Меню

«Импорт технологий в России ниже, чем при Сталине». Почему русский бизнес боится Китая

«В 2012 году я начал объяснять людям, что в Китае изобретают. Надо мной открыто смеялись. Сейчас смеющихся становится все меньше и меньше: все понимают, что ситуация меняется кардинально».

Андрей Прохорович, директор Eurasia Development Ltd., стратегический партнер Dodo Pizza China:

— Около года назад мы запустили опрос о проблемах и опасениях, которые возникают у российских бизнесменов на рынке Китая. Мы опросили отдельно тех, кто только собирается там работать, и тех, кто уже на практике знаком с этим рынком. Удивительно, но у тех, кто планирует зайти на рынок Китая, основной страх связан не с авторским правом, а с нехваткой информации о рынке, этого боятся 37%. Российские предприниматели не понимают, по каким правилам живет бизнес Китая. А на втором месте — опасения из-за сложностей, связанных с другой культурой и языком. И только на третьем месте — низкий уровень защиты интеллектуальной собственности.

Показательно, что у тех, кто работал с Китаем, главные опасения связаны с недостатком маркетинговой информации. То есть они не понимают, как продавать там: с помощью других инструментов, других социальных сетей, коммуникаций, GR, церемоний и прочего. Это не значит, что все это не рабочее, но они с этим не знакомы.

Конечно, страх останавливает работу. Но если не можете понять Китай сами, нанимайте людей. Ведь это действительно проблема: Китай читает все обо всех рынках, потому что все международные проекты презентуются на английском. А вот китайцы сообщают о своих разработках в основном на китайском. В результате, когда вы что-то изобрели, вы часто не понимаете, нужно это их рынку или это у них уже есть. Поэтому люди из США, Швеции, Нидерландов готовы платить за консалтинг. А российский бизнес — особенно сегодня — не готов.

В Китае интересны все инновационные проекты, связанные с экологией, с очисткой воды и воздуха, с энергоэффективностью, с логистикой, цифровые технологии и искусственный интеллект. Но проблема российских товаров в Китае также связана с технологическим отставанием России.Сегодня вокруг нас происходит четвертая техническая революция. Если с 1850 по 1950 гг. изобретений столько же, сколько за предыдущую тысячу лет, то теперь изменения происходят чуть ли не каждый день. И Россия на этот раз, как и в случае предыдущих технических революций, находится в догоняющем состоянии. А в это время Китай становится технологической супердержавой.

Для многих людей это кажется фантастикой, они считают, что Китай — это просто большая вывеска, а китайцы только воруют и ничего не изобретают. Это давно не так.

Я знаю китайцев, которым по 18-20 лет, и они изобрели устройства вроде тех, которые нужны для генерации энергии силы тайфуна. А одно из самых громких изобретений за последнее время — система умного трафика, китайцы сделали ее первыми. Четыре месяца назад там была внедрена такая технология управления городом. То есть они объединили картографические сервисы и разместили датчики в каждом светофоре. Все это встроили в одну систему, которая показывает, где сколько автомобилей, как разгружать трафик. То есть светофор горит не по секундам, а столько, сколько указано ему этой системой. Так они ежедневно получают десятки тысяч машиночасов экономии. Это готовый экспортный продукт, сейчас его тестируют в 20 городах Китая, потом по планам — Москва, Лондон и другие крупные города мира.

Для Китая действительно представляют интерес все инновационные изобретения, но вопрос — может ли Россия предложить это. Например, Китай — первая страна, которая в этом году в 40 школах экспериментально ввела обучение с использованием искусственного интеллекта. Эти дети через пять лет будут делать те вещи, которые не сможет ни один человек в Силиконовой долине. А уже с шести лет китайцы могут ходить в кружки по биохакингу. То есть шестилетние дети изучают, как взломать ген человека. Вот куда пойдет Китай.

А в это время Россия даже в плане импорта технологических решений в худшем состоянии, чем в сталинское время, в 30-е годы. Потому что в 30-е годы Ford поставлял СССР свои технологии, и американцы строили заводы. Сейчас они этого не делают.

В 2012-2013 гг. я начал объяснять людям, что в Китае изобретают. Надо мной открыто смеялись. Сейчас смеющихся становится все меньше и меньше: все понимают, что ситуация меняется кардинально. Правительство Китая поставило цель, это называется план Made in China – 2025 — это построение новых производственных процессов. Они работают над автоматизацией всего, что только можно автоматизировать. В том числе автоматизацией регулирования жизни людей. Уже с 1 мая в Китае стартовало внедрение социального рейтинга. В данный момент в Китае 200 млн камер, еще 400 млн камер будут установлены в ближайшее время.

Эта система мониторит людей офлайн. Это очень удобно, потому что вообще-то китайцы перебегают дорогу, где попало. Теперь система будет их тормозить, потому что любое нарушение понижает так называемый социальный рейтинг. И чем он ниже, тем дороже для тебя становится кредит, а если упадет сильно, то и на самолет тебя не посадят — ограничений куча.

А скоро будет введен интернет-мониторинг. Играешь в игры на компьютере? Значит что-то с тобой не так, понижаем рейтинг. Прекрасная система. Пока что про нее все говорят: «ужас-ужас», но впоследствии, я уверен, ее начнут применять все страны мира. Потому что это просто новый виток развития общества. А мы воспринимаем ее именно так, потому что у нас европейское, американское восприятие государства: власть — это зло, она априори делает что-то плохое. А на Востоке другое отношение. В Китае правительство – это светило в мире хаоса. Есть, конечно, очень маленький процент несогласных. Но они молчат, потому что там вообще нельзя говорить лишнего.

Еще одна причина, по которой бизнес боится работать в Китае, — выстраивание отношений с партнерами занимает крайне продолжительное время. У меня на это ушло больше 10 лет — это литры крови, цистерны слез и миллиарды нервных окончаний. Не говоря уже о потерянных деньгах.

И, конечно, у многих возникают вопросы к авторскому праву. Но, могу отметить, что в Китае в отличие от России вообще нет такого понятия, как слив информации при регистрации патента. Это когда ты подаешь патент, а там вместо того, чтобы регистрировать, передают его третьей стороне, которая оформляет его якобы на пять минут раньше, чем ты. Такого в Китае вообще никогда не было.

И в целом китайское патентное законодательство совершенствуется очень быстро. Особенно оно изменилось с точки зрения разбирательств по авторскому праву. Последние годы один за другим китайские компании выигрывают суды у зарубежных, истцы самых громких дел — New Balance и Apple. Китай набил руку и это тоже часть плана Made in China – 2025, они начали играть по международным правилам.

Но, конечно, они продолжают активно копировать продукцию. Защищать товарный знак там нужно обязательно, но все зависит от того, патент на что мы делаем. Если на изобретение, то смысл есть. А если, например, на пользовательскую модель, — это бессмысленно. Они возьмут, чуть переделают механизм, и всё.

Американцы страхуются от этого правильно: берут свое изобретение, разделяют на элементы и регистрируют каждый по отдельности. То есть им проще совершенствовать технологию каждого элемента и они могут кусками продавать лицензии. Apple и Samsung хоть и судятся, но постоянно продают друг другу лицензии: Samsung большую часть зарабатывает на продаже не собственных телефонов, а экранов Apple.

Но лучше всего получить патент на территории Китая, потому что зарубежное право там неактуально. В этом случае продукция будет защищена лучше: чтобы выиграть суд, у вас должен быть китайский патент, китайская торговая марка. Оформление патента занимает год-два, а стоит $1-2 тыс. долларов. Правда, перевод этих денег может обойтись в разы дороже.

Материал подготовлила Екатерина Омельченко специально для рубрики "Особое мнение Челябинск"