«Открыть Кировку для транспорта»: в Челябинске обсудили проблемы исторического центра

Нужно ли строительство небоскребов в центре и открыть ли Кировку для транспорта — эти и другие вопросы обсуждались в рамках круглого стола по сохранению культурно-исторических объектов в Челябинске.

Появление большого количества проектов по застройке центра города высотными зданиями вызывает немало споров среди общественников, представителей партий и девелоперов. Значительная часть земельных участков принадлежит частным лицам, которые не всегда заинтересованы в сохранении культурно-исторических объектов.

Если бы это была государственная земля, то проблема была бы решена. Но в 90-е гг. это все попало в частные руки, причем нередко нечестным путем, и впоследствии было перепродано. Сейчас многие собственники имеют полные права на землю, но начало было очень криминальным. Городской округ Челябинска составляет 530 кв. км или 53 тыс. га. Исторический центр, который хотелось бы сохранить, составляет около 60 га — 0,12% от общей площади Челябинска. Если 99,8% площади не является исторической ценностью, то может там и строить все эти высотные здания? Мне нравится идея — центр города как исторический парк. Пустыри надо не застраивать, а делать зелеными прогулочными зонами, — рассказал лидер группы «АрхиСтраж», краевед Юрий Латышев.

«Открыть Кировку для транспорта»: в Челябинске обсудили проблемы исторического центра 1

Одной из проблемных тем стало строительство делового квартала на улице Российской. В рамках проекта планируется возвести 55-этажное здание с торговыми площадями, офисами, гостиничными и жилыми апартаментами. Кто будет подрядчиком, пока не определено.

Трест «Магнитострой» анонсировал, что собрался возводить на улице Российской, недалеко от пересечения с улицей Нагорной, высотку, и под снос пойдут 14 зданий, которые могут обладать исторической ценностью. Но пока мы точно не знаем, что пойдет под снос, а что останется, и в каком виде это будет, возможна ли реконструкция? Госкомитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области опубликовал за 2020 г. нормативно-правовые акты, где утверждены границы зон охраны особого режима, использования земель и требования к градостроительным регламентам границы территорий данных зон под объектами культурного наследия. Туда попали шесть объектов — дома, которые попадают в зону исторического центра, но их катастрофически мало, — прокомментировала гражданская активистка Елена Плотникова.

Вопрос о сохранении культурно-исторических объектов в столице Южного Урала возникает уже на протяжении ста лет, рассказал Юрий Латышев. Споры о том, как должен выглядеть центр города, принципиально не изменились: в то время как одна часть общества пытается сохранить городское наследие, другая стремятся к преобразованиям.

Еще в 20-е годы пытались что-то сохранить из того, что осталось с XVIII в., но не получилось. Затем к этим проблемам вернулись в 60-е годы, а 55 лет назад было создано Челябинское отделение всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 70-80-е гг. было много сделано для включения в перечень охраняемых государством многих зданий и сооружений Челябинска и Челябинской области, — рассказал Юрий Латышев.

Тем временем управление архитектуры предложило направить предложение по изменению в генплан правила землепользования, чтобы не было высотной различной точечной застройки в историческом центре Челябинска.

Московская компания «Гипропроект» осенью 2019 года сочла, что в Челябинске есть два интересных места, которые обязательно нужно сохранить: исторический центр, «сталинки» вдоль проспекта Ленина и немецкий квартал в районе улицы Социалистической. В свете этого при поддержке управления архитектуры и градостроительства я подал год назад два заявления по достопримечательному месту в районе проспекта Ленина. Плюс, как историческое поселение — это в границе панорамы 1916 г., а сейчас на этом месте много высотных домов. Однако границы охватывают ту территорию, которую еще можно сохранить, — поделился Юрий Латышев.

«Открыть Кировку для транспорта»: в Челябинске обсудили проблемы исторического центра 2

Кроме вопросов сохранения объектов культурно-исторического наследия одна из важных проблем — развитие транспорта в пределах исторического центра. Ситуацию прокомментировал эксперт в сфере транспорта Яков Гуревич.

Исторический центр — это 60 га, поэтому с транспортной точки зрения, если там закрыть всякое движение и сделать его по периферии, — это будет соответствовать всем транспортным нормам. По границам исторической зоны есть активное автотранспортное движение, а по самой зоне — трамвайное движение. Трамвай — это единственный транспорт в мировой практике, который может перемещаться в пешеходной зоне. Поэтому необходимо поддерживать трамваи в хорошем состоянии для соответствия требованиям пешеходных зон. Это касается и Цвилинга, и Карла Маркса, и Труда, — рассказал Яков Гуревич.

Идею по поводу развития трамвайных путей и этого вида транспорта поддержал руководитель челябинского филиала фонда "Городские проекты" Григорий Шевченко. Однако челябинские трамваи находятся в плачевном состоянии и по многим параметрам устарели. В столичных городах России и европейских странах трамвай представляет собой бесшумный, комфортный и теплый вагон. Но Челябинск не закупает новый транспорт, за исключением электробусов, которые сейчас только вводятся в эксплуатацию.

Да, нам повезло с трамвайными линиями, они у нас довольно обширные по сравнению с другими городами. Одна проблема — изношенность. Сейчас нужно выделить деньги из бюджета на организацию нормальной трамвайной сети. В развитых странах трамваи — это бесшумный транспорт, который пускают внутрь исторической застройки. Это у нас ты чувствуешь, когда трамвай приближается, — Григорий Шевченко.

По мнению Якова Гуревича, одной из главных проблем является основная пешеходная улица города — Кирова, которая являлась важным транспортным мостом. Как считает Яков Гуревич, это одна из причин загруженности центральных дорог.

Объективно у нас единственная транспортная проблема в городе — это улица Кирова. В рамках генплана надо серьёзно рассматривать изменение пешеходной зоны. Причем там нет ничего особо ценного, кроме выложенной плитки, в таком случае все улицы в пешеходной зоне должны быть выложены такой плиткой. Давайте 60 га исторического центра приведем в такое же состояние, как челябинский Арбат, а улицу Кирова откроем для транспорта. Но при наших сегодняшних чиновниках шансы нулевые, — рассказал Яков Гуревич.

Сохранение целостности городской среды включает в себя работу в нескольких направлениях: модернизация транспортной системы, сохранение культурно-исторических объектов и строительство архитектурных сооружений, не диссонирующих с обликом челябинского центра.

Центр — это разнообразие товаров и услуг, это сценарий времяпрепровождения человеческой жизни. Противоречие с таким позиционированием, как исторический парк, заключается в том, что придется только ходить и любоваться. Если объекты не используются, в частности, бизнесом, то все это приходит в негодность. Бизнес хочет заселяться на территорию городского центра из-за прибыли. Общепит зарабатывает днем на бизнес-ланчах, вечером люди отдыхают после работы, а это часть городского пространства. Есть городской бор как центр притяжения, присутствует ночная практика и выходного дня в виде развлекательных заведений. И поэтому как вы не придете на «Белый рынок», он постоянно забит, — прокомментировал челябинский девелопер Денис Ни.

Девелопер также увидел в застройке центра хороший вариант разгрузки транспортной системы города. В то время как открытие одной улицы не сильно поможет решить проблему.

Есть проблемы с загруженностью периферии и массовой трудовой миграцией, никакой транспорт не справится с таким потоком населения, который утром едет в одном направлении, а вечером в другом. Какие варианты эту маятниковую трудовую миграцию успокаивать? Это строительство многофункциональных комплексов в коридорах  маятниковой трудовой миграции и уплотнение городского центра, — добавил Денис Ни.

Сейчас совместно с движением «АрхиСтраж» и партия «Гражданская инициатива» подготовила первый пункт резолюции по поводу изменения в генплане пункта о точечной многоэтажной застройке.

Мы подключились к борьбе за изменение подхода к архитектурному облику города и политики в отношении исторических памятников в конце января этого года. Тогда мы вышли к администрации Челябинской области с одиночными пикетами и отправили обращение губернатору с предложением наделить исторический центр города охранным статусом. Через несколько дней мы получили поддержку со стороны челябинского управления архитектуры. Главный архитектор Павел Крутолапов предложил нам внести все инициативы в генплан и правила землепользования и застройки, — рассказал председатель Челябинского регионального отделения партии «Гражданская инициатива» Кирилл Белоусов.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.