Меню

Предприниматели Челябинска рассказали, что нужно для идеального бизнес-климата

Представители местного бизнеса рассказали, чего они ждут от власти, какая она – идеальная среда для предпринимателей, и от чего зависит реализация успешного проекта в Челябинске.

В марте «Деловой квартал» провел читательский совет на тему «Инвестклимат Южного Урала: субтропики или пустыня?», где представители бизнес-среды описали основные проблемы, которые мешают развиваться.

Эллина Депершмидт, руководитель «Металлоцентр»

У нас никто не осведомлен о тех мерах поддержки, которые предлагают власти. Я случайно  узнала, что у нас есть возможность бесплатно получить МВА, либо отправить студентов бесплатно уехать за рубеж на учебу. Если рассматривать состояние бизнес-климата в регионе, стоит посмотреть на малый и средний бизнес. У нас система делает так, чтобы люди не получили свои доходы. Никто не идет навстречу. Я была на семинаре «Деловой России» по налогообложению, где открыто говорилось, что правоохранительные органы, налоговые органы и пр. будут делать все, чтобы забрать максимум денег от вашего проекта. Другой вопрос бизнес-климата – среда для жизни. Бизнесу нужны квалифицированные кадры, но чтобы их здесь оставить, надо создать условия нормального уровня. Любой здраво рассуждающий человек не будет здесь жить. У меня два сына, и я не хочу, чтобы они оставались тут, потому что мне важно, чтобы они нормально дышали, получали хорошее образование.

Игорь Кравченко, «Милком-инвест»

Кроме благоприятной среды для бизнеса, очень важно создавать среду для отдыха. Например, нам набила оскомину история с московскими велосипедными дорожками. Но она показательна. Эти дорожки по сути там никому не нужны, но это одно из условий от делового сообщества, чтобы Москва стала финансовым центром. Это важная имиджевая составляющая.

Второй момент: чем мы отличаемся от других регионов?  У нас тот же набор преференций, но проблема в том, что многие просто не в курсе, какую они поддержку могут получить: начиная с бизнес-инкубатора, заканчивая финансированием своего сайта из областного бюджета.

Третий момент: все области твердят одно и то же: у нас географическое положение выгодное, у нас кадры хорошие и рабочие ресурсы, у нас развитая промышленность. Однако почему в Татарстане такая благоприятная среда? Потому что на любое федеральное финансирование они первые стоят в очереди. Почему Калужская область так знаменита своим подходом к бизнесу? Потому что глава региона раздает свой сотовый телефон бизнесменам и потенциальным инвесторам. Задача чиновника – притащить сюда деньги, но пока подобной активности от наших властей незаметно.

Вместе с тем, в регионе есть примеры успешных инвестиций, которые меня вдохновляют. Это проекты АК «Чурилово», ГК «Уралкран» и ЗАО «Конар». Мы все находимся в одинаковых условиях, но кто-то опускает руки, а чей-то проект выстреливает. Важный вопрос для бизнеса - в лидере, в команде и умении воспользоваться ресурсами.

Андрей Коршунов, коллегия адвокатов «Экономическая»

Я не понимаю ситуацию, когда бизнес начинает просить у государства денег. Смотрю по своим клиентам – у нас нет ни одного, который бы пользовался какими-то субсидиями и пр. Отношения с государством могут быть лишь такие – бизнес платит налоги, а государство за это предоставляет четкие и понятные правила игры. Если вы сегодня входите в долевое строительство, рассчитываете, что у вас цена за дом будет примерно одна, начинаете строительство – а потом вдруг материалы резко вырастают в цене, цена дома резко уже другая. А вы должны рассчитаться с дольщиками, где-то взять деньги. Как можно вести бизнес при этом? У американцев есть понятие «транзакционные издержки» – туда входит все – и нестабильность законодательства, и непредсказуемость решения судов, откаты и пр. У нас эти издержки слишком высоки. При таких затратах кто будет вообще вести бизнес здесь? Деньги как вода – они перетекают с сумасшедшей быстротой туда, где могут размножаться  с большей скоростью и с меньшими издержками.

Надо просто стабилизировать нагрузку на бизнес. Например, запретить на 10 лет изменения в налоговую систему. Почему нет в России долгосрочных инвестиций? Потому что никто не верит, что завтра это все не заберут. Говорят, правительство сегодня не знает, чем помочь предпринимателям. Не трогайте просто ничего, не сделайте хуже, чем есть.

Сергей Карташов, коммерческий директор «Аскон-Урал»

Три-четыре года назад в России стали все больше говорить об информационной безопасности. Мы вошли в достаточно крупный государственный проект, создали продукт на деньги, выделенные по целевой программе. Но возник вопрос правообладания – кому принадлежит продукт? Тому, кто разработал или выделил деньги? Для нас ответ на этот вопрос является стратегическим. Потому что если правообладание уйдет государству, то наш бизнес будет нежизнеспособен. Это является неким тормозом для развития, и мы даже серьезно раздумываем над тем, чтобы отказаться от еще более крупного проекта – это два-три нашего годового оборота.