«Окно возможностей для инвесторов в местный туризм открыто» — Наталья Лугачёва

В прошлом году туристический поток на Южный Урал вырос на треть — природные красоты области посетили более 3,9 млн туристов.

В интервью CHEL.DK.RU министр экономического развития Челябинской области Наталья Лугачёва рассказала о том, как предпринимателям получить земельные участки под строительство отелей без торгов, о новых экотропах, грязелечебницах и термальных курортах, которые появятся в регионе в ближайшие год-два, а также о том, почему отдых на местных базах отдыха в высокий сезон сопоставим по стоимости с турами на зарубежные курорты.

По данным Агентства международного сотрудничества Челябинской области, за прошлый год туристический поток на Южный Урал вырос на треть. Дело в пандемийных ограничениях и программе туристического кешбэка?

— Безусловно, это стало ключевыми факторами. При этом важно также отметить работу, которая проводилась для продвижения туристического потенциала области: запуск турпортала, брендового маршрута, туристического вагона метро по Сокольнической ветке в Москве. Помимо этого положительную роль сыграли два жарких солнечных лета подряд, когда базы отдыха были переполнены отдыхающими.

Отмечу, что программа туристического кешбэка действительно стала одной из наиболее эффективных мер поддержки отрасли. Если в первом этапе в нее включились только 22 участника от Челябинской области, то уже к четвертому этапу их число превысило шестьдесят. А в пятом этапе туристического кешбэка наш регион вошел в число лидеров и занял десятое место в рейтинге по броням с возвратом средств.

За прошлый год Челябинскую область посетило 3,9 млн туристов, и это на треть выше, чем в предыдущие два года.

Какие места, достопримечательности особенно привлекают туристов?

— Одними из наиболее посещаемых традиционно являются национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль», которые в прошлом году посетили около 320 тыс. туристов — их число растет с каждым годом.

В нацпарке «Таганай» в прошлом году появилась новая экологическая тропа, в том числе смотровая площадка на Тещином языке и на Большой Каменной реке, подвесная переправа через реку Большая Тесьма. Кроме того, на экотропе Семибратка открылся визит-центр «Где Европа встречается с Азией».

В нацпарке «Зюраткуль» построена тропа «Тайны озера» вдоль берега озера Зюраткуль, с беседками, туалетами, информационными аншлагами.

Если говорить о летнем отдыхе — то это река Ай. По самым приблизительным оценкам за лето по ней сплавляются около 100 тыс. туристов.

Кстати, сплавы становятся всесезонным видом отдыха: предприниматель Павел Чазов на средства гранта Ростуризма приобрел первую на Урале аэролодку, которая может передвигаться как по воде,так и по льду и снегу. Первоначально была идея в однодневных сплавах с посещением всех достопримечательностей (аренда лодки стоила 25 тыс. руб.), но рынок диктовал более доступные цены, и семья Чазовых переориентировалась. Сейчас можно за 2 тыс. руб. совершить уникальное путешествие по реке, полюбоваться ей в зимнее время.

Зимой точками притяжения становятся горнолыжные комплексы: «Солнечная долина», «Евразия», «Завьялиха». Причем на крупнейшей из них — «Солнечной долине» — уже пять лет правительство Челябинской области совместно со Свердловской пригородной компанией запускает мультимодальный маршрут «Снегирь», который позволяет не толькодостаточно быстро, за 2,5 часа, добраться до ГЛК, но и сэкономить на услугах горнолыжного курорта.

Не так давно на Южном Урале появился брендовый маршрут. Что он включает и насколько востребован?

— Стоит отметить важность и значимость первого регионального брендового маршрута «Челябинск: к нам прилетают даже метеориты». Благодаря ему Челябинская область появилась в линейке продаж у федеральных туроператоров и турагентов, которые стали интересоваться и другими предложениями местных компаний.

Во время этого маршрута туристы проводят в регионе 4 дня и 3 ночи. За это время они знакомятся с четырьмя городами региона. Встреча происходит в столице Южного Урала, затем они отправляются в город золота и камней — Миасс. Второй день проходит в городе оружейников Златоусте. Третий день — в Сатке, которую называют центром стрит-арта России. Вечером третьего дня группа возвращается в Челябинск, и последний день проводит здесь. После защиты маршрута в апреле прошлого года по нему проехало 65 туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Пермского края, Тюменскойи Свердловской областей.

Потенциал данного маршрута ещё не раскрыт до конца, в этом году у нас большие планы по продвижению данного проекта: это и контекстная реклама сайта брендового маршрута, и рекламный тур для федеральных туроператоров и турагентов, а также презентация на международных туристических выставках.

«Окно возможностей для инвесторов в местный туризм открыто» — Наталья Лугачёва 1

Недавно в широкий прокат вышел документальный фильм «Аркаим. Колесница времени», который призван вернуть Южному Уралу его главный туристический бренд. Предполагаете ли вы в связи с этим увеличение потока туристов?

— Уверена, что интерес к Аркаиму заметно вырастет, причем не только со стороны туристов, которые приезжают сюда как в «место силы», но и со стороны путешественников, интересующихся познавательными турами. В фильме Аркаим показан именно с исторической точки зрения, как место, где человек изобрел колесницу.

С другой стороны, готов ли Аркаим к увеличению турпотока?

— Наверное, нет: размещение в вагончиках и палатках — это не то, что хочется предлагать нашим гостям.

И как будет развиваться территория музея-заповедника: появятся ли современные гостиничные комплексы, дороги и прочее?

— В этом году разработаем мастер-план туристской территории «Аркаим», который позволит определить перспективы развития этого уникального места с учетом запроса на новые современные гостиничные комплексы, дороги, места общественного питания и прочее. В дальнейшем он станет основой для реализации инвестиционных проектов на этой территории. На его разработку из регионального бюджета уже выделено 10 млн руб.

Также хочется проработать вопрос по созданию брендового маршрута, который связал бы Магнитогорск и Аркаим единой темой металлургии: от первых печей-колодцев до современных домен. Первые наработки для этого маршрута уже есть, наша команда разрабатывала его для Всероссийского конкурса «Открой свою Россию», который проводит Агентство стратегических инициатив.

Какова судьба еще одного памятника истории — Игнатьевской пещеры, которая сейчас закрыта для посещения?

— Это уникальный объект культурного наследия федерального значения. Да, действительно, на протяжении последних трех лет пещера закрыта для посещения туристами. Научно установлен вред, который наносит большое количество посетителей уникальной наскальной живописи, нарушая микроклимат пещеры. Для её открытия необходимо разработать и реализовать комплекс мер, которые позволят снизить негативное воздействие на материальные следы пребывания здесь первобытных людей.

В прошлом году долины рек Ай и Юрюзань были признаны особо охраняемыми природными территориями. Как это отразится на бизнесе по организации сплавов и посещении пещерных комплексов?

— Маршруты водных туристических походов по долинам рек Ай и Юрюзань, которые посещают более 200 тыс. туристов в год, стали неотъемлемой частью активного вида отдыха на Южном Урале.

В рамках создания особо охраняемых природных территорий, Челябинской областью начата реализация комплекса мер по обустройству базовой туристической инфраструктуры долины реки Ай.

Завершить поэтапное обустройство маршрута для сплавов планируется в течение трех лет, и в прошлом году мы уже приступили к этой работе. Так, создана смотровая площадка на Айских притесах, туристам стало легче добраться к популярному объекту притяжения — Кургазакской пещере: там появились настил и удобная лестница, были отсыпаны грунтовые подъездные дороги к исторически сложившимся туристским стоянкам. Эти улучшения, безусловно, позитивно оценят и игроки турбизнеса, так как это положительно скажется на количестве посетителей.

Какие новые туристические маршруты и достопримечательности появятся в этом году?

— В этом году появится туристическая экотропа на гору Пески хребта Большая Сука. Это частная инициатива жителя села Меседа: в прошлом году в рамках Недели туризма он выиграл грант губернатора Челябинской области, тропа была промаркирована волонтерами.

Из других проектов — обзорная экскурсия-спектакль по Кыштыму, экотропа на скалы Аргус в Кусе, Олимпийская экотропа в Миассе и многое другое. Ждем результатов конкурса «Индустриальный эксперимент» фонда Потанина: там заявился проект на территории «Лаборатории Б» на озере Сунгуль.

Если Ростуризм возьмется за организацию конкурса, Челябинская область готова подать заявку на участие. Благодаря участию в подобном конкурсе в прошлом году у нас появились зимние сплавы по реке Ай, экотропа со смотровой площадкой на горе Косотур в Златоусте, парусная яхта для инклюзивного проекта на озере Тургояк. Это действительно интересные и нестандартные проекты. В этом году на софинансирование грантового конкурса Ростуризма из областного бюджета выделено 15 млн руб.

Довольно часто туристы, отдыхающие на Южном Урале, высказывают недоумение: почему стоимость путевки в местные загородные отели сопоставима с туром на зарубежный курорт. В чем тут дело?

— Для этого есть несколько объективных причин. Во-первых, климат на Урале не такой, как, например, в Египте. В стоимость путевки наши предприниматели закладывают затраты на отопление (а оно требуется семь месяцев в году), более дорогое содержание объектов инфраструктуры, высокую стоимость продуктов питания и так далее.

Ну, и вторая причина — низкая конкуренция на рынке загородных отелей. Этот рынок в регионе еще формируется, и с появлением таких современных форматов, как глэмпинги, в ближайшие несколько лет значительно изменится. Уверена, что борьба за клиента в конце концов снизит цены.

И, в-третьих, хотела бы отметить, что в Челябинской области есть предложения на любой вкус и кошелек. Есть загородные отели со стоимостью номера от 1000 руб. без завтрака, и есть «Фонград» на озере Тургояк, где номер с полупансионом обойдется в 5100 руб.

Действительно ли теперь предприниматели, которые планируют строить отели или развивать туристические маршруты, смогут получить землю без торгов?

— Да, начиная с прошлого года в регионе предпринимателям, реализующим масштабные инвестпроекты в туристической сфере на территории области земельные участки предоставляются без торгов на основании решения совета по улучшению инвестиционного климата при губернаторе.

Данная мера не распространяется на туристические маршруты, так как само понятие туристического маршрута очень размыто: к нему можно отнести и экотропы, и, например, брендовый маршрут.

Недавно стало известно о том, что три туристических проекта в Челябинской области — грязелечебница, гостиничный комплекс с термальным курортом и всесезонный ГЛК — получат федеральное финансирование. Расскажите об этом подробнее? Почему так мало представителей турбизнеса региона заявились на конкурс?

— В декабре прошлого года совет директоров Корпорации Туризм.РФ одобрил инвестиционную программу, которая предусматривает вхождение в капитал 53 туристических проектов на территории всей страны. Следует отметить, что отбор инвестпредложений был достаточно жестким: всего поступило свыше 400 заявок на финансирование, и включение трех проектов от Челябинской области — хороший результат. Сегодня наряду с проектами курортов «Сапфир Урала», «Аджигардак» и «Солнечная долина», которые рассматриваются для реализации инвесторами совместно с Корпорацией Туризм.РФ, министерство экономического развития Челябинской области прорабатывает возможности реализации еще нескольких инвестиционных проектов в сфере загородной туриндустрии. Говорить о параметрах и перспективах данных проектов пока преждевременно. Окно возможностей для инвесторов открыто, мы продолжим работу в этом направлении и в этом году, и в последующие годы. Рассчитываем, что в результате нашего сотрудничества сможем обеспечить туристам современные гостиницы, доступные, безопасные и интересные маршруты. Все это будет способствовать социально-экономическому развитию региона.

Какие новые интересные проекты в сфере туризма еще можно отметить?

— К примеру, оздоровительный комплекс с термальным бассейном «Таганай» в Златоустовском городском округе, который планируется запустить в конце следующего года. Проектом предусмотрено строительство пансионата, ресторанного комплекса и страусиной фермы. Кроме того, уже летом этого года в Карабашском городском округе может открыться трехзвездочный гостиничный комплекс VertLandscapeHotel. Гостиничный комплекс спланирован под любой запрос клиентов: как для тех, кто ищет уединения, так и для тех, кому больше нравится активный отдых. Проект также предполагает круглогодичный бассейн, СПА-кабинет и ресторан у берега озера Увильды.

Сразу в трех муниципальных районах: Катав-Ивановском, Саткинском и Кусинском — в ближайшие несколько лет планируется развить сеть туристических центров «Координаты» на маршрутах, разработанных совместно с рабочей группой при поддержке Агентства стратегических инициатив.

Всего же сейчас в регионе реализуется 38 инвестиционных проектов в сфере туризма и организации досуга.

Ранее на эту тему: «Туризм на Южном Урале как «Газпром» — торгует тем, что создала природа»

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.