Меню

Как переживает кризис малый и средний бизнес Южного Урала? Результаты мониторинга

Обнародованы итоги мониторинга влияния кризиса на деятельность малого и среднего предпринимательства Челябинской области по состоянию на 1 апреля этого года.

Для оценки влияния кризиса на развитие предпринимательства было проведено анкетирование 653 субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), это 0,5% от общего количества зарегистрированных в регионе субъектов. Большее число опрошенных СМСП (68,9%) осуществляют предпринимательскую деятельность свыше 5 лет, 26,2% – от 1 до 5 лет и 4,9% – менее 1 года.

На вопрос «Как отразился кризис на финансовом состоянии предприятия (индивидуальной деятельности)», 50,1% опрошенных (на 2,2 п.п. больше, чем в феврале 2015 года) отметили отрицательные последствия кризиса, выразившиеся в ухудшении некоторых показателей, вне зависимости от сферы осуществляемой ими деятельности, 40,6% опрошенных (+2,4 п.п.) оказались в сложных финансовых условиях, 6,4% (−2,4 п.п.) отметили, что кризис почти не сказался на финансовом состоянии предприятий. Затруднились ответить 2,9% респондентов (−2,2 п.п.).

Очень негативно состояние экономики влияет на предприятия, работающие в строительной сфере - 48,7% (+3,0 п.п. по сравнению с февралем 2015 года), сельского хозяйства - 46,2% (3,8 п.п.), торговли и услуг 42,2% (1,8 п.п.), производства - 41,7% (+5,5 п.п.).

Предприниматели связывают плохое финансовое состояние предприятий с сокращением платежеспособного спроса потребителей (72,9% респондентов, +5,1 п.п.), 58,0% опрошенных (+5,9 п.п.) считают, что сложившиеся условия ограничивают возможности для развития их бизнеса, 55,9% опрошенных (+7,7 п.п.) были вынуждены уменьшить размер оборотных средств, а 33,2% респондентов (−3,2 п.п.) отметили возникновение трудностей с привлечением кредитных средств. Освоение новых видов деятельности стало затруднительным для 36,9% опрошенных СМСП (+0,7 п.п.). Кроме того, у 32,6% респондентов (−2,9 п.п.) возникли трудности при взаимодействии с поставщиками.

Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, 78,9% опрошенных (−3,3 п.п.) не прибегали к уменьшению фонда оплаты труда как способу снижения затрат. Тем не менее, 21,1% из общего количества опрошенных (+3,3 п.п.) были вынуждены пойти на этот шаг. А 4,9% компаний, участвующих в анкетировании (+0,7 п.п.), были вынуждены временно прекратить хозяйственную деятельность.

На данном этапе основными проблемами опрашиваемые субъекты малого и среднего предпринимательства назвали снижение платежеспособного спроса потребителей, сокращение оборотных средств и снижение доступности к кредитным ресурсам.