«Мир не сказал вам: «Всё, умрите». Надо потерпеть: бизнес — это же и есть терпение»

«Все три масштабных кризиса на своем веку я прожил в плюсе: потрясения всегда были «точкой роста». Мы использовали возникающий дефицит и зарабатывали на нем, занимая ниши конкурентов»

Челябинский многофункциональный центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес» провел встречу с молодыми предпринимателями, где им дали возможность перенять опыт работы в кризис от бизнесменов старшего поколения, за плечами которых остался и 1998 год, и 2008-й. О том, что на самом деле происходит сейчас, и что нужно предпринять чтобы остаться на плаву; о том, как развивать бизнес в непростое время перемен, и почему IKEA и прочий западный бизнес столкнется со сложностями при возврате на российский рынок — рассказал предприниматель со стажем в четверть века Виктор Толкунов, владелец компании «Фурнилэнд» из Миасса, которая специализируется на металлообработке и производстве комплектующих для мебели:

— Мы не знаем, какая сложится ситуация уже через месяц, и поэтому первым делом нужно избавиться от всего, что не приносит прибыль. Лично я все проекты, которые счел нерентабельными в этом году, закрываю, не глядя на то, что это можно было бы еще тянуть. И перекладываю средства в то, что может потенциально принести прибыль.

С нашего рынка уходят до 70% ведущих зарубежных фирм во всех сферах деятельности — от общепита до косметологии. И это шанс для отечественных предпринимателей занять эти ниши: уверен, что, например, сельское хозяйство вырастет в три раза — урожая в этом году на Украине, скорее всего, не будет, и Европу нам придется кормить самим.

Заниматься можно чем угодно — от картошки до микроэлектроники. Если вы видите, что у вас есть возможности, компетенции, команда, желание занять пустующие сегменты — этот риск в любом случае окупится. Держать активы в деньгах — хоть рублях, хоть долларах — смысла нет, поскольку товар вырастет адекватно доллару. И все, что было у меня, я вложил в продукцию, которую использую, поскольку она окупится потом вдвое: по цене и закупаемого сейчас, и продаваемого потом товара.

Ситуацию на сырьевых рынках — нефть, газ — пока тоже нет смысла обсуждать: развиваться она может по-разному. Китай не всегда может быть на нашей стороне: конечно, он попытается заменить все товары, которых мы лишились, но много времени займет логистика. Например, в данный момент мы наблюдаем зазор между оплатой и поставкой товара сроком в год: нам только сейчас приходит продукция, заказанная в Китае еще прошлой весной. Растянутая цепочка создает дефицит товара на рынке, что влияет на его конечную цену.

Многие сейчас говорят, что нас ждет дефолт. Глядя на то, как растут курсы иностранных валют и падают доходы населения, нельзя исключать такой вариант. Но это не значит, что все в одночасье останутся без работы и будут сидеть по домам. Будем покупать и дальше — просто меньше, реже, худшего качества. Но рынок, как таковой, никуда не денется.

Сейчас цены растут с такой скоростью, что покупательная способность рубля им уже не соответствует: наверняка будут введены какие-то инструменты, ограничивающие свободное перемещение денежных средств и товаров. Доллары, например, уже ограничили — и все, у кого зависли валютные контракты, поехали в Казахстан и другие страны ближнего зарубежья, договариваться с местными контрагентами.

С той стороны границы такая же ситуация. Мы сотрудничаем в сфере машиностроения с итальянцами, и они нас заверили: «не переживайте, мы найдем, как вам привезти то, что вы хотели, через третьи страны». Да, увеличится плечо, вырастут издержки, но контракты будут выполнены.

Мир не сказал вам: «Всё, умрите». Надо потерпеть: бизнес — это же и есть терпение. У кого больше терпения, тот и смог выжить.

Все три масштабных кризиса на своем веку я прожил в плюсе: потрясения всегда были «точкой роста». Мы использовали возникающий дефицит и зарабатывали на нем, занимая ниши конкурентов, которые были либо в кредитах, либо как-то по-другому неэффективно распоряжались активами. У нынешнего кризиса, конечно, другая природа: политическая, а не экономическая. Но опыт прошлых лет пока помогает — собрать все свободные деньги и вложить в средства производства, которые помогут занять позиции ушедших с рынка игроков.

Лично меня, как производителя мебели, порадовала новость о том, что в России приостановила работу IKEA, которая занимала до 40% доли рынка заказной мебели в России. И это уникальная возможность для отечественных производителей — занять эту нишу и торговать на маркетплейсах. Даже если эта ситуация продлится лишь те три месяца, на которые IKEA остановила продажи (а всё говорит о том, что затянется надолго) — ей потом будет тяжело вернуться на прежние позиции.

Читайте также: «Россия платит Европе за товар, который можно производить здесь, развивая свою экономику»

Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • У осужденного экс-владельца банка «Югра» хотят забрать пятизвездочный отель Four SeasonsУ осужденного экс-владельца банка «Югра» хотят забрать пятизвездочный отель Four Seasons
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • 40 торгцентров и галерей, принадлежавших владельцам Auchan, проданы российскому покупателю40 торгцентров и галерей, принадлежавших владельцам Auchan, проданы российскому покупателю
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.