«Состояние тяжелое, но стабильное». Как машиностроители Челябинска хотят обхитрить кризис
Кризис ударил по машиностроению, но предприятия стараются минимизировать это влияние и ищут новые способы увеличить объем производства и продаж. "ДК" выяснил, получается ли компаниям сделать это.
Правительство Челябинской области объявило о создании регионального Фонда развития промышленности, в котором много внимания будет уделяться машиностроению. Машиностроители пока не надеются на помощь власти, а стараются сами себя вытянуть из трясины кризиса.
В следующем году минэкономразвития региона планирует создать Фонд развития промышленности, благодаря которому предприятия в будущем смогут получать льготные заемные средства и субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам. Кроме того, в рамках поддержки отечественного машиностроения, в сентябре в правительстве Челябинской области была принята программа по импортозамещению.
«В рамках программы с 2016 года планируется субсидирование процентных ставок предприятиям, которые будут заниматься модернизацией и созданием импортозамещающей промышленности. Порядок предоставления субсидий сейчас разрабатывается», - рассказывает начальник управления секторов экономики Министерства экономического развития Челябинской области Константин Пыханов.
Этих мер пока недостаточно, чтобы поддержать машиностроение региона. Сегодня в отрасли машиностроения работает около 100 предприятий. Это и крупный и средний бизнес. Отрасль находится в достаточно тяжелом положении – не хватает оборотных средств, квалифицированных кадров, заказов. Кризис сильно ударил по предприятиям области.
«Мы работаем в нескольких отраслях машиностроения, в большинстве – резкое падение объемов. Объёмы производства грузовых магистральных вагонов уменьшились до 47% по сравнению с прошлым годом, объёмы производства грузовых автомобилей - до 77%», - описывает вкратце ситуацию исполнительный директор ПАО ЧКПЗ Олег Прокин.
По его словам, большая проблема сейчас для машиностроителей – это дебиторская задолженность.
«Ситуация с неплатежами достаточно серьёзная. Денег в стране стало значительно меньше. «Уралвагонзавод» уже на протяжении полутора лет должен нам 18 млн рублей, «Курганмашзавод» - 70 млн. Со многими из бывших заказчиков сегодня ведутся суды по взысканию денежных средств», - рассказывает Олег Прокин.
Кроме этого, рост ключевой ставки повлек за собой целый ряд проблем. Так, ЧКПЗ за последние несколько лет на модернизацию производства привлек много кредитных средств, и рост ключевой ставки сказался на этих кредитах – только из-за этого завод потерял около 100 млн руб. Недоступность кредитных ресурсов и нежелание самих банков сотрудничать с предприятиями региона делает ситуацию еще более критичной.
«Машиностроительная отрасль переживает нелёгкие времена: прыгает курс рубля, кредитные ресурсы весьма дороги, денег нет. В таких условиях идёт речь не о развитии, а лишь о выживании!», - резюмирует председатель совета директоров «Завод точного литья» Владимир Перезолов.
Хотя не все придерживаются той точки зрения, когда машиностроительным предприятиям остается только выживать. Многие машиностроительные компании смогли сохранить объемы производства благодаря ряду антикризисных мер.
«Чтобы сохранить объёмы собственного производства, мы занялись освоением новых уникальных технологий производства и новых рынков сбыта (таких как аэрокосмическая отрасль и атомная энергетика), обучением сотрудников, автоматизацией труда. Благодаря перечисленным мерам, несмотря на сокращение объёмов производства, мы пока не теряем в денежном выражении», - отмечает г-н Прокин.
Другие компании делают упор на локализации производств, новых для региона и даже для России. Так, завод «Прайд» освоил производство асфальтобетонных заводов. Компания расширяет географию сбыта – сейчас вышли на Крым:
«Нас очень порадовал Крым: наше предприятие получило от полуострова обратную связь: уже поставлено первое оборудование, подписаны контракты с разными компаниями», - рассказывает директор по развитию завода «Прайд» Владимир Романов.
Не снизили объемы реализации продукции и ГК «Уралкран». По словам директора ТД «Уралкран» Егора Горюнова, компании удалось подстраиться под новую экономическую ситуацию:
«Мы начали развивать новые сервисные продукты, программу модернизации, программу кооперационного кластерного сотрудничества внутри нашей области и смежных областей. Благодаря поддержке Минэкономразвития, удалось попасть в ряд федеральных проектов».
Лучше всех себя чувствуют предприятия, связанные с оборонно-промышленным комплексом. Например, НПО «Электромашина» относится к предприятиям оборонопромышленного комплекса. Учитывая, что обороноспособность страны - одна из ключевых точек правительства, предприятие не потеряло в период кризиса объёмов производства и продаж.
«Нам удалось войти в Федеральную целевую программу правительства РФ по развитию оборонопромышленного комплекса до 2020 года и мы получаем необходимую поддержку», - поясняет директор по общим вопросам АО НПО «Электромашина» Владимир Решетников.
Но оборонка - это лишь одно из направлений в машиностроении. И пока предприятия всеми силами стараются минимизировать влияние кризиса. Но от поддержки со стороны власти не отказываются – в этой связи региональный Фонд развития промышленности придется кстати.