«Нельзя врать». Почему проваливаются попытки публичного обсуждения парков и набережной?

«Общественные пространства это самая спокойная, милая, бесконфликтная тема. Это своего рода «песочница», тренировочная игра для воспитания пока еще незрелого общества».

20 мая в Челябинске пройдет бизнес-форум «Будущее города», цель которого — обсудить важнейшие вопросы развития и актуальные проблемы благоустройства Челябинска. Организатор форума — «Деловой квартал», соорганизатором уже во второй раз выступит компания «Сады России». В числе гостей форума ожидаются представители властных структур, девелоперы, застройщики, архитекторы, специалисты по урбанистике, городскому транспорту и ландшафтному дизайну. Приглашены спикеры федерального уровня из Москвы, Екатеринбурга, Казани, Перми, Новосибирска и Южно-Сахалинска. Это известные и авторитетные в своей среде эксперты, которые готовы поделиться успешными кейсами и урбанистическими практиками, реализованными в различных российских регионах. Что немаловажно, предпочтение будет отдано тем проектам, которые реализованы без «космических» бюджетов, характерных для столичного благоустройства. Коронавирусные реалии внесли изменения в формат мероприятия — оно будет гибридным, сочетающим офлайн-обсуждение и онлайн-трансляцию на широкую аудиторию.

В преддверии этого события «Деловой квартал» продолжает серию публикаций о лучших практиках соучаствующего проектирования в создании современной городской среды. В недавнем интервью уникальным опытом поделилась Лилия Гиззятова — архитектор, которая участвовала в разработке концепций благоустройства парков и скверов в городах республики Татарстан, а ныне — заместитель директора Дирекции общественных пространств Владивостока. А теперь главный архитектор мастер-плана компании «Брусника» Василий Большаков специально для CHEL.DK.RU провел интервью с Дмитрием Смирновым и Надеждой Снигирёвой, сооснователями и партнерами «Проектной группы 8», разработавшими и воплотившими десятки проектов благоустройства общественных пространств.

Вы ведь, по сути, первооткрыватели самого понятия соучаствующего проектирования в России? Можете рассказать буквально в двух словах, что включает это понятие?

Надежда Снигирёва: Мы начали заниматься общественными пространствами еще в 2012 году в родном городе — Вологде. Социально ориентированное городское планирование, которое позднее трансформировалось в соучаствующее проектирование, подразумевает участие всех заинтересованных сторон в разработке концепции благоустройства общественных пространств для выявления истинных проблем и потребностей и, что важно, совместного принятия решений.

Это история не про сбор «хотелок» и пожеланий, а про мечту о том, что люди в городе научатся принимать решения вместе.

«Нельзя врать». Почему проваливаются попытки публичного обсуждения парков и набережной? 1

Совсем недавно федеральный Минстрой утвердил стандарт вовлечения. Ваше отношение к новым правилам? И правда ли, что в основу легла разработанная вами методичка?

Надежда Снигирёва: Стандарт появился по инициативе АСИ. Но он действительно разработан во многом на основе наших наработок и методичек, которые мы писали для Программы развития общественных пространств Республики Татарстан, Агентства стратегических инициатив, КБ «Стрелка». Хорошо, что сделан этот первый шаг, что происходит закрепление опыта — возможно, регламентирование поможет разрешить сложные ситуации, которые нередко возникают в спорах о благоустройстве общественных пространств. Так что в целом я позитивно отношусь к появлению стандарта — важно мониторить, как это будет воплощаться на практике в регионах. И постепенно выводить соучаствующее проектирование за плоскость благоустройства. Потому что есть целый ряд городских проблем, к обсуждению которых нужно привлекать максимально широкую общественность.

Когда мы написали первую методичку для Минстроя, то выслушали много критики в свой адрес. И я какое-то время даже всерьез переживала на этот счет, пока не осознала, что это не та ситуация: мы находимся в настолько запущенной ситуации с точки зрения общественного участия в решении городских проблем, что надо просто брать и делать, а не бесконечно рефлексировать.

«Нельзя врать». Почему проваливаются попытки публичного обсуждения парков и набережной? 2

Дмитрий Смирнов: Людей действительно долгое время никто ни о чём не спрашивал, и решения о городском развитии принимались либо чиновниками, либо бизнесом, либо профессиональным сообществом. Люди не привыкли принимать решения и вообще слабо верят в подобные инициативы. Приходится бороться со сложившейся парадигмой.

Говоря об общественных пространствах, мы на самом деле рассуждаем о самой спокойной, милой, бесконфликтной теме, на которой можно воспитывать культуру соучастия. Потому что это действительно своего рода «песочница», тренировочная игра для взращивания пока еще незрелого, неоформившегося общества, к которому мы придем не завтра и не послезавтра.

Давайте пока начнем с общественных пространств хотя бы. Это не так травмирующе для города: благоустройство живет гораздо менее длительный срок, чем жилая среда, условные МАФы так или иначе придется заменить через 10-15 лет.

«Нельзя врать». Почему проваливаются попытки публичного обсуждения парков и набережной? 3

Надежда Снигирёва: И обходится это гораздо дешевле, что немаловажно. Возможно, это еще один из секретов успеха, почему эта идея так выстрелила. Рядовые жители вдруг обретают возможность высказывать свое мнение, влиять на облик города, в принципе появляется в общественном поле дискурс о городской среде, и люди начинают задумываться: почему вот это хорошо, а вот это— не очень. Главная цель именно в этом, но участие без реальных изменений — это утопичная вещь.

Лучше быть честным в любой ситуации и не вовлекать людей в то, на что они не могут повлиять, чтобы не спровоцировать конфликт, разочарование и репутационные риски.

Приведу даже пример конкретный: в обществе высокий уровень недоверия в целом, это не секрет, причем недоверия к власти разных уровней, и если раньше различные исследования показывали, что в большей степени люди не верят муниципальным чиновникам, а не федеральным, то сейчас ситуация находится в динамике.

В обществе очень слабые горизонтальные связи: люди не видят смысла и пользы в нетворкинге, даже в профессиональной среде, нет понимания ценности социальных связей и того факта, что для того чтобы что-то изменить в городе, нужно обсуждать это друг с другом, а не только с чиновниками, нет социального капитала.

А на проектах по благоустройству общественных пространств люди учатся договариваться, тренируются слышать друг друга, не кричать, осознавать, что в городе есть люди с разными интересами, что каждый из нас находится в своеобразном пузыре, и мир сильно другой за его пределами. Когда появляется еще и готовность брать ответственность за принятые решения и поддерживать проект в дальнейшем — это вообще прекрасно.

«Нельзя врать». Почему проваливаются попытки публичного обсуждения парков и набережной? 4

Важно на первых этапах идти маленькими шагами и реализовывать конкретные, реальные изменения. Почему так выстрелил Татарстан, почему у людей появилось доверие, которого на самом деле на первых порах не было? Потому что люди увидели конкретный результат и поняли, что есть смысл ходить на сессии и семинары, потому что после этого в их родном городе действительно что-то меняется. А не так: собрались, выговорились, похлопали в ладоши и разошлись — а дальше-то что?

И на самом деле с темой благоустройства общественных пространств связаны и более глубокие смыслы — например, дружелюбной к детям среды. Важно мыслить не категориями детской площадки, а понимать, как воспринимает мир трехлетний ребенок с высоты своих 95 см, и как сделать так, чтобы на улице ему тоже было комфортно. И точно так же — для пожилых людей. У меня вообще кардинально изменилось представление о комфортной городской среде после того, как я, получив травму на колене, два месяца ходила с палочкой. Такие особенности дизайна общественных пространств тоже могут настраиваться через соучаствующие практики, когда люди учатся понимать интересы и ценности друг друга. Об этом, к сожалению, мало профессиональных дискуссий, на уровне постулатов продолжаем разговаривать.

«Нельзя врать». Почему проваливаются попытки публичного обсуждения парков и набережной? 5

Все ли общественные пространства нужно создавать методом соучаствующего проектирования?

Надежда Снигирёва: Интересный вопрос. Скажу так: да, все абсолютно, но с участием разных людей и по-разному эти процессы выстраивая. В том и интерес, что под каждый проект должна быть разработана собственная стратегия соучастия: если мы говорим про исторический центр города — это одна работа, если про парк или бульвар районного значения — другая, про двор — третья. Всё зависит от типологии собственности, кто управляет этим местом сейчас и кто будет управлять в будущем. Конечная цель, если говорить про общественные пространства, — создать место, которое будет успешным, которое горожане будут любить и ценить.

Соучаствующее проектирование — тема новая, незнакомая. Какие ошибки являются типичными и что точно не стоит допускать?

Дмитрий Смирнов: Типичной ошибкой является попытка назвать привычные процессы новыми словами или как-то попытаться сбежать от того, что требует федеральный Минстрой, в логике привычного механизма принятия решений. Соучаствующее проектирование — это про общественный диалог на самых ранних стадиях проекта, когда ключевые решения еще не приняты.

Если всё уже по факту решено, и застройщику и подрядчикам уже что-то городская администрация успела наобещать, или инициатор имеет вполне понятное видение конечного результата, то соучаствующее проектирование превращается в заигрывание с толпой в лучшем случае и в прямое манипулирование — в худшем. И у людей появляется фрустрация и отторжение к подобным проектам, которые по факту являются обманом.

Важно обсуждать на проектных семинарах не название парка или цвет детской площадки, а то, какие задачи нужно решить, исходя из существующих практик использования пространства, его ценностей и проблем, и через это выходить на мероприятия по развитию территории.

Еще важной ошибкой, которая допускается уже не намеренно, а скорее от незнания, является то, что в соучаствующее проектирование вовлекается только, условно говоря, одна удобная группа горожан. К примеру, один из застройщиков с гордостью говорит, что концепция дворового пространства создана методом соучаствующего проектирования с местным сообществом, а потом выясняется, что по факту самоназванный старший по дому нарисовал в проекте большую парковку. Альтернативное мнение не допускается, не может возникнуть иного видения развития и использования пространства.

Нельзя работать с избранными группами удобных горожан, как это часто бывает. Все жители независимо от их социального положения и политических убеждений — горожане, у каждого должен быть шанс быть услышанным.

«Нельзя врать». Почему проваливаются попытки публичного обсуждения парков и набережной? 6

Надежда Снигирёва: Самое главное, повторюсь, — людей нельзя обманывать.

Нельзя врать. Это вообще довольно полезный навык по жизни. Звучит банально, но на практике реализовать не так-то просто.

Но это единственное, по большому счету, что нужно понимать, и единственный способ что-то изменить. Чтобы люди, принимающие решения: муниципальные чиновники, большие бизнес-структуры, девелоперы, застройщики, были действительно вовлечены в процесс, чтобы люди говорили не в пустоту, не только архитектору, чтобы стейкхолдеры реагировали на различные предложения и вообще были открыты к диалогу. Важно, чтобы была правильно подобрана команда проекта, чтобы это не стало вещью в себе. Иначе у людей нет шансов быть услышанным. Нельзя просто согнать людей в зал, провести мероприятие для галочки и написать отчет — это так не работает.

Дмитрий Смирнов: Если люди пришли, поделились своими болями, желаниями, очевидно, что через понятный срок, неделю-две, они бы хотели получить фидбэк: какие решения приняты, что берется в проработку, от каких идей решено отказаться и по какой причине. Важно зафиксировать разные позиции и облечь это в понятный результат.

«Нельзя врать». Почему проваливаются попытки публичного обсуждения парков и набережной? 7

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.