Рождённые в конце 90-х и начале 2000-х дети уже начинают покупать квартиры и жить самостоятельно. О том, что они ждут от жизни и от пространства, рассуждает доцент ЮУрГУ Татьяна Кузнецова.
Татьяна Кузнецова, доцент Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ, заместитель управляющего компании «Концепт Строй»:
— Сейчас тема поколений поднимается и обсуждается особенно часто. К примеру, поколение «зэт» — это те, кто родился с 1996 по 2005 гг., а поколение «альфа» — поколение рождённых с 2006 г. И они ещё совершенно неизведанные. Приведу простой пример. Моей дочери нет и года, её лучший дружок — робот-пылесос. Она видит, что он движется, и думает, что он живой. Она с ним играет: ползает рядом, целует на ночь. Он для неё живая реальность, а для меня — неживая среда. Да, поколение «зет» и «альфа» обладают даже не структурой мышления иной, а иной физиологией мышления. Это люди совершенно точно цифровые, постиндустриальные, у них виртуальность и реальность смешаны, как у никакого другого поколения. Эти дети росли в стабильной текущей среде, окружённые вниманием родителей: именно это поколение формируется в гиперопеке. Поэтому говорить, взаимодействовать и учить их надо совершенно по-другому.
Для этих детей вводятся домашние или удаленные формы обучения, воспитания, всё должно быть модульным, рассчитанным на максимальную свободу выбора. Нужно ли им так называемое высшее образование — не знаю, но исключительно живая среда уже для них психологически сложна, а онлайн-общение для них естественно.
При этом «зеты» — достаточно домашние люди. Они живут в виртуальном мире, их истории — сетевые. Они опираются на мнение своих сетевых друзей, не представляют реальности без гаджетов, но именно поэтому в условиях личностного кризиса лечением может стать только спокойное, живое, сенситивное общение.
Это люди, у которых нет ярко выраженного лидера. Они не будут жить в иерархической системе, они карьеристы умеренного свойства. Для них карьера — это не самоцель. Самореализация — да. Карьера, для которой придется сидеть в офисе — нет. Иерархия, к которой мы привыкли, — нет. Безусловных лидеров мнения — нет. Но есть те, кто является авторитетом потому, что умеет делать что-то лучше тебя. Это — единственный авторитет.
«Зэт» — это люди, которые умеют работать в большом проекте. Поэтому их нужно вовлекать в большие дела: сделали кусочек, ещё кусочек, получили большую картину. Если он делает лишь кусочек, который ни к чему не ведёт, ему сразу становится неинтересно.
Это люди, которые живут не просто в поликультуре, а во множественном наслоении разных культур. Легкодоступность информации для них норма, они не запоминают, не заучивают информацию, как прошлые поколения. Кстати, средняя школа до сих пор основана на заучивании, поэтому многие сегодня с этой точки зрения логично считают её порочной, малопригодной для образования поколений «зет» и «альфа».
Но этих детей склонность к обработке больших объёмов информации. Они умеют видеть причинно-следственные связи, этим и отличаются от предыдущих поколений.
Это люди, которые очень хорошо живут по расписанию, оно их стимулирует. Они готовы работать в многозадачности, если результат — большой проект. Эти люди склонны к предпринимательству, потому что хотят самореализовываться. Поколение с повышенной социальной ответственностью.
Недавно среди этого поколения проводили опрос. Спрашивали: «Какие дорогостоящие покупки ты планируешь совершить в ближайшие пять лет?» В списке нет недвижимости! И быть не может. Есть машина, но у последующего поколения и она исчезнет: автомобиль полноценно заменят каршеринг и беспилотные такси. В их списке потребностей в топе — путешествия. Нет образовательной системы, но есть самообразование.
Из всего этого возникает логичный вопрос. Хорошо, может, не сегодня, но через 10-20 лет «зет» и «альфа» станут основным сегментом общества, для которого строительные компании будут возводить дома. Средние инвестиционные циклы в жилой недвижимости — 4-10 лет, а если речь про использование инновационных материалов, — 15-20 лет. То есть уже сегодня застройщики должны думать о том, какие требования у этого поколения. И какими они будут?
Прежде всего, этим людям важна среда. Её можно описать глобальными словами — большая, гибкая, комфортная, но, если проще, она должна строиться на близком общении, перетекании большого в малое, общего в частное. Уже сегодня многие из этого поколения уходят в дома-коммуны. Это происходит в Иннополисе, в Силиконовой долине. Это классические конструктивистские дома, где есть маленькое небольшое помещение для проживания и общие пространства: начиная с общепита и заканчивая удалёнными офисами, террасами, даже санитарными зонами. Про уличные и общественные пространства даже не говорю.
Поколение это — «зелёное», технологичное. Стеклянные пространства, «зелёные», «умные» дома, удалённое управление домом и общественными территориями, дополненная реальность. Не только вертикальное озеленение, но и вертикальные теплицы. Солнечные батареи, ветрогенераторы. Хватит ли у нас ума, смелости и свободы это осознать, спроектировать и построить? Ответ на этот вопрос, в том числе, и даёт ответ на вопросы, будет ли жить наш город, и кто станет типичным его жителем завтра.