«Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война»

«Некоторые строительные компании и проектные бюро демпингуют, чтобы зайти в проект и бросить на полпути. Патовая ситуация, бесконечные судебные тяжбы. Муниципальный заказчик остается в дураках».

На прошлой неделе в Челябинске прошла первая встреча по соучаствующему проектированию концепции Парка культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина. «Это без преувеличения, главное общественное пространство города, а вовсе не площадь Революции. Главное и любимое. Здесь свою роль сыграло и расположение в центре города, и близость к реликтовому сосновому бору, — говорит архитектор-градостроитель группы мастер-плана (главный архитектор мастер-плана) компании «Брусника» Василий Большаков. — В начале 2000-х уже проходила реконструкция парка, появились аттракционы и архитектурные формы, но сейчас все это требует обновления: давно пора убрать из самого посещаемого городского парка весь этот «геленджик», необходимо развивать общественное пространство в русле современных трендов, чтобы оно не стало заскорузлым. И при этом не наскочить на очевидные ошибки, потому что в Челябинске и области так и не сложилось пока системного подхода к реконструкции и развитию общественных пространств». По мнению эксперта, чтобы соучаствующее проектирование действительно принесло зримые плоды, было бы полезно обратиться к успешному опыту реализации проектов благоустройства в других регионах и учиться на чужих ошибках, а не набивать свои шишки. Поэтому Василий Большаков взял не вполне привычную для себя роль интервьюера и провел для CHEL.DK.RU интервью с Лилией Гиззятовой — архитектором, которая участвовала в разработке концепций благоустройства парков и скверов в городах республики Татарстан, а ныне — заместителем директора Дирекции общественных пространств Владивостока.

Давай с азов: как выглядит процесс создания общественного пространства — от начала и до конца?

— Во-первых, должно быть понимание актуальности той или иной территории, ее значимости в системе городских общественных пространств. Когда разрабатывается большая программа, на первом этапе всегда происходит реконструкция ключевых общественных пространств.

В каждом городе есть, условно говоря, свой парк Горького — как правило, с входными анфиладами, прогулочными аллеями, аттракционами, танцплощадкой — словом, канонический парк советского времени.

Дальше идут районные парки, локальные скверы, а замыкают перечень дворы. То есть в первую очередь выявляются общественные пространства, которые определяют облик города. Иногда уже на этом этапе примерно известен лимит финансирования на реконструкцию того или иного парка, и это находит отражение в конкурсной документации.

Второй этап — проектирование.

И если раньше жителей города, района вовлекали в обсуждение будущей концепции в инициативном порядке, то с 2017 г. это стало общепринятой федеральной практикой в связи с изменениями законодательства.

При соучаствующем проектировании могут применяться совершенно разные форматы, в том числе работа с фокус-группами — узкими специализированными сообществами, в которых могут быть представители городской власти, бизнеса, родители с колясками, лыжники, любители пробежек — словом, все те, чьи интересы важно учесть при разработке идеи благоустройства парка. Ключевой аспект — максимально широкое вовлечение, особенно, когда речь идет о главном городском общественном пространстве. В обсуждении должен принимать участие весь город. При этом при общественном обсуждении важно не скатиться на уровень: «А вот здесь надо поставить вот такую лавочку», а побудить жителей рассказывать о том, как бы им хотелось проводить время в этом парке.

«Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 1 «Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 2

Озеро Лебяжье. Татарстан

Следующий большой блок — проектный, собственно разработка концепции.

При этом, опираясь на прошлый опыт, могу сказать, что ни одной проектной компании, которая долгое время занималась классическим проектированием в рамках федерального ФЗ-44, не по силам разработать грамотную концепцию благоустройства территории. На этом специализируются архитектурные бюро. Потому что здесь прежде всего требуется яркая идея.

Архитекторы обязательно прорабатывают первую итерацию концепции будущего благоустройства вместе с горожанами. И здесь важно, чтобы это не превращалось в классические общественные слушания, когда архитектор как бы защищает свой проект, а проходило в формате диалога, где архитектор представляет просто канву, а горожане садятся за столы, чтобы обсудить, как будут совместно пользоваться территорией. И на этом этапе обычно выявляются все базовые конфликты: пенсионеры и дети, собаководы и родители и так далее до бесконечности. Людям придется как-то договориться между собой. Сопровождающая команда проекта выступает лишь посредником в этом диалоге. Затем проект уходит на доработку.

Презентация, как правило, проходит с вау-эффектом, но обязательно сразу же проговорить, что в реальности все так и будет, как нарисовано на бумаге — но, возможно, не сразу. Чтобы у людей не было завышенных ожиданий, важно сразу же четко проговорить, что получится реализовать в первую очередь с учетом выделенного лимита финансирования, а что — только спустя год или два.

Затем создается эскиз, рабочая документация. И здесь по-хорошему архитекторы и проектировщики должны идти в плотной связке, чтобы человек, который разработал концепцию, довел проект до завершения. К сожалению, зачастую на этапе разработки проектной документации теряется все: облик, отдельные конструкции, сама идея, а потом, когда проект выходит на стадию строительства, эти риски еще сильнее возрастают. Поэтому авторский надзор —  крайне важный момент, это крошечная статья расходов в общей смете, но это заметно снижает риски негативной обратной связи после завершения проекта. К тому же все время возникают ситуации, которые невозможно предугадать: например, неучтенное дерево, и приходится вместе с архитектором перечертить прямо по месту все узлы. Или поставщик малых архитектурных форм, который был утвержден в смете, исчез и необходимо срочно найти адекватную замену. Проектировщик отдал проект — и забыл, а у любого архитектора сердце болит, как его задумка будет воплощена в реальности.

«Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 3 «Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 4

Озеро Лебяжье. Татарстан

Следующий этап, пожалуй, самый сложный и проблемный, — стройка. Не во всех городах подрядчики в принципе имеют опыт проведения работ по современным стандартам благоустройства и слабо себе представляют, «что такое хорошо». Поэтому главным образом воспитывать приходится именно подрядчика. Чтобы все понимали уровень ответственности — от руководителя до разнорабочего. Этому учатся на крови всех участников процесса. К примеру, недавно мы делали сложную бетонную площадь, и чуть не сорвали сроки, потому что подрядчик спорил, что сможет без топографической съемки уложить на рельефе бетонные карты. Не получилось, пришлось переделывать — снести 70% уложенного бетона и перезаливать. Это была цена опыта.

Здесь важен и авторский надзор, и постоянный контроль со стороны службы заказчика, причем и тех, кто отвечает за финансирование проекта, и тех, кто в дальнейшем будет курировать и развивать эту территорию. Вообще правильно, чтобы организация, которая будет в дальнейшем заниматься содержанием парка, с самого начала участвовала в разработке проекта реконструкции, потому что здесь есть множество тонких моментов, которые необходимо изначально учесть: и антивандальность конструкций, и простота уборки территории, сразу же предусмотреть автополив, точки питания и так далее.

И заключительный этап предусматривает некую рефлексию: хорошо бы спросить у людей, что получилось, а где надо докрутить. Всегда стоит оставить свободный резерв территории, не стремиться провести благоустройство «раз и навсегда», потому что поколения сменяют друг друга, меняются предпочтения людей.

«Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 5 «Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 6

Пляж «Камское Море» в Лаишево

Кто является заказчиком проекта благоустройства территории? Всегда ли это конкретная персона в виде главы города, района или администрации парка, или же это может быть в том числе и пул инвесторов, которые имеют свой интерес?

— Сложный вопрос. На самом деле строительство общественного пространства — это всегда командная работа. В некотором смысле даже гораздо более командная, нежели при возведении многоэтажного жилого дома. Заказчиком всегда выступает муниципалитет, каким бы не было финансирование — муниципальным, региональным или федеральным. И ответственным за реализацию на местном уровне выступает город. В команде сопровождающих проекта, которые отслеживают качество реализации, ход финансирования, обязательно должен быть главный архитектор города — никто не отменяет необходимости согласования проекта с городским управлением архитектуры и градостроительства. Если речь идет о благоустройстве природного парка, особо охраняемой природной территории, разумеется, в команду включаются специалисты министерства экологии. И если подрядчик вдруг беспределит, специалисты эти моменты отслеживают, и нарушителю грозит административная, а в ряде случаев и уголовная ответственность. Если на территории выявлены объекты культурного наследия, подключается министерство культуры.

По поводу участия бизнеса — в разных регионах ситуация, конечно, складывается по-разному, есть несколько типов партнерства при проектировании общественных пространств. Если у того или иного инвестора уже есть коммерческая недвижимость на территории, с ним прорабатывается эскизный проект, чтобы архитектурный ансамбль смотрелся гармонично. В случае, когда будущие инвесторы известны, создается концессия, выделяется участок под аренду, муниципальный заказчик проводит электричество, канализацию, а потом расторговывает участки. Плюс в том, что объект в этом случае уже обеспечен всеми необходимыми инженерными коммуникациями, на территорию заходит хороший арендатор.

Бывает, что инвесторы инвестируют крупные денежные суммы в реконструкцию парка. К примеру, в Татарстане завод пожертвовал 250 млн руб. на реализацию проекта по восстановлению озер, которые исторически находились на закрепленной за предприятием территории.

Есть вариант, когда инвестор берет в аренду парк под развитие, согласует с администрацией муниципалитета проект, вкладывает собственные средства в благоустройство общественного пространства. Яркий пример — глава компании DNS Дмитрий Алексеев, который взял в аренду парк Нагорный во Владивостоке и создает полноценное общественное пространство.

«Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 7 «Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 8

Пляж «Камское Море» в Лаишево

А если предприниматель уже владеет, к примеру, рестораном на территории парка — как побудить его разработать новый проект в едином стиле: он и так неплохо живет, используя трафик?

— Это решают переговоры. В крайнем случае выдвигаются судебные требования привести объект в надлежащий вид.

Не секрет, нередко объекты в общественных пространствах построены с серьезными нарушениями, без сетей, без канализации, и земля приватизирована с нарушениями. И город может закрыть на это глаза, если собственник идет на диалог и выражает готовность привести все в соответствие с новой концепцией. К счастью, современный бизнес уже понимает выгоду красивого и гармоничного визуального облика. Люди уже не пойдут в кафе, если это страшный барак. К тому же город может построить конкурирующее заведение в том же парке.

Хорошо, теперь вопрос про сроки реализации проекта: есть какое-то минимальное и максимальное время?

— Все зависит от бюджета. Оптимальный шаг — это год. С января по сентябрь — самый короткий отрезок, за который можно разработать концепцию, подготовить всю документацию и провести благоустройство. Есть же масса юридических нюансов, связанных, к примеру, с проведением торгов, — минимум два месяца на это придется вычесть. Можно, конечно, запараллелить некоторые процессы, но все же есть определенный порядок вещей.

Проведение торгов при проведении благоустройства общественного пространства — невидимая, скрытая от посторонних глаз война. Некоторые строительные компании и проектные бюро намеренно демпингуют, чтобы зайти в проект и бросить его на полпути. И город остается в патовой ситуации. Бесконечные судебные тяжбы. И в большинстве случаев приходится оплачивать недобросовестному подрядчику тот кусочек, который сделан, заново проводить торги и начинать с нуля фактически. И мы, как муниципальный заказчик, остаемся в дураках.

«Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 9 «Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 10

Игнатьевский сквер во Владивостоке

Есть ли способ избежать этих рисков или, во всяком случае, снизить их?

— В какой-то мере спасает только предельно четко, жестко прописанное технического задание, где учтены даже мелкие детали, к которому обычно прикладывается архитектурная концепция. Есть еще ряд процедур по антидемпингу, которые позволяют вовремя отследить, что та или иная компания попросту роняет закупку, и пресечь это.

ФЗ-44 — конечно, всем как заноза. Главный аспект, что если экспертиза установила, что стоимость проведения работ по благоустройству именно такая, то как она в процессе торгов может снизиться на двадцать, а то и тридцать процентов? Значит, где-то точно идет понижение по качеству. И сегодня это главная проблема, которая пока никак не решается.

Еще важный момент: когда речь заходит о благоустройстве, все почему-то часто забывают, что есть смежные вещи. Например, вдоль территории парка проходит канализация, капитальный ремонт которой по планам будет проводиться через четыре года. Сделать благоустройство, а через четыре года снова раскопать все — нелогично, согласитесь? И курирующие проект управления муниципалитета должны не конкурировать, не перекладывать ответственность на чужие плечи, не перекидывать бумаги, а договариваться. В данном конкретном случае — пересмотреть приоритеты и перенести ремонт сетей на этом участке на ближайший год. Или ливневку обновить, или, к примеру, зная, что недостаточно электроснабжения, усилить этот момент, поставить на границе участка еще одну трансформаторную будку. Вот эта важная связка, к сожалению, становится нередко камнем преткновения.

Иногда, когда люди не видят системной работы на объекте в течение первых месяцев после проведения торгов, возникает ошибочное мнение, что контракт расторговали и деньги ушли непонятно куда. А там идет большая работа смежников: канализация, сети, и только потом заходит на территорию подрядчик по благоустройству — все вынужденно друг друга ждут, это процесс последовательный.

Понятно, что бюджет, который выделяется на благоустройство, вовсе не безграничный, поэтому важно не размазать его тонким слоем, как часто бывает, а сфокусироваться на конкретных задачах. Не ставить целью отсыпать абсолютно все дорожки большого парка, а начать, к примеру, с входной зоны, дойти до ядра парка, сделать детский городок или площадку для проведения спортивных мероприятий. И тогда, даже если реконструкция парка еще не завершена, появляется некий аттрактор, который побуждает жителей проводить свободное время в обновленном общественном пространстве.

Нередко при проведении торгов приоритет отдается местным подрядчикам. Всегда ли это правильная политика?

— Если речь идет о строительно-подрядных работах, и в регионе есть сильные местные компании, то будет логично, если контракт достанется им: люди здесь, затраты здесь, налоги здесь. А вот, к примеру, производители малых архитектурных форм могут быть выбраны как среди российских поставщиков, так и среди зарубежных. И есть еще такой момент: к примеру, те же детские площадки крупных отечественных производителей, которые установлены во всех дворах, детских садах и в маленьких скверах, уже стали настолько привычным, не фискируемым глазом элементом городского пейзажа, что архитекторы, которые стремятся внести в проект что-то особенное, отличное, вынуждены искать альтернативу. Так что, думаю, поставщикам здесь стоит отнестись с пониманием: не может же детский городок в главном парке быть просто увеличенной копией игровой площадки во дворе.

«Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 11 «Торги по благоустройству парков — невидимая, скрытая от посторонних глаз война» 12

Игнатьевский сквер во Владивостоке

Как вообще происходит оценка архитектурных и строительных решений? За кем решающее слово?

— Должно быть несколько цензоров. В первую очередь — конечно, главный архитектор города, который отвечает за архитектурный облик города. Вторым звеном — и я считаю, что это тоже правильно, — являются смежные структуры: экология, культура. И сами горожане, конечно, тоже оценивают проект, и если идет полное отторжение идеи, архитекторы должны предложить что-то другое. Людям должно нравиться — это среда, в которой им предстоит жить, поэтому протолкнуть какую-то психоделическую картинку точно не удастся. Если это имиджевые вещи, статусные, приглашается международное жюри, которое принимает коллегиальное решение: да, это что-то новое для города.

Не всегда это проходит гладко: на первых порах в Татарстане проекты благоустройства иногда приходилось воплощать чуть ли не вопреки действиям местной администрации. Главы в малых городах в принципе не всегда осознавали важность общественных пространств. Плюс привыкли самостоятельно принимать все решения: если, допустим, главе администрации нравятся фонтаны, то в сквере будет фонтан, и плевать, что это давно уже не является ценностью в глазах жителей города. Молодые архитекторы, которые занимаются общественной средой, лучше чувствуют тренды. Взрослые, опытные управленцы, которые двадцать лет руководили городом, с трудом учились выслушивать мнение архитекторов, которые им казались мальчишками. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.