Скандальная рекламная кампания Reebok наделала немало шума. И хотя ее создатели уже успели откреститься от «неправильно понятого» посыла, это отражает ценности общества, уверен Андрей Минченко.
В минувший четверг, 7 февраля, российский офис компании Reebok запустил рекламную кампанию «Ни в какие рамки», в рамках которой предоставил слово «девушкам, которым есть, что сказать, и которые не стесняются быть собой». Лицами рекламы стали основательница феминистского телеграм-канала «Женская власть» Залина Маршенкулова, чемпионка Европы по спортивной борьбе Анжелика Пиляева и боец ММА Юстына Грачык. Кампания стала аналогом англоязычной рекламы Reebok «Be More Human», на которой изображены сильные женщины.
В России одним из слоганов кампании стало высказывание Залины Маршенкуловой «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Эта цитата вызвала шквал негатива со стороны многих пользователей, и в результате Reebok удалил пост. Позднее в компании попытались объясниться: «жизненные принципы [героинь] в чем-то расходятся с существующими шаблонами о роли женщин в обществе, поэтому их слова могут восприниматься неоднозначно».
О том, почему при попытке копирайтеров не вписаться в существующие рамки что-то пошло не так, рассуждает Андрей Минченко, член Общественной палаты Челябинской области:
— Как бы ни было неприятно прикасаться к волне «нивкакиерамочного» хайпа, но, глядя на то, как бодро расползается эта токсичная масса по рекламному пространству, считаю важным отметить некоторые выводы.
Напомню, американская версия рекламы призывает людей стать сильнее, чтобы помогать другим, призывает менять мир, вдохновлять других своим примером, раскрывать сердце, да и просто быть человечнее.
А русская версия призывает послать всех «подальше», причем в разных смысловых вариациях и в откровенно хамских словесных формулах. Понятно, что юмор, но в каждой шутке — лишь доля шутки. Да и уровень юмора имеет значение.
Учебники маркетинга учат нас, что такие гиганты, как Reebok, обязательно тестируют свои рекламные кампании на точно подобранных фокус-группах. И это именно серьезные исследования, а не строчка в смете расходов. То есть реклама всегда настроена на реальные ценности людей, на то, что они искренне разделяют, к чему стремятся. Иначе реклама попросту не сработает.
Конечно, в российском офисе, по актуальной традиции, могли освоить деньги за фокус-группы, но забыть их провести. Такое возможно. Вот только у девушки-телеграммера, которая это придумала, есть сотни тысяч поклонников, которые одобряют сие. И есть сотни маркетологов других компаний, которые уже подхватили именно эти смыслы.
Так что, увы, но мы получили очень наглядный сравнительный индикатор сегодняшнего состояния нашего общества. Что он показывает?
Речь даже не о том, что «жлобство» и «бычество» — это наше всё. И не о странности порносюжетов в рекламных лозунгах.
Проблема в том, что хамство, высокомерие, презрение и ненависть к окружающим — это те самые преобладающие ценности, которыми живет сегодня целевая аудитория — наше общество, его большая часть.
Почему так получилось? Наследие прежних эпох? Но если вспомнить СССР, его литература и кинематограф были наполнены самыми человечными смыслами. Именно поэтому они вызывают сегодня такую ностальгию.
Пожалуй, здесь накопилось множество тем для докторских диссертаций по социологии. Но одно вполне очевидно.
Людям предоставили новую степень свободы, и они скатились в первобытные нравы 90-х (уверен, «партнеры» знали, что эффект будет именно таков — смотрим на другие «демократизированные» страны). Шоу-бизнесу и масс-медиа предоставили полную самостоятельность, и они до сих пор культивируют самые низменные смыслы. Кликбейт добавил недостающих «гвоздей в крышку» этой безысходности.
И самое логически верное следствие такого развития событий стало реальностью — надписи из нескольких букв на заборе перекочевали в рекламные лозунги лидеров рынка.
Что с этим делать? Активным участникам медиа-пространства стоит задать этот вопрос самим себе, в меру совести и понимания. А государственным ведомствам, помимо сегодняшней концентрации на политических акцентах, давно пора обратить внимание на систему воспитания, образования и просвещения.
Вполне очевидно, что людям жизненно необходимы гуманистически ориентированные смыслы высокого порядка. Причем не на пыльных полках библиотек, а в практической повседневной реальности. Быть может, и надписи на заборе станут тогда чуть человечнее.
Колонка написана специально для DK.RU