, которому очень сложно искать себя в новых реалиях, — возрождает сейчас свой «красный манчестер», старую мануфактуру, где будет IT-кампус университета.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 12  «Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 13

У вас, в Челябинске есть элеватор! Великолепный элеватор, который смотрится умирающим динозавром, авторское, нетиповое сооружение, которое напоминает о том, как Россия потихоньку осваивала свой фронтир за Уралом.

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 14

А что делать тем, кому не повезло с историческим наследием? Городам, где кроме панелек ничего нет?

— В ценность можно превратить что угодно. В каждом городе бывшего СССР, от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Кушки, есть ПО-2 («Плита ограждения вторая») — бетонный забор, придуманный в 1960-е гг. профессиональным художником с явным эстетическим намерением украсить наши города. И сейчас эти длиннющие заборы можно раскрашивать и перестраивать как угодно.

Городское пространство могут оживить восстановленные старые советские неоновые вывески: «Храните деньги в сберегательной кассе!», «Летайте самолетами Аэрофлота!», «Спички детям не игрушка!». И такие примеры тоже есть: в Липецке, Сыктывкаре, где вслед за вывеской жилищники подкрасили фасад. Есть старые советские мозаики — реставрировать их не таких и больших денег стоит, есть производство смальты, много лишенных идеологии сюжетов про созидательный труд. Неужели мы от всего этого должны отказываться?

«Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 15 «Русское промышленное — это новый секс»: как Челябинску перестать стыдиться своих заводов? 16


Так много примеров со всей России, и так мало — на Урале, где заводов больше всего на душу населения и квадратный метр. Почему?

— То, что кажется обыденным, всегда не хочется реставрировать и реконструировать. Нужно жителям Челябинска стать «отстраненными горожанами», учиться смотреть на свой город непривычными глазами, как турист из-за рубежа, из Москвы, из Иркутска — и тогда городское наследие воспринимается совершенно по-другому. На самом деле на Урале волна ревитализации промышленности уже пошла: судя по тому, что мы видим в Свердловской области — Сысерть, в Пермском крае — Губаха, Усолье, старая фабричная архитектура и здесь будет подниматься и возвращаться в оборот в новом качестве. Нужны маячки, надо светить, даже если вокруг тьма непроглядная и делать ничего не хочется.

 

Самое читаемое
  • Екатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн РоссииЕкатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн России
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеровГруппа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров
  • Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.