Меню

Только треть муниципалитетов Южного Урала нашли места ларькам и павильонам

К сотрудничеству с владельцами нестационарных торговых точек готова лишь треть муниципалитетов. Больше всего нарушений с оформлением в Челябинске, Миассе, Магнитогорске и Аргаяшском районе

Согласно постановлению правительства Челябинской области, муниципалитеты обязаны разработать и утвердить схему размещения и эксплуатации киосков, ларьков, палаток, павильонов и других временных нестационарных объектов с указанием их целевого назначения. Этот документ позволит определить свободные места для открытия нестационарных торговых точек на территории населенных пунктов и стимулировать развитие местной территории.

Однако как рассказала на заседании экспертного совета при региональном бизнес-омбудсмене и.о. начальника регионального управления ФАС Наталья Сапрыкина, органы местного самоуправления при формировании схемы и рассмотрении обращений предпринимателей часто нарушают закон, устанавливая дополнительные административные барьеры. В частности, не включают в схему карту и точные адресные ориентиры, позволяющие определить местоположение нестационарного объекта.

«Предпринимателю невозможно понять, где он может поставить торговую точку. Открытости в этой сфере мы не наблюдаем. Более того, муниципалитеты даже без соответствующих предпринимательских обращений вносят изменения относительно специализации НТО, что может привести к нарушению их прав. Например, до августа в схеме могут значиться «цветы», а с ноября – «промышленные товары». И что делать владельцу точки в таких условиях? Менять бизнес?» – недоумевает Наталья Сапрыкина.

По ее словам, больше всего таких нарушений в Челябинске, Миассе, Магнитогорске и Аргаяшском районе. Кроме того, чиновники необоснованно отказывают предпринимателям во включении в схему из-за «достижения минимально допустимого количества торговых объектов на территории муниципального образования» и в целом затягивают составление этого документа.

Такой подход, по мнению уполномоченного по правам предпринимателей Южного Урала Александра Гончарова, серьезно подрывает позиции Челябинской области в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов.

«Еще год назад институт бизнес-омбудсмена, прокуратура Челябинской области, УФАС и другие ведомства разработали типовой порядок размещения НТО, который мог стать руководством к действию. Однако только 13 муниципалитетов из 43 воспользовалось данным порядком. Остальные, вероятно, ждут, когда изменится федеральное законодательство. Я призываю органы местного самоуправления посмотреть, как можно сделать эти схемы предельно ясными для бизнеса. Не надо забывать, что от нашего отношения к самому мелкому бизнесу зависит репутация всего региона в плане инвестиционной привлекательности», – подчеркивает Александр Гончаров.

Добавим, нормативные документы о размещении нестационарных торговых объектов предусматривают создание конкуренции малого бизнеса с торговыми сетями и обеспечение присутствия местных товаропроизводителей в розничной торговле. Согласно им, не менее 60% площади для нестационарных объектов должны занять торговые точки субъектов малого и среднего предпринимательства.

По итогам заседания органам местного самоуправления рекомендовано привести схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями законодательства Челябинской области. После утверждения схемы опубликуют на официальных сайтах муниципалитетов и направят в минэкономразвития региона.

Автор: Дарья Невзорова