Меню

Подкуп врачей, борьба за квоты, травля: к каким крайностям прибегают клиники Челябинска

Конкуренция на рынке частной медицины растет. По данным рейтинга «ДК», уже на 10% сократился поток пациентов в 2015 г. Мы узнали у игроков рынка, что ждет медицину Челябинска в ближайшем будущем.

9 июня «Деловой квартал» провел читсовет по проблемам рынка частных клиник Челябинска. Представители частной медицины рассказали, что происходит с клиниками, куда двигается рынок и какой будет медицина в ближайшем будущем.

Леонид Курзов, главный врач «Канон»

Конкуренция на рынке частной медицины только начинает выстраиваться. Есть клиники, которые работают давно, и крепко держаться, а есть те, кто открылся совсем недавно, но уже является сильным игроком. Дума, через год-полтора, когда ситуация в экономике более-менее станет стабильной, будет понятно, кто выиграет. Останутся сильнейшие, они и будут делить между собой рынок.

В направлении травматологии еще точно есть куда расти, и пока конкуренция не такая сильная. Тем более что порог вхождения в этот бизнес довольно высокий – нужно емкое оборудование, дорогие расходные материалы, хорошие кадры. Не думаю, что в этом направлении появится большое количество таких центров. Может, в других направлениях ситуация иная.

Самой большой проблемой в частной медицине являются административные кадры. Потому что человек, получивший медицинское образование, не может управлять клиникой. А специалист, который получает управленческое образование, входя в сферу медицины, просто может потеряться. Это очень специфический рынок, невозможно на общих основаниях подходить к бизнес-процессам в медицине. Получается, клиниками руководят либо врач, который сам набил шишки, получив опыт управления, либо управленец, который тесно связан с медициной. Как правило, это человек, который имеет родственные связи с теми, кто работает в этой сфере.

Елена Канаева, главный врач «Репромед»

В нашем сегменте - акушерство и гинекология - достаточно жесткая конкуренция. Совсем не радует, когда у нас «вытягивают» врачей, обещая им золотые горы… Кроме того, количество пациентов, готовых за свой счет делать ЭКО, заметно снизилось, а квот, которые расходятся по частным клиникам, не хватает. За них-то и борются частные медучреждения. Не все выживают – в прошлом году закрылась НИИ репродуктивной медицины имени Ю.С. Верлинского. У них, вроде, осталась аптека – они сменили формат работы, пытаясь как-то выжить. Очевидно, что борьба на рынке частной медицины усилилась в распространенных видах медицинских услуг. Так, центров, занимающихся акушерством и гинекологии, очень много, соответственно, конкуренция в этом сегменте высокая.

Сергей Парфенов, директор многопрофильной клиники «Медис»

Немного по-другому смотрю на конкуренцию в медицине. Так как мы продаем услуги, а не материальные вещи, это позволяет очень слабым выживать совершенно спокойно. Если ты будешь продавать плохие машины, то через месяц, какие бы ты усилия не прикладывал, у тебя их перестанут покупать.

В медицине это не работает. Какие бы ты плохие услуги не оказывал, если у тебя есть административный ресурс, деньги и связи, ты будешь работать и работать. Я работаю на рынке частной медицины 11 лет и знаю, что красивый маркетинг в медицине заканчивается там, где начинается  конкурентная борьба. Зато появляется подкуп докторов, привлечение админресурса, натравливание проверяющих организаций. Самая грязная конкуренция как раз в сфере частной медицины. Никто не пытается оптимизировать свою работу, клиники просто сразу начинают давить конкурентов. В этом огромный минус нашей сферы, это мешает правильно работать и позволяет выживать слабым.  

Александр Клюкин, руководитель отдела маркетинга «Эф Эм Си»

Многие клиники начинают поднимать цены на услуги. Но делают они это не потому, что хотят нажиться на клиентах. Все понимают, что народ у нас не богатеет. Просто меняются затраты на расходные материалы, на оборудование. Так, львиная доля всех расходных материалов в частной медицине – импортные. Отсюда и повышение цены. Часто бывает так, что поставщик поднимает цены на 10%, а клиника лишь на 3%, чтобы как-то сдержать рост стоимости услуг.

Поэтому работать с поставщиками надо тоже уметь. Надо, чтобы поставщик разделял с тобой социальную ответственность, участвовал в ценообразовании. Понятно, что заработать хотят все. Но если один поднимет цену сильно, другой тоже, то пациентов в частной медицине будет меньше и меньше. Мы с поставщиками проводим беседы, часто встречаемся, объясняем им это. Конкуренция среди поставщиков нам здесь помогает. Так и стараемся удерживать закупочные цены, чтобы не поднимать розничные.

Владислав Тупиков, главный врач клиники «Источник»

Нечестная конкуренция имеет место быть, но, как мне кажется, она уходит в прошлое. Не всегда административный ресурс может решить какую-то проблему. Неверно выстроенные бизнес-процессы, неправильный маркетинг  все равно сделают свое дело.

Я думаю, будущее медицины выглядит так – будут государственные и частные учреждения, которые так или иначе будут работать в единой системе. Может, это будет и ОМС+, когда пациент будет  доплачивать сумму частной клинике – пока непонятно. Но мне кажется, Россия движется в сторону европейского подхода в медицине, где к любому пациенту одинаковый подход – независимо от того, лечится ли он на собственные средства или оказывается медпомощь по ОМС.

Второй момент, касающийся будущего медицинского рынка - конкуренция. В плане конкуренции российская медицина также движется в сторону Европы, где у каждого медучреждения есть эпидиомологическое заключение о том, что в помещении могут оказываться медуслуги, а у врача есть своя лицензия на оказание медпомощи, и он сам выбирает площадку, где ему работать. Это позволит выстроить здоровую конкуренцию. Я думаю, в конце концов, мы к придем к тем подходам, которые используют зарубежные клиники.

Олег Гладков, главный врач клиники «Эвимед»

У нас на рынке есть тенденция, характерная для всей страны. Это проблема подготовки кадров – общий уровень подготовки снижается, я вижу это по нашей специальности. Регулярно езжу на конгрессы, не наблюдаю большого количества молодых специалистов, которые бы достойно могли в будущем развивать нашу отрасль. Да, в Москве, в Санкт-Петербурге есть достаточно перспективных специалистов, а вот на периферии почему-то с этим проблема. Подготовка медиков и врачей хромает, и это скорее системная проблема в стране, а не беда какого-то отдельного университета.

На мой взгляд, общий уровень оказания медпомощи, если и не снижается, то застыл на одном уровне. Хотя медицина, как и бизнес, не должна стоять на одном месте. В этом большая проблема. Повышение качества оказания медпомощи, обучения специалистов, удержание их у себя – это шаги вперед, которые позволят выживать частным медицинским центрам.

Если есть сильный врач, то к нему придут пациенты. Нам нужны хорошие доктора, и в это надо вкладываться.