В ближайшие три-пять лет россияне будут все реже ходить в магазины и все чаще заказывать доставку товаров на дом. Как искусственный интеллект отразится на ритейле и когда исчезнут очереди на кассах?
О том, как изменятся торговые сети и потребительские привычки, в интервью DK.RU рассказал Вадим Капустин, директор по стратегическому планированию, большим данным и инновациям X5 Retail Group.
Какое отношение инновации имеют к ритейлу? Допустим, я как десять лет назад ходила в магазин, чтобы купить молоко и хлеб, так хожу и сегодня. Изменится ли что-то через десять лет?
— На самом деле ритейл является одним из локомотивов инноваций. Просто в отличие от технологических компаний, таких как Apple, Google или IBM, ритейл не слишком дизайнирует новые технологии. Инновации в ритейле, особенно в последние десять лет за рубежом и в последние пару лет в России, становятся неизбежностью и критическим фактором для движения вперед. Сильно возросла конкуренция. Если сегодня вы выйдете на перекресток оживленных улиц любого крупного города, будет три-четыре варианта, где купить то же самое молоко. Если сравнить среднее количество торговых площадей в пересчете на число жителей, то выше всего показатель в США, где на каждого жителя приходится в среднем 4 кв. м. На втором месте Франция — 1,5 кв. м, в странах Восточной Европы — около 0,9 кв. м, в России — 0,7 кв. м. Когда этот показатель перевалит за единицу, у ритейлеров не останется иного выхода, кроме как инвестировать в инновации. Это первый фактор.
Второй фактор — технический прогресс. Есть ощущение, что технологии, особенно в последние лет пять, развиваются с гигантским ускорением. В России сегодня тратится на НИОКР примерно 1% ВВП. Для сравнения — в США и Германии — около 3%, в Великобритании — 1,5%. Страна, которая лидирует по этому показателю — Южная Корея: почти 4% ВВП инвестируется в инновации. Зависимость от напряженности конкурентной среды понятная и очевидная. Есть такое понятие, как экстенсивный рост. Сегодня у достаточно большого числа отечественных ритейлеров по-прежнему есть возможность открывать новые магазины, заходить в новые регионы, расширять ассортимент и полочное пространство. Но в какой-то момент возможности для экстенсивного роста окажутся исчерпаны. И тогда инновации станут практически единственным способом выиграть в конкурентной борьбе. Мы к этому придем. Конечно, ситуация в разных регионах не гомогенная: в Москве, Питере или, может быть, даже в Екатеринбурге мы уже вплотную подошли к этой черте.
Наверняка российские ритейлеры ориентируются на опыт зарубежных игроков. Какие знаковые проекты появились в последние годы?
— Да, мы находимся уже в глобальной экономике, и то, что сегодня делает Amazon или AliBaba, будет влиять на российский ритейл напрямую. Несколько лет назад Amazon представила технологию, которая коренным образом меняет всю логистику в ритейле. Если сегодня вы представите обычный распределительный центр, то увидите огромное количество площадей, по которым ездят транспортировщики, перевозят палеты или боксы. В модернизированных РЦ робот сам забирает и доставляет товар. В РЦ 70% затрат — это люди, которые на машинках ездят из точки «А» в точку «Б». если заменить их на роботов, помимо сокращения финансовых затрат на зарплаты, это позволит существенно сократить площади РЦ, а значит, и арендную плату.
Кроме того, Amazon создал целую серию девайсов на платформе «Алекса», которая в ближайшие десять-пятнадцать лет имеет потенциал произвести революцию в ритейле. Это аналог Siri или российской Алисы. Свою систему разрабатывают Microsoft и китайские компании, и в ближайшее годы между ними развернутся горячие баталии. Все идет к тому, что мы будем общаться с искусственным интеллектом: задавать нормальным человеческим языком любые вопросы, и робот будет выполнять задания. Технология грозит разъединить торговые сети и покупателей, и это, конечно, неприемлемо.
Набирает силу и тренд омниканальности — сейчас вы идете в магазин, чтобы купить продукты питания, но через пять лет вы сможете покупку каких-то продуктов питания поставить на автомат: их будут доставлять на дом с регулярностью, допустим, раз в неделю. Или на ту станцию метро, где вам удобно забрать пакет. Омниканальность — это будущее. И сейчас все ритейлеры экспериментируют в этой сфере. Вот лишь один из примеров: внутри гигантских магазинов сети Walmart появились башни: покупатели оставляют заказ на сайте, затем указывают в киоске код и робот выкатывает тележку с товарами — и уже нет необходимости обходить все 20 тысяч квадратных метров торговых площадей. Все эти инновации появились буквально за последние два-три года.
В 2016 году компания Otto запустила первые грузовики без водителя — перевезла товар на расстояние 190 миль. И это тоже будущее: идет бурная автоматизация логистики.
Amazon Go — тоже новая концепция розничной торговли, которую живо подхватили игроки из Китая: это магазин без касс и очередей. Это, конечно, в определенной степени пиар-ход: кассиров действительно нет, но люди все равно нужны, чтобы как минимум выложить товары на полку. Конечно, все это еще эксперименты, невозможно заранее предугадать, что выстрелит, что придется по вкусу покупателям. В Китае запущен еще один интересный проект MobyMart — это магазин, который приезжает по вызову. Вы можете оставить заказ с помощью мобильного телефона и во двор вашего дома приедет целый магазин на колесах. Это пока тоже пиар-ход: логистические издержки невозможно заложить в наценку, проект явно убыточный. Но одного не отнять: китайцы быстрые — увидели новую концепцию и сразу пять-шесть стартапов раскатали.
То есть технический прогресс ведет к тому, что поговорка «хлеб за брюхом не ходит» совсем скоро станет совершенно неактуальной?
— Одна из ключевых проблем омниканальности в том, что при доставке на дом подавляющее большинство заказов приходится на вечер, после окончания рабочего дня, это серьезно увеличивает расходы. Walmart и Amazon решили опробовать другой подход: приобрели стартапы по созданию электронных замков, которые единоразово позволяют доставщику проникнуть в дом, причем оставить то же молоко не в холле, а поставить в холодильник. Понятно, что когда провели маркетинговое исследование, люди, которым по 50-60 лет, сказали: мы никогда на такое не пойдем. А среди 25-30 летних около 40% сказали: да, без проблем.
Насколько большой разрыв между мировым опытом и тем, что применяется в российском ритейле?
— По моим оценкам, российский ритейл отстает от мирового ну, может, года на три всего лишь. Причем с учетом больших инвестиций отечественных торговых сетей в венчурные фонды этот разрыв будет постепенно сокращаться. И есть конкретные проекты. Так, есть российский стартап, который разработал прототип умного зеркала: покупатель, не примеряя одежду, может прикинуть, как на нем будут смотреться разные вещи, и тут же оплатить товар. Полагаю, это появится в российских магазинах в ближайшие год-два.
Что уже сегодня покупатели могут увидеть в торговом зале?
— Многие торговые сети сегодня экспериментируют с кассами самообслуживания, с возможностью отсканировать штрих-код на товаре с помощью приложения на мобильном телефоне и сразу же оплатить его — также через мобильное устройство. Второй путь — установка считывающих сканеров на выходе из торгового зала. Многие покупатели уже сегодня пользуются возможностью бесконтактной оплаты. Но большинство инноваций, конечно, пока не видны рядовым покупателям — они внедряются в технологические процессы торговых сетей и позволяют сокращать издержки, а значит, снижать и стоимость товара на полке.
Открытое интервью в рамках II медиа-форума Ассоциации компаний розничной торговли в Екатеринбурге записала Ульяна Бисерова, DK.RU