Меню

«Заводы из Челябинска придется переносить через 5-10 лет. Мы решаем проблему или нет?»

Росприроднадзор и Минэкологии допускают, что опасные производства из южноуральской столицы придется переносить. Однако этот процесс в Екатеринбурге, например, прошел не так уж и позитивно,считают они.

Южноуральский Росприроднадзор и Министерство экологии рассматривают перенос заводов из Челябинска как вариант избавления города от выбросов. Однако такой путь представители ведомств считают радикальным и преждевременным.

Перенос заводов означает, что природоохранные ведомства вообще не работали с проблемой. Либо предприятие подходило к ней путем замазывания и замалчивания. Но, несмотря на то, что перенос экономически нецелесообразен, если мы и дальше не будем решать экологические проблемы, сторонников переноса будет больше. Тогда нам придется принять это решение. И заплатить за него намного больше. Еще 5-10 лет, если мы не будем заниматься этими вопросами, выхода не будет. Граждане обоснованно требуют высокого качества воздуха. И сейчас стоит вопрос: мы будем решать эту проблему или не будем?  заявил руководитель регионального Росприроднадзора Виталий Курятников на съемках передачи «Час Полит».

У властей нет задачи перенести заводы, на одной территории должно быть комфортно и производствам, и населению, сообщила и.о. министра экологии Челябинской области Яна Куприкова. Для этого необходимо создавать экономические условия для промышленников, а экологические  для граждан.

Читайте также: ЧЭМК и «Мечел» заплатят? Для очищения воздуха Челябинску понадобится 80 млрд руб.

Мы знаем пример Екатеринбурга, где вынесли часть предприятий. Но общаясь с коллегами из Свердловска, мы узнаем: сейчас город двинулся в сторону этих предприятий. То есть заводы уехали, и граждане поехали следом за своими рабочими местами. Но есть и положительный опыт, например, ММК. Он строит новую аглофабрику за чертой города. Вынос за черту населенного пункта положительно скажется на качество переноса,  отмечает Яна Куприкова.

Сейчас в приоритете у природоохранных ведомств не перенос, а работа над снижением выбросов на 30 % до 2020 г. О том, что необходимо провести соответствующие экологические мероприятия, заявил в «майских» указах Владимир Путин. В документах Челябинск и Магнитогорск выделяются отдельно вместе с другими 10 городами  там избавляться от выбросов будут быстрее всего.

Упоминание в указе президента  это посыл и региональным, муниципальным властям о том, что федеральные власти видят остроту проблемы. А с другой стороны, это заявленное обязательство федеральных властей: они будут не только смотреть за ситуацией, но и помогать решать эту проблему,  отмечает директор челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов.

Однако не стоит рассчитывать на то, что за два года можно изменить технологии производства, добавляет эксперт. Поэтому «речь идет о каких-то экстренных мерах с достижением быстрого эффекта». Коллегу дополняет политолог, директор информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексей Ширинкин. Эксперт уверен, что Путин особенно выделил в указе Челябинск и Магнитогорск из-за экологических протестов, информация о которых дошла до Владимира Путина.

Челябинск в федеральной карте регионов горит красной лампочкой как регион проблемный, в том числе, потому что здесь есть политические риски, проистекающие из-за экологического неблагополучия. Люди беспокоятся, и ради них  а не ради природы власти решаются на улучшения. Все преломляется через призму человека. Вспомним статистику Госкомприроды 90-х годов, было не три, не тридцать, а 50 т выбросов в Челябинске. И это было нормально, это не было важной проблемой для людей,  отмечает Алексей Ширинкин.

Проблему экологического развития можно решить с помощью экономических изменений, добавляет руководитель «Монитора». В частности, городу нужна «диверсификация моноотрасли».

Да, мы — металлургический регион, но мир развивается. И сегодня металлургия дает нам кусок хлеба, а завтра — не факт, что это будет так. И можно будет поставить крест на нас как на успешном регионе.  Мы ждем, что стратегия развития области включит в себя и более серьезное отношение к диверсификации, развитию малого бизнеса и уходу в новые сферы экономики,  считает эксперт.

Так, если ЧЭМК, «Мечел» и другие опасные производства превратятся в предприятия с высокотехнологичным оборудованием, экологическая проблема будет решена, отмечает политолог. В то же время протестные настроения южноуральцев немного угасли за последние месяцы, считает Сергей Зырянов. По данным РАНХиГС, если в 2015 г. проблема экологии была пятой «по степени остроты», в 2016 г. она попала на 1 место, а в 2017 г. уже переместилась на второе. Охлаждение информационного накала заметил и руководитель пресс-службы губернатора Дмитрий Федечкин.

Сейчас информационный накал сошел на нет. И даже последние митинги показывают по численности, что потихоньку накал уходит,  отмечает Дмитрий Федечкин.

Как ранее сообщал DK.RU, Челябинская область признана регионом со слабой социально-политической устойчивостью. Аналитики фонда «Петербургская политика» опустили позиции региона в рейтинге на 0,2 балла за месяц. Теперь Южный Урал набирает всего 4,7 балла из максимальных 10. Среди негативных факторов, которые бьют по устойчивости региона, аналитики называют продолжение массовых экологических митингов.