Меню

Олег Витковский: Хотите привлечь инвесторов — модернизируйте аэропорт

Олег Витковский, генеральный директор ТС «Маркер Игрушка» По работе я часто бываю в разных городах страны. Мой бизнес перерос масштабы Челябинска. И обычно я месяц провожу здесь, месяц— в другом ре

Олег Витковский, генеральный директор ТС «Маркер Игрушка»

По работе я часто бываю в разных городах страны. Мой бизнес перерос масштабы Челябинска. И обычно я месяц провожу здесь, месяц— в другом регионе. В таком режиме я начал отчетливо видеть минусы и плюсы родного города по сравнению с другими миллионниками России.
Начну с Уфы. Здесь я понял: Челябинску срочно нужно что-то делать со своим аэропортом. Три года назад каждая пятая машина, припаркованная у аэропорта Уфа, была с челябинскими или магнитогорскими номерами. Сейчас уже— каждая третья.
Складывается ощущение, что наш аэропорт вообще закрыли. Люди летают через Башкортостан, ну или через тот же Екатеринбург. Почему— понятно. Рейсов много, цены ниже, тарифы на взлет, посадку и обслуживание транзитных бортов намного демократичнее.
А ведь это не просто вопрос качества жизни в городе. Воздушное сообщение— важный фактор развития экономики. Хотите привлечь иностранных инвесторов— сделайте так, чтобы они смогли к нам прилететь. Иначе встречать их у трапа будут чиновники регионов-соседей.
Хотя, надо сказать, в плане взаимоотношений власть-бизнес Челябинск Уфу превосходит. В Башкирии правило простое— всем заправляет клан, семья. Так было всегда. Родственники и друзья президента республики контролировали и контролируют почти все нефтяные активы региона. Это 60-70% экономики республики. И если кто-то из клана нарушит закон, мусор из избы не выносят. Пожурят, понизят в должности на пару лет и все. А в Челябинске даже за небольшую взятку чиновник рискует схлопотать большой срок. И не один десяток провинившихся госслужащих уже сидят. Тут мы молодцы.
Может быть, потому с инвестициями в регион у нас получше. В Уфе всплеск развития случался, наверное, только раз— перед днем празднования 450 лет соединения русского народа с башкирами. Тогда федеральная власть им немного помогла достойно встретить эту дату. Ну как немного? 93 млрд бюджетных рублей пустили в регион. И вся экономика резко ожила. Потянулись большие, средние и малые инвесторы со всей страны и из-за рубежа.
Но инициативу башкирские власти упустили. Второй Татарстан на государственных деньгах построить не получилось. Рынки отстают лет на пять от уральских городов. За исключением разве что «Башкирского меда», нет здесь своих серьезных брендов, больших компаний вроде наших «Макфа», «Юничел», «Пеплос», «Мирель» и др.
Челябинск, наоборот, на старте большого роста, как мне кажется. Чуть ли не каждый день я читаю новости о том, что кто-то из иностранцев или федералов заходит в наш регион, о том, что промышленники расширяют и модернизируют производства, строят новые заводы.
Главное— темп не сбавить. И город нужно делать удобным для жизни и бизнеса. Градостроительство в этом смысле— очень важный аспект. В Уфе сразу замечаешь— здесь строят не так, как у нас. Новых «панелек» не возводят уже давно. Почти все новостройки— кирпичные. Архитектура поинтереснее. «Конгресс-холл», президентский дворец, «Олимпик Парк», несколько горнолыжных трасс, один из лучших биатлонных центров страны, впечатляющие архитектурными формами мосты через реки. Очень красиво.
Нужно догонять. И в Челябинске ситуация стала понемногу меняться в лучшую сторону. Кранов стало больше. Панель вытесняет качественная опалубка. Здания становятся выше, сложнее, интереснее. Дома строятся целыми кварталами. Это радует.
При этом архитектуру города гостям нужно уметь показывать. А Челябинск с наступлением вечера погружается во тьму. Это объективно один из самых темных городов страны. С уличным освещением все у нас в порядке. Но сколько зданий в нашем городе оборудовали подсветкой? Десять? А в той же Уфе— больше двухсот. И разница видна невооруженным взглядом. Это мелочи, по большому счету. Но они важны для имиджа города. 


Колонка написана специально для «Делового квартала»