Евгений Еремин о реальном импортозамещении на реальных объектах
Несмотря на сложности в экономике страны, позиция государства направлена на создание благоприятных условий для развития бизнеса, считает председатель совета директоров ОАО «Челябтяжмашпроект».
Евгений Еремин, председатель совета директоров ОАО «Челябтяжмашпроект»:
– По результатам анализа, проведенного Минпромторгом в июне 2014 г., наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90 %), тяжелое машиностроение (60–80 %), легкая промышленность (70–90 %), электронная промышленность (80–90 %), фармацевтическая, медицинская промышленность (70–80 %), а также машиностроение для пищевой промышленности (60–80 %). Но для реализации перехода на отечественную продукцию в вышеперечисленных отраслях нужны эффективные механизмы работы и целый комплекс условий:
1) Гарантированный госзаказ. Ярким примером является оборонная промышленность, где стратегия импортозамещения заработала раньше других отраслей, уже в 2014 году. Рост в отрасли обеспечил именно гособоронзаказ. Если же говорить о госзакупках, необходимы определенные преференции для компаний, участвующих в импортозамещении.
2) Доступ к недорогим кредитным ресурсам. В этом направлении государство предлагает поддержку, на которую могут претендовать проекты стоимостью 1–20 млрд. руб., если производственная площадка находится на территории РФ, а бизнес относится к приоритетной отрасли экономики. Также Фонд развития промышленности выдает целевые займы под проекты по производству конкурентоспособной продукции из категории импортозамещающих.
3) Налоговые льготы. Входит в практику применение налоговых каникул, если речь идет о малых предприятиях. Критерием для предоставления льгот должно быть и то, является ли компания производственной и/или инновационной, относится ли ее продукция к категории импортозамещающей.
4) Устранение излишних административных барьеров при выделении участков земли и решении инфраструктурных вопросов. Сейчас реализуется идея технопарков и территорий опережающего развития – но это долгосрочные проекты, ведь необходимо устранять пробелы в законодательстве. Не всегда удачно подбирается площадка для вышеуказанных проектов, что тянет за собой решение проблем с инфраструктурой.
5) Анализ предприятий, на базе которых будет создано новое производство, и подбор эффективных бизнесменов, которые имеют достижения в области управления, реализации проектов с нуля в производственной сфере.
Это в масштабах всей страны.
"Если же говорить о конкретных проектах..."
Если же говорить о конкретных проектах, то как участник рабочей группы при губернаторе Челябинской области по созданию чугунолитейного производства на 70 тыс. тонн литья в г. Магнитогорске хочу поделиться опытом.
Около года назад в Челябинской области началась работа по созданию станкостроительного кластера. Одним из этапов реализации стал проект строительства завода по производству станин. Под руководством вице-губернатора Челябинской области в этом проекте участвуют представители администрации Челябинской области и г. Магнитогорска, крупных научных центров, производственных, проектных и инжиниринговых компаний.
В ходе предпроектной подготовки на этапе подбора участка для размещения производства сложилось рабочее ядро из сотрудников отдела инвестиционного развития Магнитогорска, представителей магнитогорского предприятия по производству валков, проектировщиков института ОАО «Челябтяжмашпроект» и специалистов ООО ПСО «КУрС».
Администрация г. Магнитогорска представила на рассмотрение 14 перспективных участков, из них 3 браунфилда и 11 гринфилдов, и на основе «Дорожной карты инвестора», которая является разработкой проектного института, был составлен рейтинг всех площадок, учитывающий наиболее значимые для запуска производства характеристики. В ходе работы стало понятно, что наибольший вес имеет наличие необходимой инфраструктуры, то есть возможности наиболее быстрого и менее затратного технологического присоединения. Площадка может быть очень удобной с точки зрения подъездных путей, иметь хорошие геологические характеристики, удачно располагаться относительно населенных пунктов, но без возможности быстрого и налаженного доступа к энергетическим ресурсам запускать производство не имеет смысла.
С какими сложностями нам пришлось столкнуться?
-Так как работа на этапе предпроектной подготовки выполняется без финансирования, необходима была готовность коммерческих предприятий работать полностью на общественных началах, руководствуясь интересами участия в проекте в долгосрочной перспективе.
- Отсутствие в архитектуре геодезических и геологических данных осложнило и затормозило работу по оценке возможности размещения производственных зданий на конкретных площадках. Специалистам ОАО «Челябтяжмашпроект» приходилось выполнять инженерно- геодезические и -геологические изыскания, чтобы получить недостающие данные.
- При обращении в энергоснабжающие компании касательно возможности присоединения к инфраструктурным объектам и доступным мощностям информация выдавалась не всегда корректная. В связи с этим несколько раз менялся выбор участка.
- Происходили изменения и в концепции проекта. Сначала планировалось совместное производство валков и станин, но затем было решено производить только станины. Соответственно менялись требования к участку.
В общей сложности работа по выбору производственной площадки растянулась на 10 месяцев, но можно было бы выполнить ее за 1 месяц, не теряя в качестве, если бы исходные данные, в первую очередь по технологическому присоединению к инфраструктурным объектам выдавались быстро и корректно. Время – это тот ресурс, который сейчас ценится превыше всего, к тому же он невосполним. Ускорение на этапе планирования, подчеркиваю ускорение, а не спешка, позволяет начинать осваивать вложения раньше.
Решением, позволяющим эффективно работать над вопросами импортозамещения, могло бы стать создание рабочей группы, например, на базе Комитета по энергетике СОСПП в рамках проектного офиса. В состав этой группы войдут специалисты энергоснабжающих организаций, проектировщики, юристы, представители компаний-владельцев инфраструктуры общего пользования (от таких крупных как ОАО «РЖД», ГК «АВТОДОР» до муниципальных компаний), совместная работа которых даст возможность разработать методику и рекомендации по сокращению сроков и издержек по подключению инвесторов к объектам инфраструктуры. Конечно же, данная методика должна быть отработана в реальной жизни на реальных объектах. ОАО «Челябтяжмашпроект» и ООО ПСО «КУрС» в составе группы компаний КУРС готовы активно участвовать в данной работе, делиться опытом и наработками.