«Берлин в миниатюре»: что посмотреть на выходных в самом европейском городе России?
Red Wings открыла прямые авиарейсы из Челябинска в Калининград. Первым полетел корреспондент CHEL.DK.RU — чтобы увидеть, как современная русская жизнь протекает в немецком историческом контексте.
Признаться, в Калининграде я раньше не бывал. Но определенное впечатление об этом городе заранее имел по разным слухам и отзывам. Представлял его чем-то вроде расположенного диаметрально противоположно Новороссийска — «Челябинска на море»: застроенного «хрущевками» и «брежневками» города с богатой историей и бедным обликом.
Шанс подтвердить либо опровергнуть эти предубеждения выпал, благодаря авиакомпании Red Wings, запустившей 31 мая прямой авиарейс Челябинск — Калининград. С большим удовольствием я принял приглашение отправиться на «западный край земли русской» и посмотреть, как в этом неведомом краю все устроено.
После трех часов полета в достаточно комфортабельном, по меркам прочих лоукостерных лайнеров, «Суперджете» (где, благодаря откидным креслам, удалось даже выспаться), мы — группа блогеров от авиации и я — от СМИ — оказались в калининградском аэропорту Храброво.
Надо сказать, что челябинский идейно-красочно оформленный «Игорь Курчатов» внешне заметно выигрывает у несколько безликой «императрицы Елизаветы Петровны» при всех прочих одинаково развитых элементах аэропортового сервиса: сразу видно, где новое имя стало фундаментом, а где его дали, «чтобы было».
Белые буквы на белом фоне — почти единственное, что напоминает о «царском» контексте калининградского аэропорта.
В город из аэропорта мы поехали не прямиком по шоссе, а сделали крюк через сельскую местность, посмотрев на пару замков, и побывав проездом в нескольких деревушках.
Первое, что почувствовали сразу — безупречные дороги (наверняка они в местном климате не тают вместе со снегом), которые своеобразно-непривычно извиваются, пролегая через населенные пункты, тополиные аллеи (челябинцам свойственно ностальгически всхлипывать, слыша эту фразу), ярко-желтые рапсовые поля.
А второе — порядок: кроме исторических, практически нет развалин или брошенных недостроев; немецкие постройки как максимум пребывают в живописном запустении, но в основном обжиты и, по мере сил, ухоженны, новостройки в частном секторе стараются не отставать от них по части облика, а некоторые — даже крыты настоящей черепицей; газоны подстрижены, нет ни помоек, ни буйно заросших пустырей.
Как нигде, в провинциальной Калининградской области видно, насколько складывавшаяся столетиями среда продолжает формировать уклад жизни тех, кто обосновался здесь, по меркам истории, совсем недавно.
История в Калининградской области и прячется в кустах, и стоит напоказ по обочинам.
В последний день календарной весны на Южном Урале погода уже начала портиться, а в Восточной Пруссии — разыгралась вовсю, подарив нашей группе, состоявшей почти полностью из фотографов, сказочной красоты пейзажи, по-летнему сочные и непохожие на сюжеты, которые обычно встречаются в средней полосе России.
Поскольку времени было не очень много, познавать Калининград пришлось «с колес», по внешним признакам, доверяя лишь собственной насмотренности. Выяснилось, что бывшая столица Восточной Пруссии в нынешнем своем облике не просто абсолютно не похожа на Челябинск или Новороссийск — она не имеет ничего общего даже с Санкт-Петербургом, имеющим народный статус «самого европейского города России».
Отличие в том, что в Питере «европейскость» своя, обособленная — неизбежная для города, строившегося в России русскими для русских, и разросшегося, согласно собственной логике, в пятимиллионный космополитичный мегаполис. Если с чем и сравнивать Калининград — то только с Выборгом, который тоже в полной мере стал частью нашей страны лишь на заключительном этапе Великой Отечественной войны.
Подобно тому, как Выборг — бывший Виипури — сохраняет свою «финскость», Калининград — экс-Кёнигсберг — своей остаточной «прусскостью» удивительно преображает привычные элементы глубинной России, попавшие в него.
Однозначно российское происхождение в центре имеют лишь «ратушная площадь» и ТРК из нулевых.
А вот «хрущевки» умело мимикрируют под Пруссию.
Первым примером на ум приходят, конечно, «хрущевки» на Ленинском проспекте, нарядно украшенные в «ганзейском» стиле к чемпионату мира по футболу-2018. Но даже обычные, типовые пятиэтажки здесь выглядят не как в Челябинске, а, скорее, как в Дрездене или других городах бывшей ГДР.
Говоря о Калининграде, хочется применть метафору «Берлин в миниатюре» — точно так же, как и в немецкой столице, здесь лихо перемешались исконно-немецкий, послевоенный и постсоветский архитектурные стили. А сохранившаяся на протяжении веков извилистая сетка улиц позволяет не забывать, что ты едешь по европейскому городу: очень компактному, насыщенному, чистому, и при этом — еще одна приятная особенность — утопающему в зелени.
«Открыточные» виды здесь как у очевидных, так и у неочевидных достопримечательностей.
В целом Калининград оставляет очень благодушное впечатление даже за несколько часов пребывания там: нам очень повезло иметь в доступности такой, безо всяких шуток, европейский город и окружающий его регион, где есть и история, и колорит, и море. Надо сказать, что люди это понимают: в городе много туристов, а местные жители вполне гостеприимны и осознают огромный потенциал своего края по этой части.
Развивать нужно внутренний туризм! — говорил по пути наш водитель, из местных — В России столько классных мест: Алтай, Байкал, Чита (?!), у вас тоже на Урале горы, озера. Да мы должны еще спасибо сказать за то, что у нас есть сейчас такая возможность на собственную страну посмотреть как следует!
Резонное замечание в ключе нынешней ситуации с заграничными поездками, особенно при закрытой для россиян Турции.
Есть маленький туристический кусочек почти карикатурной Европы.
Авиакомпания Red Wings, на борту которой мы прибыли в Калининград из Челябинска, в конце апреля стала базовым перевозчиком аэропорта имени Курчатова. Областные власти субсидируют рейсы из бюджета — это значит, что перелеты будут более доступны пассажирам по цене. Первые четыре направления — Махачкала, Геленджик, Мурманск и Норильск — открыли с 1 мая, в дальнейшем географию полетов расширили на Ханты-Мансийск, Сургут и Калининград, а с июня Red Wings начнет летать из Челябинска на южные курорты — Сочи и Симферополь. В планах у перевозчика — вдвое увеличить количество доступных новых региональных направлений и ставить дополнительные рейсы на существующие.
Встреча первого рейса из Пскова «под водяной аркой». Авиаблогеры увлеченно снимают все подряд.
Безусловно, в рамках одного дня оказалось невозможно понять, чем живут калининградцы, в чем более тонкие отличия их характера и уклада от обитателей российской глубинки, как они воспринимают кричащую близость стран Еврозоны и волей-неволей взаимодействуют с ними, как относятся к немецкому прошлому своего края и инициативе переименоваться обратно в Кёнигсберг, и так далее, вплоть до цен в магазинах. Не говоря уже о балтийском побережье и бесчисленных прусских городках под советскими названиями, раскиданных по всей области. Но это же и хороший повод посетить самый западный — во всех смыслах — регион нашей необъятной страны еще раз.
Справка