Меню

«Гардероб человек может сменить быстро, а пищевые привычки сохраняются на долгие годы»

Главная проблема, которая характерна не только для пищевой отрасли, — снижение покупательской способности и смещение спроса в сторону более дешевых и менее качественных товаров.

О том, с какими трудностями сталкиваются российские сельхозпроизводители в Китае и чем вызваны резкие колебания цен на гречку, в интервью «Деловому кварталу» рассказал директор компании «Ресурс»  (ТМ «Увелка») Владимир Зяблин.

1. Производство крупы — это тема сугубо российская или, если смотреть шире, стран СНГ.

Главная проблема, которая характерна не только для пищевой отрасли, — это снижение покупательской способности и, как следствие, смещение покупательского спроса в сторону более дешевых и менее качественных товаров. Розничный товарооборот в предыдущие несколько лет неуклонно падал. Сейчас незначительная положительная динамика если и прослеживается, то лишь в отдельных сегментах.

2. За последние несколько лет стоимость ряда продовольственных товаров снизилась. Возросла доля покупателей, которые берут товары только в период маркетинговых акций — по разным товарным категориям доля таких покупок доходит до 80%. Все это, естественно, приводит к снижению маржинальности бизнеса.

3. Частота покупок круп невелика — в среднем, раз в три недели, в отличие от мяса птицы или молочных продуктов, которые относятся к товарам ежедневного спроса. Для предприятий, которые выпускают скоропортящуюся продукцию, создание собственной торговой сети и организация полной дистрибуции в пределах одного или нескольких соседних регионов становится жизненно важным фактором. У круп длительный срок хранения — от десяти месяцев до полутора лет, что позволяет организовать дистрибуцию по всему земному шару.

4. Сегодня доля экспортных поставок невелика — в пределах 5%. Задача по развитию этого направления — в числе приоритетных: с учетом модернизации производства требуются валютные поступления для приобретения современного оборудования, техники. В большей степени интерес представляют не столько азиатские страны, сколько ближайшие соседи из стран СНГ, которых мы, признаться, и к зарубежным рынкам в полной мере не относим, так как даже контракты заключаем рублевые. Есть поставки в страны Европы, США, Канады, Ближнего Востока — крупы покупают преимущественно выходцы из нашей страны.

Как оказалось, если гардероб человек может сменить быстро, то пищевые привычки сохраняются на долгие годы.

За последний год прирост продаж в этом сегменте составил 70%, причем, что радует, российские продукты постепенно находят покупателей и среди коренного населения.

5. Выйти на китайский рынок мечтают многие российские производители, но на практике сталкиваются с трудностями. Во-первых, китайское законодательство в отношении качества продуктов питания даже еще более требовательное, чем российское. Кроме того, Китай отгораживается от остального мира пошлинами, которые вполне можно считать заградительными — порядка 30% на ввоз брендированной продукции. Дальнейшему развитию дистрибуции препятствует и высокая стоимость труда: буквально за последние несколько лет стоимость рабочей силы в Китае настолько возросла, что содержать отдельное подразделение, команду специалистов стало просто нерентабельно. Следующая проблема, которая изначально ставит российских производителей в невыигрышное положение — непроработанная логистика:  долгие сроки доставки и высокие транспортные расходы. В последнее время российское правительство предпринимает действенные шаги по реальной помощи производителям-экспортерам: выплачиваются субсидии, компенсирующие до 50% затрат на транспортные расходы по железнодорожным перевозкам по территории России, организуются международные продовольственные выставки. Все это вселяет некую надежду, что государство будет целенаправленно выстраивать экспортную модель сельского хозяйства.

6. Двадцать пять лет назад на третьей позиции после гречки и риса был горох, за эти годы он ушел с лидирующих позиций, а его места заняли пшено и пшеничная крупа. Возможно, это связано с длительным временем, которое требуется для приготовления блюд из гороха.

Разновидностей риса множество, и если нет одного вида, покупатель просто возьмет другой, а гречка — одна, поэтому и стала неким символом. На самом деле, если стоимость гречки заметно возрастает, люди просто начинают потреблять ее меньше, заменяя другими крупами или макаронами, картофелем.

А ценовые скачки вызваны либо недобором урожая, либо переизбытком, что связано с отсутствием координации посевных площадей в масштабах всей страны. Честно признаюсь, для производителей резкие взлеты розничных цен и ажиотажный спрос не оборачиваются какой-то сверхвыгодой — это экстренная ситуация, которая требует создания резервов, финансовых в том числе, и вызывает массу проблем в работе с розницей, потому что пока сети осознают изменение ситуации, проходит время, а поставки нужно осуществлять каждый день.

Материал подготовлен на основе интервью, опубликованного в октябре 2018 г.

Подготовила Ульяна Бисерова