Меню

Зарплатные проекты: «принудиловка» или часть соц­пакета?

Зарплатные проекты существенно облегчают жизнь работодателя— для многих это уже давно не откровение. Тысячи предприятий в области смогли убедиться в этом на собственном опыте1. Плюсов, действите

Зарплатные проекты способны приносить выгоду не только работодателям, но и сотрудникам, только вот вторые нередко принимают подобные нововведения в штыки. Чтобы избежать вспышек недовольства, руководству не мешало бы продвигать «пластик» как элемент соцпакета и доходчиво объяснять персоналу все заманчивые возможности карт. К такому выводу пришли участники очередного заседания «Дискуссионного клуба», организованного «ДК» совместно с банком «ЮниКредит».

Участники
Алексей Ачимов
начальник отдела пластиковых карт банка «Резерв»
Павел Аюпов
руководитель группы продаж банка «ЮниКредит»
Ирина Байдина
генеральный директор сети салонов «SIMфония»
Юлия Бочкарева
руководитель направления аптечной сети «Рифарм»
Александр Бреславский
руководитель отдела развития карточных продуктов Челиндбанка
Евгений Затепякин
директор по распространению «Телесемь-Челябинск»
Любовь Неверова
директор Школы менеджеров Южно-Уральской коллегии консультантов
Игорь Нохрин
начальник отдела по работе с финансовыми институтами филиала ЗАСО «ЭРГО Русь» в Челябинске
Татьяна Смирнова
директор компании «Аэровектра»
Любовь Юркова
начальник отдела платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по Челябинской области

Зарплатные проекты существенно облегчают жизнь работодателя— для многих это уже давно не откровение. Тысячи предприятий в области смогли убедиться в этом на собственном опыте1. Плюсов, действительно, хватает. Бухгалтерия избавляется от мороки с наличными, сумма зарплат не разглашается, а их начисление происходит день в день. В итоге компания экономит не только время и силы, но и деньги, в частности, на инкассации и охране.
Для сотрудников перевод зарплаты на пластиковую карту тоже удобен: не нужно прятать купюры «под матрас», а в случае потери или кражи карточки деньги на счету все равно сохранятся. Кроме того, обслуживающий банк более лоялен к таким клиентам и готов предоставить им некоторые льготы (например, пониженные ставки по кредитам). Но несмотря на это, внедрение безналичных расчетов по заработной плате далеко не всегда проходит гладко. К примеру, как рассказала на встрече «Дискуссионного клуба» начальник отдела платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по Челябинской области ЛЮБОВЬ ЮРКОВА, их учреждение перешло на зарплатный проект лишь в 2008 г. До этого в течение долгих пяти лет пришлось упрашивать и убеждать персонал в том, что такая система будет всем только на пользу.

К расчетам по карте нужно привыкнуть
Чем же пугает зарплатный проект? Один из участников клуба предположил, что все дело в привычке: многим людям просто некомфортно держать в руках пластик вместо настоящих купюр. Другой распространенный страх: деньги «неизвестно где» и их могут украсть! То, что банки предлагают такую услугу, как sms-информирование о движении средств на картсчете, утешает не на 100%. Услуга платная, и не все ею пользуются. «У нас в компании такой сервис есть только у одного сотрудника. Это очень ценный человек! Весь коллектив ходит к нему с вопросом: ну что, зачислили?»— поделился примером из жизни директор по распространению «Телесемь-Челябинск» ЕВГЕНИЙ ЗАТЕПЯКИН, вызвав в зале веселое оживление. По откликам «да-да» среди присутствующих стало понятно, что картина знакома многим.
Но не только это, как оказалось, может подпортить удовольствие от общения с пластиком. Эксперты посетовали на волокиту, которой грешат некоторые банки. «У нас был очень негативный опыт, когда личный менеджер не был готов быстро помогать нашим работникам: ушел на обед, закончился рабочий день, что-то еще. А у персонала есть «замечательная» привычка весь негатив тут же перекладывать на работодателя, как будто это он виноват, что банкомат зажевал карту, выдал не ту сумму и т.п.»,— указала на недостатки директор Школы менеджеров Южно-Уральской коллегии консультантов ЛЮБОВЬ НЕВЕРОВА. Ее тут же поддержала руководитель направления аптечной сети «Рифарм» ЮЛИЯ БОЧКАРЕВА, заметив, что обратная связь— очень болезненный вопрос: «У меня смена работает с 8 утра до 10 вечера. В 15-минутный перерыв девочки побежали в банкомат снимать деньги, и если что-то не так, до конца рабочего дня они говорят только об этой проблеме!»
Присутствующий в числе экспертов руководитель группы продаж банка «ЮниКредит» ПАВЕЛ АЮпОВ резонно заметил: нужно более тщательно выбирать обслуживающий банк. Тогда кто должен участвовать в выборе? Участники клуба подчеркнули: ситуация, когда это делают работники компании, встречается не часто. Как правило, начальство особо не церемонится и сажает сотрудников «на пластик» волевым решением. Но как при этом заинтересовать народ? «Дополнительным кредитованием, возможностью копить деньги и пользоваться услугами банка-партнера»,— перечислила «приманки» генеральный директор сети салонов «SIMфония» ИРИНА БАЙДИНА. Еще у некоторых банков есть такая программа лояльности, как карта скидок, добавил Павел Аюпов. Другим хорошим аргументом, по его словам, может стать развитая сеть банкоматов: «У нас, к примеру, их 19 тысяч— в 17 странах Центральной и Восточной Европы. И при этом везде одинаковые тарифы, то есть если человек снял деньги в нашем банкомате, который находится в Европе, комиссию он платить не будет, как и в России».
«А для нас главным при выборе было наличие интернет-банка»,— присоединилась к дискуссии директор компании «Аэровектра» ТАТЬЯНА СМИРНОВА. «Ничего себе, какие продвинутые!»— удивился кто-то из участников. «Просто нашим сотрудникам некогда бегать по банкам, поэтому мы решили: пусть управляют картой, не отходя от рабочего места. Получили зарплату и тут же заплатили за садик, телефон или коммунальные услуги»,— пояснила г-жа Смирнова.
В определенный момент обсуждения присутствующие задались вопросом: а можно ли с помощью карты привязать сотрудника к компании? «В какой-то мере да,— откликнулся начальник отдела по работе с финансовыми институтами филиала ЗАСО «ЭРГО Русь» в Челябинске ИГОРЬ НОХРИН.— Например, карта Gold или Platinum может стать средством своеобразной мотивации для топ-менеджеров. Эти карты дают ряд преимуществ, но дороги в обслуживании». Любовь Неверова в свою очередь заметила, что сейчас зарплатный проект— это уже необходимое условие привлекательного предприятия, и его нужно использовать для расширения соцпакета работников: обо всех удобствах, которые дает пластиковая карта, нужно не забывать говорить вслух как можно чаще. Кроме того, компания, по ее словам, должна понимать, что при зарплатном проекте в документах фиксируются все движения по счету. Это значит, в случае трудового спора можно доказать, что деньги были перечислены в срок. Тогда больше не встанет вопрос, что подделана расчетка и «это не моя подпись». А это еще одна черта цивилизованного ведения бизнеса и дополнительный положительный штрих к имиджу предприятия.
С «пластиком» охотнее работают образованные люди
Во второй части заседания модератор клуба, директор агентства маркетинговых решений «МАКГрупп» ЮЛИЯ КУЛЬЧИЦКАЯ поделилась с участниками историей, с которой лично столкнулась восемь лет назад. На один крупный завод в области приехали представители банка и раздали всем пластиковые карты. Радости директора не было предела. Ведь раньше в день выдачи зарплаты на вахту вставала усиленная бригада охраны, чтобы удержать рабочих, рвущихся в винный магазин через дорогу. А после того, как деньги стали поступать на карту, уже никто никуда не бежал. «Все бы ничего, но добрый банк спустя три месяца поставил на проходной банкомат и праздник у директора закончился»,— грустно подытожила Юлия Кульчицкая.
Ее рассказ дал повод присутствующим порассуждать о безналичных расчетах. Любовь Юркова поделилась данными ГУ Банка России: в Челябинской области зарплату на «пластик» получают 1,5 млн человек. Однако при этом, как отметили в зале, ссылаясь на статистику, 87% операций по картам приходится на снятие наличных в банкоматах. Почему? «Потому что у нас даже в супермаркетах не всегда можно расплатиться картой: то связи нет, то еще что-то,— отреагировал начальник отдела пластиковых карт банка «Резерв» АЛЕКСЕЙ АЧИМОВ.— Мне однажды пришлось обежать шесть магазинов одной крупной торговой сети, но я так и остался без покупки. Там, где карту принимали, не было нужного мне товара, а там, где он был, наоборот, карту не приняли».
Его коллега по цеху, руководитель отдела развития карточных продуктов Челиндбанка АЛЕКСАНДР БРЕСЛАВСКИЙ, развивая тему, заметил, что некоторые магазины просто-напросто прячут терминалы под стол— не хотят безналичных расчетов. Но тут же он указал на другую сторону медали: умение обращаться с «пластиком»— это во многом вопрос менталитета. И привел в пример закрытый город Озерск, где процент расчетов по картам выше, чем в среднем по области, и составляет порядка 40%. Юлия Бочкарева тоже подметила территориальные отличия: «У нас в сети есть аптека, в которой 80% расчетов проходит через терминал. Эта аптека находится на Тополиной аллее. Сейчас похожую ситуацию мы наблюдаем на Салавата Юлаева. А вот, например, в Ленинском районе или на ЧТЗ количество расчетов по картам невелико».
Людям элементарно не хватает финансовой грамотности, сделали вывод участники дискуссии. Многих и вовсе отпугивает общение с техникой. Как с этим бороться? Нужно обучать персонал, заметила Любовь Неверова, рассказав, что в сети «Дикси», где она когда-то работала директором по персоналу, для всех новичков был даже отдельный блок: «использование пластиковой карты». «Мы вынуждены были сделать это, потому что отдел персонала просто заваливали вопросами. Были случаи, когда люди умудрялись засунуть в банкомат сразу две пластиковые карты. Или одну карту, но не той стороной. Самое забавное, люди прилагали усилия, а потом спрашивали: как вытащить?»,— поделилась воспоминаниями Любовь Неверова, развеселив зал. Впрочем, эксперт тут же серьезно резюмировала: после того, как ввели систему обучения, походов в службу персонала стало меньше.
Пластиковой карте нужна яркая упаковка
Зачастую нежелание пользоваться «пластиком» идет от того, что люди противятся любому новшеству (та же история, например, случается при внедрении или CRM-системы), заметил Игорь Нохрин. «Пожалуй, в любом коллективе консерваторы составляют большинство. И если руководитель принимает резкое решение «Всё! Переходим на зарплатный проект», персонал это может принять негативно. Сознание людей нужно подготавливать, постепенно работать со страхами, объяснять— тогда и лояльность будет расти»,— посоветовал страховщик. «Все новое всегда настораживает, это нормальный инстинкт безопасности,— согласился Павел Аюпов.— Именно поэтому представители нашего банка выезжают на предприятия и непосредственно общаются с коллективом».
Следом подключился к разговору Александр Бреславский и поведал о 10-летнем опыте выездов на предприятия: «Всегда все проходило «на ура», даже когда однажды пришлось выступать в ГУИН перед большим залом офицеров. Живое общение гораздо лучше. Может, у людей и были какие-то подозрения, но потом они видят: хороший банк, работать можно» «А о чем рассказываете на выездах?»— поинтересовались в зале. «Объясняем, как пользоваться карточкой, какие случаи могут быть. Люди могут и не предполагать какую-то ситуацию, но мы по опыту знаем, что кто-нибудь из них в нее обязательно попадет»,— ответил г-н Бреславский.
Между тем Юлия Бочкарева решила взглянуть на проблему с другой стороны. По ее предположению, идею перехода на «пластиковые» зарплаты персонал зачастую встречает в штыки потому, что плюсы, в отличие от минусов, не очевидны. «Чтобы быстрее пройти интервал от непонимания до лояльности, я бы предложила банкам продавать эту услугу в красочной упаковке. Посмотрите, какие сопроводительные буклеты у сотовых телефонов! Яркие, со счастливыми лицами на фотографиях, которые готовят наше сознание к тому, что мы будем пользоваться телефоном с радостью. И вот пока банки не начнут «пластик» продавать таким же образом, наши сотрудники и будут воспринимать его как тяжкую повинность»,— заключила Юлия Бочкарева. А Ирина Байдина заметила другой возможный ключик к сердцу сотрудника: «В каждом зарплатном проекте банк должен увидеть клиентом не только предприятие, но и каждого работника и как можно чаще информировать его о новых возможностях карт». Тогда и отношение клиента к «пластику» изменится в гораздо лучшую сторону, резюмировали эксперты.

1 По данным ГУ Банка России по Челябинской области, на 1 октября 2010 г. более 11 тыс. предприятий региона заключили договоры на зарплатный проект с 43 кредитными организациями.