Меню

«Консолидироваться, принять временные жесткие ограничения, не паниковать» — Дмитрий Вяткин

«Западная неолиберальная модель в кризисных ситуациях дает сбои и не позволяет защитить граждан так, как государство и власть обязаны это делать. Это четко подтвердила и разразившаяся эпидемия».

О наиболее важных поправках в Конституцию и правительственных мерах поддержки бизнеса в связи с эпидемией коронавируса в интервью CHEL.DK.RU рассказал депутат Государственной Думы, заместитель председателя центральной контрольной комиссии «Единой России» Дмитрий Вяткин.

Как удалось за столь короткий срок проработать сотни поправок?

— Огромная работа проделана и рабочими группами, и привлеченными экспертами, и профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации. Обсуждение шло и в регионах – в Законодательных собраниях, на базе Общественной палаты. То есть на самом деле, несмотря на то, что многие спрашивают: «А что так быстро?!» — совсем не быстро! Большинство поправок, особенно те, которые касаются укрепления суверенитета страны, перераспределения полномочий, донастройки системы сдержек и противовесов между властными уровнями, и уж тем более изменения, которые касаются социальной сферы — они все вызревали давно, едва ли не десятилетиями, постоянно поступали запросы от общественников. Естественно, это не могло оставаться незамеченным, неуслышанным — ни президентом, ни парламентом. 

Так что всё, что было объявлено во время послания президента, все эти изменения имеют давнюю историю — достаточно времени было, чтобы всё обсудить, доработать и принять.

Еще одна важная вещь: провести всенародное голосование по этому вопросу — это личная инициатива президента, чтобы заручиться поддержкой граждан. Обязательности в такой процедуре нет. Напомню, поправки, которые принимались в 2007 и в 2014 году, не проходили через всероссийское голосование. Но они и не были столь масштабными, касались исключительно полномочий и организации органов государственной власти, исполнительной, законодательной и судебной, срока полномочий главы государства, порядка назначения прокуроров, отчетности правительства, объединения Высшего Арбитражного и Верховного суда. То есть они не касались столь широкого спектра вопросов. А сейчас абсолютно верное решение – чтобы граждане выразили свое мнение. Дата голосования будет зависеть от того, как складывается ситуация с распространением коронавирусной инфекции.

Это пакетное голосование? Или все-таки будет возможность с какими-то поправками согласиться, а с какими-то — нет?

— В настоящий момент в утвержденном президентом указе это звучит так: согласны ли вы внести изменения в Конституцию Российской Федерации, да или нет. С точки зрения норм законодательства это единая поправка, которая вносится пакетом и так же, пакетом, выносится на голосование.

Провести голосование по всему массиву поправок было бы затруднительно даже с чисто технической точки зрения — избирательный бюллетень пришлось бы напечатать на листе бумаги длиной полтора метра. И второе — время. Даже чтобы просто взглядом пробежать, потребуется больше минуты.

Сам процесс голосования в этом случае будет физически неосуществим. Кроме того, поправки принимаются пакетом, потому что имеют взаимосвязанный характер.

В ходе обсуждения поступило несколько сотен различных предложений по поправкам. Мне кажется, многие уже просто запутались: что же в итоге изменится?

— Реально войдет текст, который был внесен президентом, и небольшая часть поправок, внесенных во втором чтении — это инициативы отдельных депутатов, предложения от регионов. Но основной массив — то, что внес президент. На сайте Государственной думы есть сравнительная таблица: можно наглядно сопоставить, как было и как предлагается изменить.

Вы полагаете, много людей придет на избирательные участки?

— Слушайте, ну я же не социолог. Интерес в обществе большой, это вне всякого сомнения. И кроме того, не будем забывать, что процедура голосования – не референдумная. Референдум назначается, только если принимается совершенно новый текст. А здесь не вносятся изменения ни в первую, ни во вторую, ни в девятую главы — именно это влечет созыв Конституционного Собрания и проведение всенародного референдума. Проведение референдума в инициативном порядке — слишком растянутая во времени процедура. Так что в данном случае речь о голосовании, которое не имеет нижнего порога по явке, как референдум, в котором должна принять участие половина граждан, включенных в избирательные списки. Изменения будут считаться одобренными в том случае, если за них проголосуют 50% наделенных правом голоса.

Какие поправки, на ваш взгляд, наиболее значимые?

— Те, которые устанавливают дополнительные социальные гарантии. Конечно, эти гарантии в той или иной форме содержатся в федеральных законах, но придание им конституционного статуса гарантирует их незыблемость и прямое применение вне зависимости от того, какие в дальнейшем будут предприниматься шаги по изменению законодательства. Например, возьмем норму, что минимальный размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума. Или что пенсии и социальные пособия должны индексироваться не реже одного раза в год. Любые разночтения этих конкретных норм, которые можно было бы поместить в подзаконные акты, инструкции, приказы, распоряжения, не будут иметь юридической силы. Важно было пойти навстречу общественному мнению и прописать дополнительные гарантии по защите материнства и детства, семьи. А также территориальной целостности страны. Закрепить декларацию о приоритете конституционных норм над нормами международного права.

Конституция, как точно выразился президент, далеко не исчерпала своего потенциала, но мир меняется, появляются новые угрозы и вызовы, в мире нестабильность — политическая, экономическая, военная. И внесение поправок продиктовано в том числе и тем, как Россия позиционирует себя в этом новом мире, который появляется буквально на наших глазах. Поэтому и появились такие поправки, как указание на четкое правопреемство СССР. По факту и так есть, но мы официально это декларируем в Конституции.

Отсутствие этих норм давало почву для рассуждений об обратном. А сейчас это опасно. Однополярный мир, который сформировался в понимании западных политиков и истеблишмента в 90-е годы, уже изменился. И Россия обязана заявить о своем месте в этом новом многополярном мире, в том числе и через конституционные нормы. Многие иностранные политики скрипнули зубами, увидев поправки, которые вносятся в текст Конституции в части, касающейся недопустимости даже ведения переговоров об отчуждении части территории Российской Федерации. Там истерика была просто. Значит, мысли такие были?! Значит, вели политику в этом ключе? Видимо, надежда не покидала, что получится что-то отщипнуть.

Мы сейчас про Крым говорим?

— Есть различные идеи, которые не раз уже озвучивались за рубежом, — и касательно Курильских островов, и Калининградской области, и Крыма, и районов Псковской области — и пошло-поехало… Понимаете, никаких переговоров по этому поводу вообще быть не может.

Вы говорите, что мир меняется, но в Конституции закреплены консервативные взгляды на семью и религию, например.

— Повторюсь, нам важно заявить о своем месте. Да, мир меняется, но мы — вот такие. Поверьте, сторонников и последователей у тех идей, которые мы исповедуем, в мире огромное количество. Глядя на нас, подтянутся те, кто придерживается тех же взглядов. Сегодня становится очевидно, что  неолиберальная модель, которая была предложена на Западе, при возникновении кризисных ситуаций дает сбои и не позволяет защитить граждан в той мере, в которой государство и власть обязаны это делать. Это четко подтвердила и разразившаяся эпидемия.

Кто среагировал четко и эффективно? Те страны, которые могут быстро мобилизовать людей, обеспечить реализацию властных решений. Мы не говорим об обществе тотального контроля, где все строем ходят. Но в кризисные моменты нужно консолидироваться, забыть о внутренних раздорах, противоречиях и конфликтах перед лицом внешней угрозы.

А теперь посмотрите на международную организацию, которая претендует фактически на государственный уровень — Евросоюз. Что предпринято? Где решения Брюсселя? То запрещают выстраивать отношения с Россией, вводят санкции, хотя многие страны высказываются против, диктуют странам, с кем торговать, что производить и в каком количестве. Всё детализируют, но когда случился кризис, что сделано? Ничего. Кто сейчас помогает Италии? Три страны, которые брюссельские деятели, естественно, по шпаргалке из Вашингтона, постоянно критикуют, — Россия, Китай и Куба. Где Германия, где Франция, где десанты «Красного креста» и  «Врачей без границ»?

Вы считаете, что сплоченность перед угрозой пандемии и запрет гей-браков — это вещи связанные?

— Всё же начинается с идеи. Идеи оказывают огромное влияние на жизнь. Отчасти они продиктованы экономической ситуацией. Так, эпоха массового потребления диктует унификацию всего и вся. И неизбежно в сознании западного либерального истеблишмента требует унификации и таких чувствительных, традиционных сфер, как семья, воспитание детей, отношение к Родине, национальная идентичность. Либеральная модель пытается перемешать людей до абсолютно атомизированного состояния, где каждый сам по себе, каждый сам за себя, и нет общности: сколько людей — столько и полов, национальностей и верований. Вся эта аморфная масса, являясь идеальным с точки зрения современных транснациональных компаний потребителем, оказывается совершенно неспособной консолидироваться перед лицом внешней угрозы. Нечто подобное происходило уже в человеческой истории,  и не раз. Древний Рим не устоял, потому что призвал наемников-германцев, в то время как изнеженные и развращенные римляне прятались в страхе по домам. Распад общества начался с идеи. Мы не готовы и не собираемся идти по этому пути.

На ваш взгляд, мир изменится после эпидемии коронавируса? Может ли это спровоцировать серьезный экономический кризис?

— В отдельных странах — да. Те, кто сумеет консолидироваться, принять временные жесткие ограничения, не паниковать, помогать друг другу и четко исполнять предписания властей — те выйдут победителями и даже станут сильнее. Уверен, в кратчайшие сроки будет разработана вакцина от вируса — в том числе и в нашей стране. По мнению авторитетных специалистов-вирусологов, коронавирус не является чем-то особенным. Подобного рода эпидемии человечество переживало не один раз, но тогда у людей не было такого багажа знаний, технических возможностей, чтобы противостоять этой угрозе. Самое главное, что может навредить сегодня — это разобщенность и паника.

Какие меры будут предприниматься на правительственном уровне, чтобы компенсировать бизнесу просадку?

— 17 марта был принят пакет правительственных мер по поддержке бизнеса. Во-первых, административного характера: мораторий проверок малого и среднего бизнеса на год, отсрочка по обязательным платежам в бюджет на три месяца. Сформирован Резервный фонд в размере 300 млн руб., который в том числе может быть направлен на погашение половины процентной ставки в том случае, когда банки и заемщики из числа малого и среднего бизнеса заключают соглашение о реструктуризации долга, а также на финансовую поддержку предприятий в сфере транспорта, культуры и спорта, у которых снизился поток. Это и освобождение туроператоров от уплаты взносов в страховой фонд, и компенсация убытков, связанных с невозвратными тарифами авиаперевозок. Это и продление разрешения на трудовую деятельность иностранным работникам. И мораторий на уплату арендных платежей для малого и среднего бизнеса, арендующего муниципальное и государственное имущество, и снижение требований к обеспечению контрактов при проведении государственных закупок. Мер поддержки на самом деле огромное количество, рекомендую ознакомиться.